ФЭНДОМ

Балроги
19
Места обитания Утумно, Ангбанд, Мориа
Лидеры Мелькор, Готмог
Государства Дор-Даэделот
Официальный язык ?
Продолжительность жизни бессмертны

Балроги (англ. Balrogs) — майар, ужаснейшие из слуг Мелькора, демоны огня и страха. Их также называли Огненными Бичами и Валараукар («могучими демонами»).

ИсторияПравить

В Валианскую Эпоху, когда мощь Мелькора ещё была велика, так, что он противостоял всем остальным Валар, многих из майар привлекло его могущество; другие же встали на сотрону Мелькора, поверив лживым обещаниям или соблазнившись дарами. Самыми чудовищными из прислужников Мелькора были Валараукар (кв. Могучие Демоны) — пламенные бичи, иначе называвшиеся балрогами — демонами ужаса. Их облик уподобился облику Мелькора в дни его падения, и они являлись его личной гвардией и телохранителями.

269815583

Моргот и балроги

В войне Валар с Мелькором за эльфов, когда войска Утумно были разгромлены, Мелькор бросил в бой балрогов, но Манвэ разгромил их и Мелькор был побеждён. Пленённого Мелькора Валар забрали в Валинор, но балрогов и Саурона им найти не удалось; они укрылись в развалинах твердыни Ангбанд.

В 1495 Э. Д. Мелькор вместе с демоном-паучихой Унголиант бежал из Валинора (нося уже имя Моргот). Когда они достигли Ламмота и Унголиант потребовала обещанное вознаграждение, Мелькор отказался выполнить свою часть уговора. Тогда Унголиант разгневалась, и столь огромна она стала, что Мелькор не мог побороть её; она опутала Властелина Тьмы своей паутиной и стала душить. Услышав ужасный вопль своего повелителя, на помощь к Мелькору пришли балроги. Своими огненными бичами они рассекли паутину и прогнали Унголиант прочь.

SJVcD2qBWdg

Унголиант и балроги. Иллюстрация ivanalekseich

В 1497 Э. Д. эльфы-нолдор прибыли в Белерианд, преследуя Моргота, они одержали быструю победу над его орками в Дагор-нуин-Гилиат. Верховный король нолдор, Феанор, оторвавшись от основного войска, преследовал остатки армии Темного Владыки до самых стен Ангбанда. Мелькор был готов к нападению и в Дор-Даэделот против Феанора вышли балроги, окружив его с несколькими друзьями, которые вскоре погибли. Поскольку Феанор превосходил силой и стойкостью всех Детей Эру, он долго и в одиночку смог противостоять всем демонам сразу, хотя был окутан их огнём. В конце концов, балрогам удалось его сокрушить, нанеся множество смертельных ран, от которых Феанор вскоре после боя скончался.
Feanor and balrogs by garyscrosby

Феанор и балроги. Иллюстрация garyscrosby

В 455 П. Э. балроги были предводителями армии Моргота в битве Дагор Браголлах.

Во время битвы Нирнаэт Арноэдиад (472 П. Э.), балроги были брошены в бой Морготом как последние резервы, в купе с волколаками и драконами. Верховный король нолдор Фингон, вступил в бой с Готмогом, Повелителем балрогов и главнокомандующим армии Моргота. Эльф не уступал Готмогу, однако во время поединка сзади к королю подкрался второй балрог и обвил его огненным бичом; благодаря этому Готмог сумел убить Фингона.

Во время Падения Гондолина (510 П. Э.), Готомог был предводителем и главнокомандующим войск Ангбанда. В ходе захвата города, Готмог сбил с ног Туора, сына Хуора, но добить павшего противника демону помешал Эктелион, лорд Дома Фонтанов. Готмог выбил у него из руки оружие, но Эктелион вонзил остриё шлема в грудь балрога, после чего оба упали в глубокий городской фонтан, где Готмог и нашёл свою смерть вместе с эльфом.

Вскоре после этого, на беглецов из захваченного Гондолина напал отряд орков, которым руководил балрог. Лорд Глорфиндель сразился с балрогом, но в итоге оба противника рухнули в пропасть и погибли. Благодаря жертве Глорфинделя, беглецы смогли спастись.

257

Глорфиндель и балрог. Иллюстрация Теда Несмита

В конце Войны Гнева, против войска Валар Моргот послал в бой балрогов, как последние силы. Балрогов уничтожили и лишь один смог спастись, укрывшись в глубинах земли под Мглистыми горами.

В 1980 Т. Э. гномы Мории добрались до глубин Мглистых гор, в поисках митриля и это разбудило балрога. Гномы назвали его "Проклятьем Дурина", так как балрог убил их короля — Дурина IV в 1980 Т. Э., а позже и его сына, Наина I1981 Т. Э.). Гномы бежали из Мории и даже после победы в войне с орками, захватившими Морию, гномы боялись возвращаться из-за балрога. В 2989 Т. Э. Балин попытался вернуть Морию, отбив королевство у орков, но его отряд был уничтожен балрогом в 2994 Т. Э.

В 3018 Т. Э. балрог атаковал Братство кольца, когда они проходили через Морию. Гэндальфу Серому в смертельной схватке удалось сбросить соперника с вершины Зирак-Зигиль. Таким образом, последний из балрогов Моргота был уничтожен.

Fantasy designs 089

Гэндальф и Проклятие Дурина

Описание и особенностиПравить

Внешность Править

Балроги представляли собой огненных демонов, окутанных облаком мрака. По телосложению они напоминали человека огромного роста, но имели огненную сущность, ходили окутанные густыми тенями, имели пылающую огненную гриву и длинные сильные руки. Предположительно у них были крылья, хотя об этом нельзя сказать с полной уверенностью.

Размер Править

Балроги вовсе не были великанами, но были выше эльдар (мужчин) вдвое (рост эльдар, в свою очередь, редко был ниже 196 см.). О размере балрогов можно судить по тексту Книги Утраченных Сказаний, Падение Гондолина:

"Тут Глорфиндель нащупал левой рукой кинжал и ударил снизу, пронзив балрогу брюхо вровень со своим лицом (демон ведь был раза в два выше Глорфинделя)..."

Вооружение Править

Основным оружием Балрогов были огненные бичи. Готмог помимо бича носил чёрный топор, а балрог, прозванный Проклятьем Дурина, — огненный меч.

Количество Править

Взгляды на количество балрогов Толкин со временем пересмотрел, что вызывает противоречие ранних и поздних работ по миру Средиземья.

В ранних текстах речь идет об ордах балрогов, и о том, что их уничтожали сотнями — в «Книги Утраченных Сказаний» (1916—1917), комментариях ко главе «Падение Гондолина» Кристофер Толкин отмечает:
Балрог
«Ранняя концепция балрогов представляет их менее жуткими и, во всяком случае, более уязвимыми, чем позднее: их были „сотни“, и Туор и гондотлим перебили их в большом количестве: так, пять из них пали под ударами Драмборлэга, большого топора Туора, три — от меча Эктэлиона, и четыре десятка перебили воины королевского дома.»
В поздних заметках к Анналам Амана (~ 1969 г.) Дж. Р. Р. Толкин высказывает новую идею относительно количества балрогов:
«Вряд ли их когда-либо было больше трех или в крайнем случае семи».
В своих примечаниях к Падению Гондолина, из «Книги Утраченных Сказаний», Кристофер Толкин указывал на это примечание отца: «Концепция, согласно которой Моргот располагал „множеством“ балрогов, просуществовала долго, но в поздней заметке отец писал, что их было очень мало — „не более семи“».
Balrog2

Тем не менее, Кристофер включил в "Сильмариллион" версию из "Квенты Силмариллион" 1937-38 г., когда балроги были многочисленны и частично перебиты в Войне Гнева: «Балроги были уничтожены, лишь некоторые бежали и затаились в недоступных пещерах у корней земли.»

В ранней редакции «Властелина колец», вошедшей в 7 том "Истории Средиземья", Дж. Р. Р. Толкин придерживался старых взглядов и описал запрет Валар, касающийся выживших в Войне Гнева балрогов. Перед схваткой на мосту в этой версии, Гэндальф говорит следующее:

Любому балрогу запрещено выходить под своды небес с тех пор, как Фионвэ (Эонвэ), сын Манвэ, обрушил Тангородрим.
В письме 141 (апрель 1954 г.) Толкин писал: «Предполагалось, что всех их уничтожили при низвержении Тангородрима, северной крепости Темного Властелина. Но выясняется (в любой эпохе обычно присутствуют пережитки предыдущих, чаще дурные), что один из них спасся и укрылся под горами Хитаэглира (Туманные горы).»

Сила Править

В ранних версиях Легендариума, балроги являлись рукотворными творениями Моргота и превосходили силой драконов (бескрылых). Однако, Кристофер Толкин предполагал большую уязвимость балрогов в ранних текстах Легендариума, что можно видеть вплоть до Квенты Нолдоринва» (1930 г.) четвёртого тома Истории Средиземья, где сказано: "Там и произошла Первая Битва. Великое множество орков и балрогов сгинуло там, и ни одно предание не в силах поведать о доблести Феанора и его сыновей."

По видимому, во время написания «Властелина колец» Толкин изменил концепцию силы и природы балрогов. Так Гэндальф на мосту Казад-Дума говорит своим спутникам: «… это враг, с которым не справится ни один из вас».

В поздних текстах балроги становятся майар, павшими на сторону зла; уменьшается их количество и увеличивается могущество. Теперь поединки эльфов с балрогами, даже в случае победы, заканчивались гибелью противника балрога.

Известные балроги Править

EPI.001136

Пластиковая фигурка Балрога, показывающая демона во всех деталях

Неканонические Править

Галерея Править

Интересные факты Править

  • Балроги как одни из противников главного героя присутствуют в играх серии Diablo.
  • Имя Балрога носят довольно мощные юниты демонов в игре WarCraft 3, они даже практически как две капли воды похожи друг на друга.
  • Имя Балрога носит одна из стай зергов в игре Starcraft.
  • Уничтожению Балрога посвящена rogue-подобная игра Moria.
  • Балрог присутствует в игре The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth: в кампании за силы Света является одним из боссов (на первом уровне), а в кампании за силы Тьмы — как дополнительный персонаж в качестве бонуса (его можно призвать за особые очки силы).
  • В игре Властелин Колец Онлайн один из Балрогов - Таурлок является финальным противником в одном из рейдовых походов. Также на склоне Зиракзигила можно найти труп Проклятья Дурина.
  • В игре The Lord of the Rings: Conquest ‎ в кампании за силы Добра является одним из боссов, а в кампании за силы Зла — управляемым персонажем.
  • Барлоги стали прототипом для монстров Инферно (Демоны бездны) в игре Герои меча и магии ( их можно встретить в 5, 6 и 7 версиях этой игры.) Хотя Демоны бездны буквально срисованы с Барлогов.
  • В игре The Lord of the Rings: War of the Ring призыв балрога является самым мощным заклинанием стороны Тьмы. При игре за сторону Света одной из миссий является ослабить и уничтожить балрога, пока тот не дошел до лагеря игрока.
  • В игре Dark Souls 2 босс Старый Железный Король внешне очень похож на балрога из кинокартины "Властелин колец: Братство кольца", только при этом ничем не вооружён.
  • В игре 2017 года "Средиземье: Тени Войны" присутствует балрог Тар-Горот, являющийся одним из боссов. По сюжету его разбудила сила Нового Кольца.