Викия

Википалантир

Балроги

2264статьи
на этой вики
Обсуждение0
Балроги
19.JPG
Места обитания Утумно и Ангбанд, Мория
Лидеры Мелькор, Готмог
Государства Дор-Даэделот
Официальный язык Тёмное наречие, весторн
Продолжительность жизни Практически бесконечна

Балроги (англ. Balrogs) — майар, восставшие вместе с Мелькором, демоны страха. Их также называли огненными бичами и валараукарами, «могучими демонами». Одно их упоминание повергало в ужас даже храбрых представителей рас Средиземья.

Сущность Править

Балроги представляли собой огненных демонов, окутанных облаком мрака. По телосложению они напоминали человека огромного роста, но имели огненную сущность, ходили окутанные густыми тенями, имели пылающую огненную гриву и длинные сильные руки. Предположительно у них были крылья. Во времена, когда велика была мощь Мелькора, так, что он противостоял Манвэ и всем остальным Валар долгие годы, многих из майар привлекло к нему ещё в зените его славы, и они последовали за ним во тьму; прочие же пошли в услужение, наслушавшись его лживых обещаний или соблазнившись предательскими дарами. Самыми чудовищными из прислужников Мелькора были Валараукар — пламенные бичи Средиземья, иначе называвшиеся балрогами — демонами ужаса принадлежали к Майар — слугам Валар. Их облик уподобился облику Моргота во дни его падения.

269815583.jpg

Моргот и балроги

Количество Править

Количество балрогов Толкин со временем пересмотрел, что вызывает некоторую путаницу, из-за противоречия ранних текстов и поздних.

В ранних текстах речь идет об ордах балрогов, и о том, что их уничтожали сотнями — во 2 томе «Книги Утраченных Сказаний» (1916—1917), комментариях ко главе «Падение Гондолина» сказано:

Балрог.gif

«Ранняя концепция балрогов представляет их менее жуткими и, во всяком случае, более уязвимыми, чем позднее: их были „сотни“, и Туор и гондотлим перебили их в большом количестве: так, пять из них пали под ударами Драмборлэга, большого топора Туора, три — от меча Эктэлиона, и четыре десятка перебили воины королевского дома.»

В «Квенте Нолдоринва» (1930 г.) четвёртого тома Истории Средиземья — «Устроение Средиземья» сказано: "Там и произошла Первая Битва. Великое множество орков и балрогов сгинуло там, и ни одно предание не в силах поведать о доблести Феанора и его сыновей."

В «Квенте Сильмариллион» (1937 г.) пятого тома Истории Средиземья — «Утраченный путь и другие истории», также говорится: "Вышли волки и змеи, и тысяча балрогов, и выполз Гломунд, Отец Драконов."

Далее Толкин пересматривает концепцию и в Анналах Амана — Кольца Моргота (1951-58 гг.) сказано: «Вряд ли их когда-либо было больше трех или в крайнем случае семи».

В «Книге Утраченных Сказаний», том 2, Падение Гондолина (примечания), Кристофер Толкин также подмечал: «Концепция, согласно которой Моргот располагал „множеством“ балрогов, просуществовала долго, но в поздней заметке отец писал, что их было очень мало — „не более семи“».

Возвращаясь к замете Толкина ("от трёх до семи") и считая по порядку их появления и гибели в поздних текстах, можно сделать вывод, что их не может быть трое.

Balrog2.jpg

Готмог и ещё один балрог повергли Фингона. В дальнейшем Готмог пал от руки (а вернее от головы) Эктелиона, ещё один упал вместе с Глорфинделем в пропасть и разбился. Далее, во время Войны Гнева, Моргот послал в бой балрогов, которых уничтожили, получается, из тех, кто выжил (не более 7, двое из которых погибли), пятерых. — «Балроги были уничтожены, лишь некоторые бежали и затаились в недоступных пещерах у корней земли.» — Значит, двое-трое погибли, а ещё трое-двое бежали, один из них Морийский.

В письме 141 (апрель 1954 г.) писалось: «Предполагалось, что всех их уничтожили при низвержении Тангородрима, северной крепости Темного Властелина. Но выясняется (в любой эпохе обычно присутствуют пережитки предыдущих, чаще дурные), что ОДИН ИЗ НИХ СПАССЯ и укрылся под горами Хитаэглира (Туманные горы).» — то есть, предположительно он был последним. Значит во время падения Тангородрима были уничтожены все балроги, кроме одного. Если брать меньшее, то там погибло 2 балрога, а один сбежал и спрятался под Морией. Так-как Толкин писал именно о семи (а не о пяти, что думаю не случайно) и не более, количестве балрогов, можно подсчитать, что двое погибли в схватке с эльфами, четверо во время Войны Гнева и один бежал, был убит впоследствии Гэндальфом.

Balrog and gandalf by kirocomic-d24gwt6.jpg

Сила Править

В ранних версиях Легендариума, когда балроги являлись рукотворными творениями Моргота, их уничтожали сотнями. К примеру в "Книга Утраченных Сказаний, том II, стр.179, говорится: «… число тех балрогов, что пали, удивляло и устрашало армии Мелькора, ибо до того дня никогда ещё ни один балрог не принял смерть от рук эльфов или людей». Однако уже на момент написания «Властелина колец» Толкин изменил концепцию, что можно видеть когда Гэндальф на мосту Казад-Дума говорит другим: «… это враг, с которым не справится ни один из вас». Таким образом, в поздних текстах балроги становятся уже не рукотворным творениями, но майар, павшими на сторону зла; уменьшается также их количество и увеличивается могущество.

Из всех слуг Моргота они были самыми сильными и ужасными, превосходя даже драконов. Более же всего они сильны вместе. Все известные поединки эльфов с балрогами, даже в случае победы, заканчивались гибелью противника балрога. Противостоять им наравне, судя по всему, могут (не считая Валар, конечно) лишь Майар или же те, кто близок к ним по могуществу.

Когда Мелькор вместе с демоном-паучихой Унголиантой бежал из Валинора (нося уже имя Моргот), он отказался выполнить свою часть уговора с паучихой, тогда Унголианта разгневалась, и столь огромна она стала, что даже величайший из Айнур не мог побороть её; она опутала его своей паутиной и стала душить, и страшный крик его эхом раскатился по миру. Тогда на помощь к нему пришли балроги. Своими огненными бичами они рассекли паутину и прогнали Унголианту прочь.

SJVcD2qBWdg.jpg

Унголиант и балроги

Когда нолдор прибыли в Белерианд, преследуя Моргота, они одержали быструю победу над его орками в Дагор-нуин-Гилиат. Верховный Король нолдор, Феанор, оторвавшись от основного войска, преследовал остатки армии Темного Владыки до самых стен Ангбанда, но против него вышли балроги, окружив его с несколькими друзьями, которые вскоре погибли; тем не менее, так-как Феанор духом и телом превосходил пределы положенные эльдар, будучи сильнейшим из них и всех Детей Эру, он долго и в одиночку смог бесстрашно противостоять всем балрогам сразу, хотя был окутан их огнём. Однако, даже его балрогам вместе удалось сокрушить, нанеся множество смертельных ран, от которых Феанор вскоре после боя скончался.

Feanor...balrogs.jpg

Феанор и балроги

1313785996 death of fingon by tuuliky-d3igfn8.jpg

Фингон и Готмог

Во время битвы Нирнаэт Арноэдиад («Битва Бессчётных слёз»), Верховный Король нолдор Фингон, вступил в бой с Готмогом, Повелителем балрогов, но подкравшийся сзади второй балрог, обвил Фингона огненным бичом. Тогда Готмог зарубил Фингона топором.

Но также известно о поединках балрогов с эльдар, которые заканчивались смертью Балрога и эльфа. Схватка Эктелиона и Готмога, Глорфиндела и балрога, напавшего вместе с подчиненными ему орками на беглецов из Гондолина.

257.jpg

Глорфиндэль и балрог

Ecthelion vs Gothmog.jpg

Эктелион сталкивает Готмога в фонтан

Размер Править

Балроги вовсе не были великанами, но были выше эльдар (мужчин) в двое (рост эльдар, в свою очередь, редко был ниже 196 см.). О размере балрогов можно судить по тексту Книги Утраченных Сказаний, Падение Гондолина:

"Тут Глорфиндель нащупал левой рукой кинжал и ударил снизу, пронзив балрогу брюхо вровень со своим лицом (демон ведь был раза в два выше Глорфинделя)"

Вооружение Править

Основым оружием Балрогов были огненные бичи. Готмог помимо бича носил чёрный топор, а балрог, прозванный Проклятьем Дурина, — огненный меч.

Последний Балрог Править

Последний Балрог был встречен в 1980 году Третьей Эпохи гномами-шахтёрами, он пробудился в недрах Мглистых Гор. Балрог Мории, которого ещё называли Проклятьем Дурина, убил двух гномьих королей — Дурина VI в 1980 г. и Наина в 1981. Гномы проигрывали в неравном поединке, и с боями покинули свои шахты. Владычество этого Балрога оставалось незыблемым на протяжении двух веков, пока Гэндальфу Серому в смертельной схватке не удалось сбросить соперника с вершины Зирак-Зигиль. С тех пор больше Балрогов в Средиземье не встречали.

Fantasy designs 089.jpg

Гэндальф и Проклятие Дурина

Известные балроги Править

EPI.001136.jpg

Пластиковая фигурка Балрога, показывающая демона во всех деталях

Неканонические Править

  • Нээре (Огонь) — По версии «ЧКА» — первый балрог.
  • Гулавар — по версии «Games Workshop» — один из выживших балрогов после войн Моргота

Интересные факты Править

  • Балроги как одни из противников главного героя присутствуют в играх серии Diablo.
  • Имя Балрога носят юниты в игре WarCraft 3, они даже практически как две капли воды похожи друг на друга.
  • Имя Балрога носит одна из стай зергов в игре Starcraft.
  • Уничтожению Балрога посвящена rogue-подобная игра Moria.
  • Балрог присутствует в игре The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth: в кампании за силы Добра является одним из боссов (на первом уровне), а в кампании за силы Зла — как дополнительный персонаж в качестве бонуса (его можно призвать за особые очки силы).
  • В игре Властелин Колец Онлайн один из Балрогов является финальным противником в одном из рейдовых походов. Также можно найти в Мории труп Проклятья Дурина.
  • В игре The Lord of the Rings: Conquest ‎ в кампании за силы Добра является одним из боссов, а в кампании за силы Зла — управляемым персонажем.

Викия-сеть

Случайная вики