Викия

Википалантир

Боромир

1932статьи
на этой вики
Обсуждение4
«Нельзя так просто пройти в Мордор! Его Чёрные Врата стерегут не только орки. Там всегда начеку неспящее зло, и Великое Око видит всё. Это бесплодная пустыня, разорённая огнём и покрытая золой и пеплом. Даже воздух пропитан там ядом. Будь у вас десять тысяч воинов — вы не справитесь.»
— Боромир, фильм "Властелин Колец"
Боромир
0 561f4 77ec11f0 XL.jpg
Имя: Боромир
Титул: Военачальник Гондора, Первый страж Цитадели
Раса: Человек
Культура: Гондорец
Пол: Мужской
Государство: Гондор
Время жизни: 2978 Т. Э.26 февраля 3019 Т. Э. (41 год)
Семья: Дэнетор II (отец),
Финдуилас (мать),
Фарамир (брат)
Оружие: Меч, щит, рог Гондора
Экранизация:
Актёр: Шон Бин

Боромир — старший сын и наследник наместника Гондора Дэнетора II и его жены Финдуилас, брат Фарамира.

Роль Боромира в событиях Войны Кольца Править

Боромир был главой войск Гондора, в частности, под его командованием у орков Саурона весной 3018 г. Т. Э. был отбит Осгилиат. В ночь после решающей битвы Боромиру и его брату Фарамиру одновременно приснился один и тот же сон, в котором они услышали непонятное пророчество о вновь откованном в Имладрисе Сломанном Мече Элендила и некоем Проклятии Исилдура, которое должен будет взять на себя «полурослик».

Следуя за пророческим сном, который приснился ему и Фарамиру, Боромир поехал на Совет Элронда в Имладрис (Ривенделл), чтобы разгадать значение видения и получить совет. Оттуда 25 декабря 3018 г. Т. Э. он отправился с Братством Кольца на восток

Boromir34 b.jpg

Боромир и Кольцо

Ещё находясь в Ривенделле, Боромир на совете у Элронда горячо настаивал на том, что Кольцо следует использовать против Саурона, а не уничтожать его, отправив в самое сердце владений Саурона с сомнительными шансами на успех. После того, как Братство покинуло Лориэн, Боромир, поддавшись искушающей силе Кольца, попытался отобрать его у Фродо и тем самым побудил его оставить отряд и в одиночку пробираться в Мордор.

Осознав свою вину после временного помешательства, Боромир неожиданно оказался на острие атаки отряда урук-хай Сарумана и 26 февраля 3019 года Т. Э. героически погибает от орочьих стрел, защищая хоббитов Мерри и Пиппина, в лесу у подножия Амон Хен.

Перед смертью Боромир признался Арагорну в содеянном и раскаялся. Был похоронен Арагорном, Леголасом и Гимли в лодке, пущенной по течению Андуина, со всеми воинскими почестями. Впоследствии его тело в полузатопленной лодке, плывущей к Морю в ореоле волшебного сияния, увидел его брат Фарамир. Отчасти это помогло Фродо объяснить, как он и Сэм оказались на запретной территории Итилиэна.

Этимология имениПравить

Имя "Боромир" образовано от boron - "верный, преданный человек" и mir - "драгоценный камень, сокровище".

Приложение A к «Властелину колец» говорит о том, что Боромир был назван в честь Боромира, сына наместника Гондора Денетора I, разбившего в 2475 году Третьей Эпохи армию урук-хай из Мордора[1]. Такое же имя носил один из эдайн Первой Эпохи — правнук Беора и дед Барахира[2].

ХарактеристикаПравить

Толкин описывает внешность Боромира как отражение его нуменорского происхождения: высокий (193 см), темноволосый и сероглазый.

Характер Боромира показан в Приложении А к "Властелину Колец":

«Он был подобен отцу лицом и гордым нравом - но на этом сходство заканчивалось. Скорее он напоминал короля Эарнура: как и Эарнур, Боромир не искал себе жены и находил сугубую утеху в войне. Он был силен и бесстрашен; его мало заботили предания седой старины, кроме, разве что, сказаний о битвах.»
— Приложение А

Литературная критикаПравить

Рецензентам, которые критиковали "самую обыкновенную борьбу между Добром и Злом" во "Властелине Колец", Толкин отвечал, что "Боромира по меньшей мере проглядели". Тем не менее, по мнению Марджери Бернс, хотя Боромир и является "очевидной попыткой Толкина создать нравственно проблемную личность", она не слишком удалась, потому что "слишком легко почувствовать, что Боромиру предназначено падение". Для других, например, Боромир является одним из персонажей, которые делают Средиземье "полным парадоксов и неоднозначностей".

По мнению Нэнси Энрайт, Боромир преставляет традиционный стереотип о мужской силе, и падением этого персонажа Толкин показывает духовную слабость этой силы, когда менее героические, на первый взгляд, персонажи оказываются более устойчивыми.

Ральф Вуд сопоставляет персонажей Боромира и Сарумана: "Они оба воспринимают себя в качестве лидеров и героев", однако поддаются собственному честолюбию. Однако, в отличие от Сарумана, Боромиру Кольцо нужно в качестве оружия против Саурона, Саруман же рассматривает возможность сотрудничества с ним. Мужества Боромира было недостаточно, чтобы сохранить себя от зла, так как оно не сочеталось с мудростью. Его высокомерная вера в то, что он сможет бороться с Сауроном с помощью Кольца, является главной причиной его падения.

Майкл Дроут предлагает католическое прочтение последних минут жизни Боромира: после того, как он поддался греху, попытавшись отобрать Кольцо у Фродо, Боромир осознал свою ошибку и раскаялся. Его покаяние состоит в попытке защитить Мерри и Пиппина и в последовавшем страдании от стрел орков. Исповедь Арагорну перед смертью завершает процесс покаяния, после чего Боромир, скорее всего, был прощен: он выглядит умиротворённым, когда Фарамир видит его покоящимся в похоронной лодке. Для Ральфа Вуда смерть Боромира является "самой горестной сценой прощения во "Властелине Колец".

Кристина Брук-Роуз определяет Боромира как персонажа, который выполняет главным образом структурную роль в романе - он является причиной распада Братства Кольца, что позволяет Фродо и Сэму предложить поход в Мордор самостоятельно.

Боромир - любимый персонаж Джорджа Мартина, поскольку он один из немногих, кому пришлось бороться с силой Кольца. Он поддается ей и героически умирает.

Образ Боромира в адаптациях Править

  • В анимационном фильме Ральфа Бакши Боромира озвучивает Майкл Грэм Кокс. В первой части он изображён одетым в варварские одежды и рогатый шлем, что совершенно не совпадает с классическим описанием у Толкина.
    Шон Бин в роли Боромира.jpg

    Шон Бин в роли Боромира в кинотрилогии

  • В кинотрилогии Питера Джексона роль Боромира исполнил Шон Бин. В отличие от текста книги Толкина, смерть Боромира показана в финале первой части фильма — «Братство Кольца» (у Толкина она описывается в самом начале второй книги — «Две крепости»). Джексон также взял на себя смелость несколько изменить описание Боромира в сравнении с толкиновским — во-первых, изменился цвет волос главного героя (светло-рыжий, а не тёмный), а во-вторых — оружие (в книге Боромир носил длинный меч, а не широкий меч в паре с кинжалом и щитом). В фильме «Две крепости» Боромир появляется уже только в воспоминаниях: первый эпизод — когда Фарамир вспоминает тело Боромира в эльфийской лодке, на берегу, с расколотым рогом; второй, значительно более длинный эпизод, является единственным местом, где в трилогии Боромир и Фарамир разговаривают друг с другом. Это происходит сразу после того как Боромир выиграл битву в Осгилиате
    102LwOa.jpg

    Вырезанный эпизод в Осгилиате

    и перед тем, как Боромир идёт в Ривенделл по настоянию отца.

Боромир и фанфики Средиземья Править

В цикле романов о Средиземье «Кольцо Тьмы» русского писателя Николая Перумова было впервые выдвинуто предположение о том, что у Боромира существовал внебрачный сын, также называвшийся Боромиром, который после Войны Кольца предъявил претензии королю Элессару — дабы отомстить за «предательство» Арагорном своего отца (якобы он в битве у Парт Галена намеренно оставил Боромира один на один с хорошо вооружённой бандой орков, воспользовавшись случаем, чтобы устранить «конкурента»).

Потомок Боромира тяжко оскорбил Арагорна и вызвал его на поединок, при этом он был вооружён легендарным Чёрным Мечом Эола (Ангуриэлом), возможно, выкраденным его отцом из королевских арсеналов Гондора; однако этот меч не принёс ему победы. Тем не менее, король Арагорн пощадил Боромира-младшего и отпустил того на свободу. Таким образом стало возможным основание рода Олмера — главного антагониста цикла «Кольцо Тьмы».

ГалереяПравить

Примечания Править

  1. «Возвращение короля», Приложение A «Списки королей и наместников».
  2. The Silmarillion, 1989, Ballantine Books New York, p. 177.(англ.)
200px-Unico Anello.png Братство Кольца 200px-Unico Anello.png
    
Боромир
Фродо
Сэм
Мерри
Пиппин
Гэндальф
Арагорн
Леголас
Гимли
Боромир

Викия-сеть

Случайная вики