ФЭНДОМ

Битва при Азанулбизаре
Война орков и гномов
Azanulb.jpg
Дата 2799 Т. Э.
Место Азанулбизар
Итог Победа гномов
Противники
Гномы Орки Мглистых гор
Командующие
Траин II

Фундин
Фрерин
Наин
Торин II
Балин
Даин II

Азог
Военные потери
большие почти все орки уничтожены
«До сей поры при воспоминании о ней орки содрогаются, а гномы плачут.»
—Толкин о битве при Азанулбизаре

Битва при Азанулбизаре (синд. Нандухирион) - последнее и решающее сражение Войны орков и гномов, в котором гномы одержали победу над орочьим войском Азога, хотя и дорогой ценой.

Предыстория Править

После убийства Азогом короля Трора, гномы в гневе начали войну со всеми орками (2793 Т. Э.), что жили в Мглистых горах и оккупировали гномье королевство - Казад-Дум (Мориа). Большая армия гномов с боями продвигалась от Гундабада к югу, в итоге достигнув долины Азанулбизар. Последние орки, что выжили в битвах, собрались на склонах гор над Восточными вратами Мории. За этими вратами находился Азог, который оставил в резерве не малое войско.

Битва Править

День был бессолнечным и это оказалось на руку оркам, что к тому же занимали более высокие позиции.

Авангард гномов под командованием Траина пошёл в наступление, но многочисленное войско орков отбило их атаку и вынудило их отступить в лес за Келед Зарам. Там погибли Фрерин, сын Траина, и Фундин, отец Балина и троюродный брат Траина. В бою щит Торина был разбит, и он отбросил его в сторону и отбивался большим дубовым суком (отсюда и пошло его прозвище).

Anza.jpg

Кадр из фильма «Хоббит: Нежданное путешествие»

Кровопролитное сражение шло весь день, но перевеса не было ни у той, ни у другой стороны. Наконец, вечером к месту битвы подошли воины Наина из Железных Холмов. Они прорвали ряды орков и подошли к Воротам Мориа, где Наин вызвал на поединок Азога.

Тот со своей охраной вышел из Ворот и вступил в поединок. Наин к тому времени был измотан битвой, а теперь ещё и ослеплён гневом. Азог же был свеж и коварен. Когда Наин обрушил сильный удар на орка, Азог увернулся и задел Наина по ноге. Гном потерял равновесие, и тогда Азог ударил его по шее. Удар не пробил кольчужный ошейник, но сломал гному шею и тот пал замертво.

За то время гномы уже уничтожили большинство орков, а других обратили в бегство. Увидев поражение, Азог бросился к воротам, но его догнал Даин, сын Наина, и одним ударом снёс ему голову.

Итоги Править

В этой битве гномы понесли огромные потери и едва ли половина могла стоять на ногах. Голову Азога с засунутым в пасть кошельком посадили на кол и сожгли, так Трор был отомщён. Траин потерял в бою один глаз и сильно хромал. Утром он сказал только:

"Славно! Мы победили! Казад-Дум наш!"
Но гномы только скорбели о павших и раненых. Сил морийских гномов было недостаточно для нового заселения Мории (Казад-Дума), а гномы из других родов, никогда не жившие в Мории, хотели поскорее вернуться домой. Даин, который был у Ворот, убедил Траина не идти в Морию из-за Балрога ("В тени Ворот тебя ждёт Проклятие Дурина").

Всех павших гномов сожгли, потому что строительство каменных гробниц заняло бы слишком много времени. С тех пор для гномов слова "Мой предок был Сожжённый гном" - повод для гордости, а в долине Азанулбизара больше не растёт лес - все деревья были вырублены для погребальных костров.

В адаптациях Править

Битва показана в фильме "Хоббит: Неожиданное путешествие" Питера Джексона. Однако в нём она фактически сведена к попытке гномов, потерявших Эребор, отвоевать Морию. Хотя и показано обезглавливание Трора Азогом, ничего не сказано об осквернении тела (хотя Азог и назван "Осквернителем"). Более того, хотя Азог пал в битве, в фильме он лишь теряет руку и активно действует впоследствии (в частности, преследует отряд Торина Дубощита и в конце концов убивает Торина).

The Battle of the east gate of Moria The battle of azanulbizar The Hobbit04:37

The Battle of the east gate of Moria The battle of azanulbizar The Hobbit

Источники Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики