Фэндом

Википалантир

Валар

2465статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться
Валар
Manwe.jpg
Места обитания Аман
Лидеры Манвэ
Государства Валинор
Официальный язык Валарин и все языки Средиземья
Продолжительность жизни Вечно

Валар (англ. Valar; на квэнья ед.ч. Ва́ла, мн.ч. Ва́лар) — часть Айнур, которые сошли из Чертогов Безвременья в Эа, чтобы управлять ею и стать её стихиями. Большая часть Айнур при этом всё же осталась в Чертогах Безвременья. Единственные существа, кроме майар, которых нельзя убить; это может сделать только Илуватар.

Валар аналогичны христианским архангелам. Каждый из Валар вложился в тот или иной компонент мира в соответствии с заложенными в него Илуватаром способностями и интересами (и в соответствии с темой, которую они пели в первой Музыке Айнур), и каждый заботится прежде всего о своей доле в этом мире. У Валар есть свои привязанности в Эа, в том числе и среди её народов, которым они покровительствуют.

«Валар» в переводе с квэнья значит «Силы» или «Стихии» (более точно, «Власти»). Они вошли в сотворённый мир, стали его частью и не смогут его покинуть, пока он существует. Валар видели судьбу мира в Музыке, но не знают его судьбы в поздних эпохах, когда начинают действовать младшие Дети Илуватара (люди), и в эти эпохи напрямую в судьбы Арды не вмешиваются.

Тем не менее, несмотря на знание замысла Эру, Валар могут неправильно понимать его или недопонимать, не доверяя Илуватару до конца и тем не менее считая, что хорошо знают замысел. Так было, когда Валар бросили Средиземье на искажение Мелькора после Разрушения Светильников. Также было, когда Валар призвали эльфов в Валинор, что было роковой ошибкой и шло против замысла Эру, противореча самой эльфийской природе (нолдор в конце концов ушли).

Валар неподвластно создание разумных народов. Попытка нетерпеливого Аулэ Кузнеца создать собственный народ закончилась неудачно — он создал бездушных кукол. Доброжелательное вмешательство Эру Илуватара позволило гномам жить по собственной воле.

Взаимоотношения между Валар Править

Существует семь Владык Валар и семь Владычиц Валиэр. Менее значимые духи входят в свиту того или иного Владыки, представляя тот или иной аспект его стихии или стихию, зависимую от него, и называются майар (ед. ч. майа), иногда тоже с большой буквы.

Bm the valar by lelia-d5f0y62.jpg

Валар: Йаванна, Манвэ, Варда, Оромэ, Улмо, Мелькор

У Валар существуют брачные союзы, а также, несмотря на то, что все они сотворены Илуватаром, родственные отношения, то есть в среде Валар есть братья и сёстры (Мелькор и Манвэ, Фэантури). И брачные союзы, и родственные отношения указывают на близость Валар по духу, или на близость их ролей в Арде.

Деторождение среди Валар (с детьми, являющимися Майар) упоминается только в ранних текстах
ZNmme4m5F-s.jpg
Утраченных сказаниях» и др.), в более поздних версиях автор отказался от этой идеи, и отношения «брака» или «братства» понимаются в сугубо духовном смысле, за исключением Мелиан (одной из майар), которая была супругой эльфа Тингола и родила дочь Лутиэн.

Валар и майар обладали способностью принимать вещественный, видимый облик по своей воле, становясь, в зависимости от своего характера, «мужчинами» и «женщинами». Чаще всего они принимали антропоморфный облик, но могли принять и любой другой, отвечающий их желаниям.

Список Валар Править

Владыки Валар Править

Их описания несут явный след шумеро-аккадо-ассиро-греко-римского божественного пантеона, преломлённый через образы европейских сказаний.

  • Манвэ Сулимо — верховный король Арды и повелитель Валар. Самый близкий к Эру Илуватару. В переводе с квэнья «благословенный». Брат Мелькора и муж Варды. Стихия Манвэ — воздух, ветер и облака, также повелевает птицами. Он также правит Валар, престол его находится в Ильмарине, на вершине горы Таниквэтиль. Он покровительствует поэтам, его жезл вырезан из сапфира. Гигантские орлы во главе с Торондором находятся у него на службе.
  • Улмо — повелитель вод, Морской Король. Чертоги Улмо называются Улмонан, но он не живёт там подолгу. Странствует по всем глубинам на земле и под землёй. Реже принимает плотский облик, чем другие Айнур. С Манвэ он был в тесной дружбе ещё до создания Валинора. По могуществу Улмо уступает только Манвэ и Мелькору (Морготу).
  • Аулэ носит прозвание Кузнец. Облик земной поверхности — творение его рук. Но он также покровитель и различных ремёсел, и даже малые, но искусные работы радуют его не меньше, чем величественные постройки древности. Создатель гномов (они называют его своим Отцом). Его также почитали нолдор, которых он научил обрабатывать драгоценности и металлы, и Аулэ всегда был их другом. Супругой Аулэ является Йаванна.
  • Оромэ — охотник и истребитель тварей Врага. В ранние эпохи часто наездами охотился в Средиземье.
  • Мандос — судья мёртвых, известный также как Намо, по названию места его обитания (Чертоги Мандоса) в Валиноре. Мандос расположен на Западе Валинора. Это место, куда отправляются души убитых эльфов.
  • Ирмо — владыка видений и грёз, известный также как Лориэн, по названию места его обитания (Сады Лориэна) в Валиноре, и это самые прекрасные места в мире, и там обретается множество духов.
  • Тулкас — самый сильный, но в то же время наименее могущественный из Валар. Муж Нэссы. Обычное настроение Тулкаса — веселье. Его прозвище — Асталдо («Храбрый»). Он пришёл в Арду последним — помочь Валар в первой битве с Мелькором. Ему доставляет удовольствие борьба и другие состязания в силе, и он не ездит верхом, ибо и так может обогнать любое живое существо, пользующееся ногами.

Владычицы Валар Править

  • Варда Элентари — создательница звёзд, супруга Манвэ. Их чертоги расположены на Ойолоссэ, вершине Таникветиль, высочайших из гор земли. Из всех Валар эльфы больше всего любят и чтят Варду. Она также известна как Элберет и Гилтониэль.
  • Йаванна Кементари — супруга Аулэ. Она покровительствует всему, что вырастает из земли. По значению среди Владычиц Валар Йаванна идёт следом за Вардой.
  • Ниэнна — сестра Ирмо Лориэна и Намо Мандоса.
  • Эстэ — избавляющая от ран и печалей, супруга Ирмо.
  • Вайрэ — запечатлевающая в своих гобеленах судьбы Арды, всё, что когда-либо происходило. Супруга Намо.
  • Вана — жена Оромэ.
  • Нэсса — сестра Оромэ и супруга Тулкаса.

Чёрный Враг Мира Править

Самым могущественным из Айнур (и, соответственно, Валар) был Мелькор, более известный под именем Моргот, данного ему Феанором. Эру Илуватар дал Мелькору большие силы и знания. Ими он не уступал никому из прочих Валар. Однако он противопоставил воле Илуватара свою, за что не считается более в числе прочих Валар.

После поражения и пленения Мелькора его престолодержателем является Саурон, по происхождению относящийся к майа, однако благодаря накопленным тёмным знаниям и задумке с Кольцами превосходящий любого майа по силе (ясно по тому, что могущественный майа Гэндальф не рисковал встречаться с ним и опасался пользоваться его Кольцом). Поскольку Валар не пожелали более появляться в исковерканной прежними битвами Арде, Саурон накапливал силу практически без помех, и был побеждён почти невозможным образом.

Также на Фэндоме

Случайная вики