Фэндом

Википалантир

Арнорцы

2452статьи на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться
Арнорцы
3327489.jpg
Места обитания Эриадор
Лидеры Короли Арнора, Вожди следопытов
Государства Арнор, Воссоединённое королевство Арнора и Гондора
Официальный язык Адунаик, Вестрон
Продолжительность жизни От 80-ти до 150-ти лет
Арнорцы — северные дунэдайн, народ королевства Арнор, позднее после падения Арнора Следопыты Севера или просто дунэдайн.

ПроисхождениеПравить

При Низвержении Нуменора (3319 г. В.Э.) Элендиль вместе с сыновьями Исильдуром и Анарионом, а также народом Верных нуменорцев спаслись и бежали в Средиземье. Под личным командованием Элендиля находились 4 корабля из девяти.

88454142.jpg

Элендиль

Корабли Элендиля отнесло в Линдон, где эльфийский король Гиль-галад оказал ему помощь, позже Элендиль поднялся вверх по реке Лун и основал за Эред Луин Северное Королевство, одно из двух королевств в изгнании. Его народ расселился в Эриадоре по берегам рек Лун и Берендуин. Также нуменорцы поселились  в Форносте на Северных холмах, в Кардолане, на холмах Рудаура, а также возвели башни на Эмин Берайд (говорится также, что башни Эмин Берайд построили не нуменорцы, а Гиль-галад для своего друга Элендиля) и на холме Амон Сул. Элендиль стал Верховным Королём и обосновался в Аннуминасе, а Южным Королевством — Гондором, правили его сыновья.[3] Позже разделение между дунэдайн юга и дунэдайн севера стало всё более заметно.

За тысячи лет жизни в Средиземье кровь арнорцев сохранилась чистой, склонности к ассимиляции с другими народами дунэдайн не проявляли. Даже политически выгодные браки с представителями королевских домов соседних стран во времена расцвета Арнора заключались крайне редко. Расовое высокомерие хоть и присутствовало, но играло не главную роль: куда важней была разница сроков жизни.

Участие в Войне Последнего Союза Править

Опасаясь увеличения мощи королевств в изгнании, Саурон пошёл в превентивное наступление на Гондор в 3429 году В.Э. Саурон внезапно напал на Минас Итиль и уничтожил росшее там Белое Древо. Исильдур и его семья бежали вниз по течению Андуина, чтобы предупредить Элендиля, в то время как Анарион отправился к Осгилиату и какое-то время удерживал войска Саурона.
Elendil gondor-cb57565.jpg

Элендиль и Арнорские воины в Войне Последнего Союза

В ответ на эту агрессию Элендиль заключил союз с Гиль-галадом для отражения нападения врага. Войска Гиль-галада и Элендиля встретились в Амон Сул и двинулись к Имладрису, где и располагались следующие три года, вырабатывая план войны, пока Анарион оборонял Осгилиат от войск Мордора. 

В 3434 году В.Э. объединённые войска людей и эльфов перешли Мглистые горы, разгромили армию Саурона в сражении при Дагорладе, разрушили врата в Мордор и взяли в осаду крепость Тёмного Властелина — Барад-Дур[1]

The-last-alliance.jpg

Саурон выходит на битву

Осада длилась семь лет, в течение которых Анарион, сын Элендиля, был убит. В конце концов Саурон вышел из крепости и лично вступил в сражение, сразив одного за другим Гиль-галада и Элендиля. Когда Элендиль пал, сокрушённый Сауроном, его меч Нарсиль переломился под ним. Но и Владыка Тьмы был повержени и сын Элендиля, Исильдур, подняв обломок-рукоять отцовского меча, отрубил Саурону палец, на котором находилось Кольцо Всевластия. Лишённый силы Кольца, дух Саурона утратил физическую основу и не мог воплотиться в течение последующих двух тысяч лет.

Гибель Арнора Править

После смерти десятого короля Арнора, Эарендура, в 861 г. Т.Э. в Арноре началась гражданская война между тремя его сыновьями. Старший сын, Амлайт, претендовал на власть над всем Арнором, но в результате получил только область Артэдайн в качестве своего королевства. Остальные два сына, соответственно, основали королевства Кардолан и Рудаур. Бывшая столица единого Арнора, Аннуминас, была покинута жителями и разрушилась.

Три королевства то и дело сотрясали мелкие приграничные конфликты и споры, однако отношения Артэдайна и Кардолана в целом оставались относительно мирными. Рудаур же, в отличие от них, проявлял весьма недружественную политику по отношению к двум своим соседям и в итоге развязал серьёзную войну с Кардоланом за обладание башней Амон Сул и её палантиром.

Около 1300 г. Т. Э. в междоусобицу королевств дунэдайн впервые вмешались силы Тьмы — Король-чародей, восстал в горах к северо-востоку от Арнора, где он основал собственное королевство —Ангмар.

Рудаур открыто стал вассалом Ангмара и, соответственно, врагом Кардолана и Артэдайна. Постоянные войны с Королём-Чародеем начали изматывать силы Артэдайна, а земли Кардолана Ангмар аннексировал и уничтожил в 1409 г. Т.Э. К этому времени последние дунэдайн уже покинули эти земли, как и большинство прочих его обитателей.

800px-The Lord of the Rings War in the North - Rangers of the North.jpg

Следопыты севера

В 1974 году Т.Э., когда Король-Чародей захватил Форност, Артэдайн был окончательно разгромлен. На следующий год, в пирровой победе, одержанной в Битве при Форносте, коалиция эльфов, сил Гондора и остатков арнорских армий уничтожила Ангмар и освободила Форност. Правда, восстанавливать королевство было уже некому. 

Дунэдайн Арнора переселились в Угол, к югу от Ривенделла, где некоторые из них стали следопытами Севера. С помощью эльфов эти люди оставались сокрытыми от остального Средиземья, и стали изолированным, странствующим народом. 

В 3019 году Т.Э. король Арагорн под именем Элессара, после окончательного падения Саурона, воссоздал королевство Арнор как часть Воссоединённого королевства и снова сделал Аннуминас его столицей.  

Внешность и характерПравить

Как и все дунэдайн, арнорцы статны, высоки, благородны, мудры. Арнорцы характеризуют себя пословицей «У арнорца две тени» делая акцент на связанность арнорца с будущим и прошлым. У них темные волосы и серые глаза. Скитальческая жизнь сформировала в арнорцах лёгкое пренебрежение к остальным оседлым жителям Средиземья, не способным расстаться с нажитым скарбом (тем более, что от этих оседлых слова доброго не дождёшься). Арнорцы — храбрый народ, имеющий огромную духовную традицию, т. к. материальной у Арнора после войны с Ангмаром не осталось как таковой.

ЯзыкПравить

Арнорцы говорят в основном на адунаике и вестроне, изредка примешивая к ним выражения из знакомых им также синдарина и квенья.

РелигияПравить

Культ Создателя сформировался во всех ритуальных подробностях (хотя внутреннее его наполнение всегда, а особенно в конце Третьей Эпохи, было много богаче внешнего выражения).

ЭрукиэрмэПравить

Эрукиэрмэ, «Моление Эру» — весенний праздник Нуменора. Первый его день назывался Хвалы (Лайталэ). Дунэдайн зажигали «небесный огонь» от солнечного луча, пропущенного через линзу (которая обычно вытачивалась из алмаза и наполнялась водой). Этот огонь должен был гореть в течение всего праздника, его угасание считалось предельно дурным знаком. По окончанию Эрукиэрмэ угли костра закапывали в землю — «сажали семена небесного огня».

В день Хвал вокруг костра передавалась чаша. Каждый отпивал глоток и произносил слова благодарности Эру. Важно было поблагодарить за все, не забыть ни одну самую малую тварь, ни одну полевую былинку, ни одно жизненное явление.

Праздник был открытым, любой пришелец мог принять чашу и вознести хвалы. Понятно, что из-за этого порой случались инциденты. Рассказывают, что несколько лет спустя после падения Форноста и начала арнорских скитаний некий чужак, пришедший к костру Следопытов, обратился с хвалами к ангмарскому чародею за то, что тот сокрушил Север. Но осквернить праздник пришельцу не удалось — стоящий в круге рядом с ним арнорец принял чашу и сказал: «Я благодарю Эру за существование Тьмы,так как в противостоянии с ней Свет обретает силу, и радость побед дает нам надежду, а горечь поражений делает мудрыми наши сердца». (О судьбе того вредного пришельца легенда умалчивает, но скорее всего ему позволили спокойно уйти: в дни Эрукиэрмэ кровь не льётся.)

Открытость праздника привела ещё и к тому, что народы из числа побывавших под Тьмой стали смертельно бояться дунэдайн — главным образом за «небесный огонь». Далеко на восток от Арнора, чуть ли не до самого Рунного моря, слова «пламя с неба сводит» служат характеристикой злобного и опасного колдуна.

Второй день праздника назывался Дары (Аннат). Дарами являлись творения человеческих рук и ума. Ясно, что творения были не абы какие — ведь они посвящались Эру. В сущности, Единому преподносился не сам объект (ювелирное изделие, меч, песня, замысел), а желание мастера творить, украшать мир. А после праздненства с посвященными предметами могло происходить что угодно, они использовались по прямому назначению, их нельзя было только продавать — или дари, или оставляй себе.

Третья часть праздника — Песни (Линдэ), четвёртая — Молчание (Динма) и пятая — Свершение (Эа) имели целью как бы сопереживание Создателю, соучастие в творении Арды. В Нуменоре существовало что-то вроде мистериального театра, в котором были заняты все участники праздника. В Средиземье этого уже не было, но тема сопереживания и соучастия в ритуале Эрукиэрмэ оставалась. В день Песен звучала музыка, но были и «песни сердца», обходящиеся без звуков, — состояние особого душевного подъема, особой вдохновленности, выражавшееся средствами пластики. В день Молчания, разумеется, царила тишина: считалось, что в этот момент творится ткань мира, и всякое неосторожное слово может нарушить ее узор. Если что-то и произносилось в этот день, то только клятвы, которые нельзя не исполнить. В день Свершения вновь передавалась чаша и перечислялись жизненные явления и населяющие Арду существа — но упоминание каждого из них сопровождалось словами «Да будет!» (на древнем наречии «Эа!») — это выражало согласие с устройством мира, с участием людей в священной игре мировых сил.

Как со всяким подобным праздником в любом из человеческих сообществ, с Эрукиэрмэ были связаны народные суеверия: все происходящее толковалось как знаки, к любому сказанному слову относились очень внимательно — считалось, что оно имеет особую силу, рожденным в это время детям приписывались выдающиеся свойства и судьбы (об удачливых говорили «В день Свершения родился»).

За годы скитаний ритуалы Эрукиэрмэ в Арноре существенно упростились, но всякий арнорец, где бы он ни находился, всегда отмечает праздник, оставляя хотя бы самое важное: перечисление сущего в Арде и согласие с его бытием.

Жизненные ритуалыПравить

Основную роль в них играли соль и жемчуг как предметы, связанные с морем и заморской древней родиной. Происхождение жемчуга, символизирующего верность, связывалось с плаванием Эарендиля (слезы Эльвинг); соль, символизирующая скрытую, невидимую силу, возникла в обрядах дунэдайн вскоре после прихода в Средиземье. К этому времени относят написание «Баллады о последних Западных королях», в которой королева Тар-Мириэль говорит своему супругу Ар-Фаразону Золотому: «Ты бросишь нас в море, как соль, и мы растворимся в нем. Но если мы станем солью в море мира, другим станет море — и мир уже никогда не отвергнет нас». Возможно, анонимный автор баллады предвидел дальнейшую судьбу дунэдайн Севера, слившихся со Средиземьем, как соль с морской водой.

Жемчуг был связан с именем человека. Когда дунэдайн получал имя, он надевал на шею жемчужину на цепочке или шнурке (то есть их стоит привезти штуки хотя бы по три-четыре каждому), и во всех межличностных ритуалах она «замещала» носителя имени. При принесении брачных или побратимских обетов люди, связывающие себя клятвой, обменивались своими именными жемчужинами — «сплетем имена, и да будут они одним именем». Имя равнялось судьбе, а жемчужина — имени (если она нечаянно терялась или как-либо повреждалась, слез никто не лил, просто брали другую — важен не предмет, а его легенда).

Когда арнорец умирал, жемчужины с него снимались. Смерть называли «уходом в края, где нет имен» или «в безымянные земли».

Арнорца, погибшего вдали от родины, хоронили по обычаям тех стран, где его настигла смерть. (Если нет возможности провести обряд по-своему.) Те, кому посчастливилось дожить до старости в кругу близких, выбирали место упокоения сами.

Дунэдайн пользовались Правом Элроса — правом достойного ухода по собственному желанию. Человек, уставший от жизни, утративший цель и надежды, мог спокойно попрощаться с теми, кого любит, благословить их, сказать последнюю на своем веку стихотворную импровизацию, возлечь на смертный одр, закрыть глаза и отправить свою душу по неведомым путям Эдайн. Прочие рыдают, говорят стихи и насыпают курган над почившим.

(В «Возвращении короля» описана попытка наместника Дэнетора воспользоваться Правом Элроса — попытка не удалась по причине безумия пытавшегося. В «Повести об Арагорне и Арвен» рассказано, как Право осуществляют Арагорн и его мать Гильраэн. В случае с Гильраэн допущена неточность — известно, что во время Войны Кольца она была ещё жива.)

Важный арнорский ритуал — наречение оружия. Когда отковывается новый меч, его хозяин вешает на рукоять жемчужину, дает мечу имя и представляет его собратьям-арнорцам. Те обращаются к мечу по этому имени и произносят в его адрес благословения и, если случай вышел, пророчества.

Соль играла роль закрепителя и применялась в конце ритуалов. А в их начале люди обращали взор к Западу.

При клятвах в свидетели призывали весь мир: клянущийся и присутствующие смотрели в небо и в землю, а также на четыре стороны света.

Также на Фэндоме

Случайная вики