ФЭНДОМ

Аулэ
Untitled by kimberly80-d6fu6k4
© Иллюстрация kimberly80.
Имя: Аулэ
Титул: Аратар
Раса: Айнур
Культура: Валар
Пол: Мужской
Государство: Валинор
Время жизни: До сотворения Эа — наши дни
Семья: Йаванна — жена
Оружие: Сила Валар

Аулэ (англ. Aulë) — айну из числа Валар, Владыка Земной Тверди, супруг Йаванны.

Величайший искусник из Валар, за исключением лишь Мелькора. Создатель множества великих творений, в том числе золота, драгоценных камней, континентов Арды и Светильников Валар. Также создал расу гномов, хотя и без первоначального дозволения Эру Илуватара. В Амане являлся покровителем и учителем самого искусного племени эльфов - нолдор.

Война с Мелькором Править

Как и другие Айнур, Аулэ был создан Эру Илуватаром до создания ещё чего-либо. В Музыке Айнур Аулэ задумался о материи Земли, привнеся в неё золото и драгоценные камни. Придя в Эа чтобы улучшить её для Детей Эру, Аулэ принял главную роль в формировании Арды (на ровне с Манвэ и Улмо). В то время Мелькор, брат Манвэ, пожелал устроить Арду по своему разумению и владеть ею. Манвэ, которого Эру назначил королём в Арде, призвал на помощь других Валар и Мелькор ушёл из Арды ни с чем.

Aule by jankalateckova-dajyc14

Аулэ. Иллюстрация jankalateckova

Пока Мелькор скитался по Эа, Валар подготовили Арду, уняв буйство стихий. В то время, Аулэ взял в жёны Валиэ Йаванну и придал очертание земле, создав горы и морские бассейны.

Мелькора разъярило, что всё сделали без него и он вернулся, начав Войну с остальными Валар. Мелькор был в те времена столь могущественен, что в одиночку одерживал победы над всеми Валар. Более других он боролся с Аулэ, к которому ревновал и с которым был схож более всего. Мелькор уничтожал или портил все плоды трудов Аулэ, и тот в итоге утомился восстанавливать разрушенное. Победа над Мелькором была достигнута лишь из-за того, что тот растратил свои силы, желая контролировать всю материю Арды и своих слуг. Более всего, Мелькор рассеял себя в золото Аулэ, сделав эту материю своим элементом в Арде. Ослабленный Мелькор бежал из Арды, когда туда пришёл Вала Тулкас, но воссоздать всё по изначальному замыслу было уже невозможно.

Всё в Арде вновь был упорядочено, в чём не малую роль приняли Аулэ с Тулкасом. Наконец, по просьбе Йаванны, Аулэ создал Великие Светильники для освещения Арды. Со светом, все растения Йаванны стали расти и пришли первые звери. Валар собрались на острове Альмарен, в центре Средиземья, и Манвэ провозгласил праздник. Однако Мелькор знал обо всём, так как среди майар у него были соглядатае и главным из них был майа Аулэ - Майрон (Саурон).

Аулэ со Светильниками

Аулэ со Светильниками

Пока проходил праздник, Мелькор вернулся в Арду и создал на севере Средиземья свою укрытие - Утумно. Влияние Мелькора начало отражаться на творениях Йаванны и Валар отправились на поиски его укрытия. Мелькор их опередил и нанёс удар раньше, разрушив Светильники Аулэ, что вызвало сильные разрушения Арды. Альмарен был уничтожен и Валар ушли на континент Аман, где основали королевство Валинор. Средиземье осталось в полном владении Мелькора и его влияние, в будущем, повлекло великий вред для Детей Эру.

Большая часть трудов по обустройству той земли легла на Аулэ, который выстроил свои дворцы в центре Амана. Вмести со своими майар, Аулэ выстроил город-столицу Валинора - Валимар. Аулэ в те годы сотворил множество прекрасных вещей: как открыто, так и в тайне. Йаванна в то время создала Древа Валинора, которые освещали его, но Средиземье оставалось во тьме.

Создание гномов Править

Аулэ мечтал иметь учеников в лице Детей Илуватара, которых смог бы обучать и наставлять в искусстве. Он не стал дожидаться исполнения замысла Эру и придя в Средиземье, тайно создал свою собственную расу — гномов, и изначально Семь Праотцев. Аулэ также придумал для них язык, однако его создания не имели своей воли и были не более чем куклами в руках кукловода.

Эру Илуватар призвал Аулэ к ответу и указал, что безвольные куклы это не то, о чём мечтал Аулэ. Тот предложил гномов Илуватару, и в порыве раскаяния попытался уничтожить их молотом, но Эру дал им свою волю и гномы отпрянули, взмолившись о милосердии. Аулэ обрадовался милости Эру, но тот не собирался улучшать гномов и сказал, что не допустит их появления в Арде раньше эльфов.

Аулэ во время создания гномов

Аулэ и гномы. Иллюстрация Теда Несмита

По указу Илуватара, Аулэ погрузил гномов, вместе с их жёнами, в сон по горами; в местах, далёких друг от друга. По возвращении в Валинор, Аулэ долгое время никому не открывал своей тайны, но наконец раскрылся Йаванне. Той не понравилось, что Аулэ сотворил гномов в тайне от неё, так как из-за этого в них не присутствует любовь к природе. Опасаясь, что гномы или Дети Эру станут бездумно уничтожать деревья, Йаванна обратилась через Манвэ к Эру с просьбой о защитниках, что замыслила ещё во время Музыки. Эру знал о том и сказал, что с пробуждением эльфов, пробудятся и Пастыри Древ - Энты.

Приход Нолдор Править

Аулэ не стремился к войне с Мелькором, так как из-за этого Арда подверглась бы сильным разрушениям. Наконец, когда в Средиземье пробудились эльфы и Эру велел Манвэ защитить их, Валар начали войну. Мелькор был в итоге побеждён и скован цепью Ангаинор, которую создал Аулэ. Мелькора осудили на заточение в Мандосе на 300 лет (для исправления), но Саурон, после разрушения Светильников открыто поддержавший его, сумел сбежать.

Аулэ более всех желал прихода эльфов в Валинор, стремясь к их дружбе и желая защитить от опасностей Средиземья. Большинство эльфов добрались до Амана и племя нолдор, более всего стремившееся к знаниям и мастерству, стало учениками Аулэ и Йаванны. От Аулэ и его майар, нолдор получили многие знания в ремёслах, благодаря чему развили свои великие врождённые таланты. Тяга нолдор к знаниям была неутолима и вскоре они во многом превзошли учителей. Самым любимым и преданным учеником Аулэ стал Махтан, и именно ему Аулэ открыл знания о обработке металла.

Когда у короля нолдор родился первенец, Феанор, Аулэ сразу полюбил его, так как увидел в нём величайшие дарования среди эльфов.

Aule-Feanor by elennumen

Аулэ и юный Феанор. Иллюстрация Elennumen

Через год после рождения Феанора, его мать, Мириэль, умерла из-за духовной и телесной усталости. Супруг Финвэ, бросив безуспешные попытки дозваться Мириэль из Мандоса, решил жениться вторично. Это было противозаконно, но и оставлять одного из эльдар в горе казалось несправедливым. По этому поводу был созван совет Валар, где Аулэ выступил с мыслью, что усталость Мириэль происходит от замысла Эру, так как она родила великого ребёнка (в том его поддержала Ниэнна). Улмо с Аулэ не согласился, так как смерть вызвала горе и следовательно, не происходила от замысла Эру. Йаванна поддержала Улмо и припомнила злое влияние Мелькора, которые пало на Средиземье и отразилось теперь на пробудившихся там эльфах. Именно из-за дефекта тела, Мириэль пришлось отдать все силы души для рождения столь одарённого ребёнка. Аулэ не желал верить в то, что хотя бы малейшая тень искажения Мелькора легла на нолдор.

Манвэ в итоге согласился с Йаванной и Улмо, но окончательное решение вопроса о браке предоставил Намо. Тот предрёк, что от второго брака Финвэ будет больше пользы, нежели зла, и Манвэ согласился.

Феанор женился на дочери Махтана, Нерданель, и вместе с сыновьями был частым гостем в чертогах Аулэ.

Бунт Нолдор Править

Через 300 лет заточения Мелькор был освобождён и изображал раскаяние, обманув почти всех Валар. В действительности он желал рассорить Валар и эльфов, потому пришёл обучать нолдор новому в ремёслах. Нолдор приняли его уроки и многому учились, однако Мелькор сумел разжечь их вражду к Валар. Он убедил нолдор, что их привели в Аман чтобы пленить, а Средиземье отдать людям. Нолдор подняли ропот, а во главе ропщущих встал Феанор, хотя он ненавидел Мелькора.

Узнав о ропоте нолдор и их желании уйти, Аулэ посоветовал Махтану не поддерживать Феанора, так как предвидел, что это обернётся для его рода гибелью. Нерданель передала это Феанору и пыталась изменить его взгляды, но тот твёрдо считал Аулэ и прочих Валар лжецами.

Поступки Мелькора вскрылись, но полного доверия к Валар у Феанора не было. Мелькор сумел сбежать от погони Валар и вернулся с Унголиант, которая уничтожила Древа Йаванны. После этого Мелькор убил Финвэ и украл Сильмарили Феанора, в которых тот заключил свет Древ. Некомпетентность Валар в защите эльфов и то, что притворявшийся благодетелем Мелькор был из числа Валар, побудили Феанора поднять нолдор на бунт. После его обвинений против Валар и Исхода Нолдор, Аулэ сильно огорчился, обвиняя их в неблагодарности, ведь нолдор даже не попрощались с ним — тем кто их обучал.

Валар не собирались идти войной на бежавшего в Средиземье Мелькора, так как близилось пробуждение людей, а война принесла бы великий вред тем землям. Они также запретили нолдор уходить, но те отвергли их и ушли. Резня в Альквалондэ опечалила Аулэ до глубины души и он приказал никогда не упоминать при нём нолдор. Тех нолдор, что остались ради любви к нему в Амане, Аулэ любил, но называл "эльдар".

По приказу Манвэ, Йаванна и Ниэнна взяли от Древ два их последних плода. Аулэ и его майар создали для них корабли, которые Варда пустила по небесному океану. В восходом Солнца в Средиземье пробудились люди.

Война нолдор-бунтовщиков, в которой Валар отказались им помогать, окончилась почти полной победой Мелькора. Большинство нолдор погибло, но под конец посол от людей и эльфов прибыл в Аман, где выпросил помощь. В итоге Войны Гнева Мелькор был пленён и изгнан их Арды, а Сильмарили оказались вне досягаемости до конца мира. Саурон, что активно участвовал в войне, был испуган поражением своего повелителя и раскаялся. Однако на суд Валар он не явился, боясь позора, и скоро вновь вернулся ко злу. По тому же пути пошёл другой майа Аулэ, Курумо (Саруман), который был отправлен в Третьей Эпохе бороться Сауроном.

Выжившим людям-эдайн, за их помощь, Валар дали привилегию жить на острове близ Амана. Аулэ укрепил этот остров, а Йаванна одарила плодородием.

Конец Мира Править

В Конце Мира Мелькор вернётся и снова атакует Валар. В Дагор Дагорат он будет окончательно побеждён, но Арда разрушена. Аулэ и гномы (что теперь были причислены к Детям Эру), вместе восстанавливали разрушенную Арду.

Характеристика Править

Характер Править

Источник радости и гордости Аулэ был в созидании и в том, что создано, но не во владении им и мыслях о собственном превосходстве. Аулэ всегда был щедр и не копил творения для себя. Во многом Аулэ был схож с изначальным Мелькором: они оба жаждали дать бытие собственным творениям – новым и неожиданным, что не приходили на ум их собратьям, и обоим отрадно было слышать похвалу своему искусству. Однако в отличии от Мелькора, Аулэ был предан Эру и все свои творения отдавал на его суд. Аулэ никогда не завидовал другим и мог не только поделиться советом, но и охотно принять его.

Способности и умения Править

Аулэ был более всех Валар схож с Мелькором талантами и являлся четвёртым по могуществу из Айнур, что пришли в Эа. Во время Музыки, Аулэ задумывался о материи земной тверди и придя в Арду, придал формы континентам земли. Аулэ был величайшим из мастеров-ремесленников Арды и от него шли все те знания: по ткачеству, резьбе по дереву, камню и металлу, а также землепашеству.

Этимология Править

  • Аулэ (англ. Aule) - имя в переводе с квенья означающее «Изобретатель».
  • Ма́хал (англ. Mahal) – имя, данное Аулэ гномами. С кхуздула переводилось как Создатель.
  • Друг Нолдор - прозвище Аулэ как покровителя и друга эльфов-нолдор.

Галерея Править

Источники Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики