ФЭНДОМ

Аркенстон

Аркенстон в фильме «Хоббит: Пустошь Смауга».

«Аркенстон моего отца один дороже золотой реки, а для меня он и вовсе не имеет цены. Из всего богатства именно его я предназначаю для себя и жестоко отомщу всякому, кто найдёт его и утаит.»
Торин Дубощит

Аркенстон (англ. Arkenstone) — драгоценный камень, самый большой из сокровищ Одинокой горы. Также известен, как «Сердце Горы». Он являет собой круглый ограненный алмаз размером с голову ребёнка, излучающий неясное сияние.

Этимология Править

Вероятно, Толкин позаимствовал название камня от староанглийского слова earcanstān (также существуют написания eorcanstān, eorcnanstān и т. д.) или древнескандинавского jarknasteinn, означающего «драгоценный камень».

Описание Править

Arkenstone

Аркенстон — сердце горы. Иллюстрация Донато Джинакола.

«Бильбо сразу узнал его из описания Торина, да и не могло быть на всем свете двух таких алмазов, даже в другой такой же несравненной сокровищнице. Это и был тот белый блеск, который притягивал Бильбо наверх. Постепенно пятно превратилось в светящийся белый шар. Сейчас шар мерцал разноцветными искрами, так как свет факела играл на его гранях. Наконец шар очутился прямо перед хоббитом, и у того перехватило дыхание. Величайшее из сокровищ светилось собственным светом, исходящим изнутри, и в то же время, гранённое и отшлифованное гномами, выкопавшими его в незапамятные времена, вбирало в себя свет извне и преломляло его десятками тысяч белых сверкающих граней, и это белое свечение переливалось всеми цветами радуги.»
—«Хоббит, или Туда и обратно», пер. Н. Рахмановой.

История Править

480px-The Arkenstone

Обнаружение Аркенстона. Рисунок Теда Несмита.

Этот камень был обнаружен Траином I, через некоторое время после основания королевства гномов Эребор. Гномы извлекли и огранили камень таким образом, что он, отражая, усиливал полученный свет и сиял собственным.

В следующие столетия после его открытия, Аркенстон стал реликвией Королей Народа Дурина. Он был унесён в Эред Митрин сыном Траина и возвращён обратно, в Большой Зал Эребора, его потомком Трором. Когда дракон Смауг захватил Гору, камень был потерян для гномов, он затерялся среди добычи Смауга в залах Эребора.

Когда Бильбо Бэггинс нашел камень на золотом ложе Смауга в глубинах Одинокой Горы, то взял его себе, узнав до этого, как высоко его ценил Торин. Пока гномы делили сокровища, Торин искал только Аркенстон, не зная того, что Бильбо прятал его в своей подушке.

800px-Ted Nasmith - The Arkenstone

Бильбо передаёт камень Барду. Рисунок Теда Несмита.

Когда гномы отказались поделиться сокровищами с Бардом (убившим Смауга) и королём Трандуилом, поддержавшим людей в тяжёлый час, Бильбо тайком выбрался из крепости гномов внутри Эребора и отдал им Аркенстон; позднее Бард, Трандуил и Гэндальф пытались выторговать его за четырнадцатую часть сокровищ Смауга, полагавшихся Бильбо согласно договору о его найме в качестве Взломщика. Спор был прерван нападением орков и варгов, пришедших с Серых Гор. На склонах Одинокой Горы разразилась Битва Пяти Воинств, и Торин был убит. Когда Торина хоронили глубоко внутри Эребора, Бард положил ему на грудь Аркенстон.

В фильмах Править

В фильме Питера Джексона «Хоббит: Нежданное путешествие», в отличие от книги, камень не был огранён. Он был укреплён над троном королей Эребора, и служил символом божественного происхождения его власти. Трор попытался забрать камень с собой во время разграбления, но уронил его в поток текущего золота, где тот затерялся.

Интересные факты Править

  • Аркенстон имел общую черту с Сильмарилями - свойство излучать внутренний свет, вбирая внешний и отдавая его множеством прекрасных оттенков. Впрочем, быть одним из Сильмарилей он не может, так как между ними есть несколько значимых отличий:
    • Аркенстон был найден гномами в глубинах Эребора, куда Сильмарили никаким образом не могли попасть из затонувшего Белерианда;
    • Сказано, что никакой силе в Арде не повредить и не разбить Сильмарили, Аркенстон же был огранён и отшлифован гномами;
    • Камень Феанора жёг бы смертную плоть гномов и хоббита;
    • Размер Сильмарилей (который Берен зажимал в кулаке, а Эарендиль водружал на чело) не совпадает с размером Аркенстона: один из первых Берен зажимал в кулаке, а второй Бильбо еле мог обхватить двумя руками;
    • В Пророчестве Мандоса сказано, что Сильмарили будут извлечены из моря, земли и воздуха, лишь когда наступит Дагор Дагорат.
  • В книге «Устроение Средиземья» Толкин назвал Сильмарили староанглийским словом «Eorclanstánas». Любопытно, что «eorclanstánas» является вариантом слова «earcanstān», от которого и произошло название «Аркенстон».