ФЭНДОМ

Варда
Varda
Иллюстрация ProphetQueen
Имя: Варда
Другие имена: Эльберет, Гильтониэль, Тинталлэ, Элентари
Титул: Королева Арды,королева Валинора
Раса: Айнур
Культура: Валар
Пол: Женский
Государство: Валинор
Время жизни: До сотворения Эа - наше время
Семья: Манвэ — муж
Оружие: Сила Валар
Left pointing double angle quotation mark sh4 «...суждено Перворожденным явиться во тьме, и первое, что узрят они, будут звезды. Яркий свет обернется их угасанием. И к Варде станут взывать они в час нужды». Right pointing double angle quotation mark sh4
Намо Мандос

Варда (англ. Varda) — айну из Валиэр, одна из Аратар, супруга Манвэ, королева Арды и Валинора. Создательница звёзд Эа, почитавшаяся эльфами более все других Валар и Валиэр.

Этимология Править

  • Варда (англ. Varda) – имя на квенья, переводившееся как "Возвышенная" (англ. sublime или lofty).
  • Барадис (англ. Baradis) – имя Варда на тэлерине.
  • Элентари (англ. Elentári) – прозвище, данное Варде эльфами Валинора. В переводе с квенья означало "Королева Звёзд" (англ. Star-queen).
  • Эльберет (англ. Elbereth) – прозвище "Королева Звёзд" на синдарине, языке эльфов синдар.
  • Тинталлэ (англ. Tintallё) – имя на квенья, происходящее от корня tinta - заставить искриться. Переводилось как "Зажигающая Звёзды" (англ. Star-kindler).
  • Гильтониэль (англ. Gilthoniel) - имя Тинталлэ на синдарине. Составлено из корней ngil – "серебряная искра" и thon – "зажигать", с женским окончанием el.
  • Айрэ Тари (англ. Airё Tari) – обращение эльфов к Варде, переводившееся как "Святая Королева". Обращение происходило от квенийского существительного "айрэ" (святость, благодать), которое стало для эльфов эпитетом в обращении к Валар/Валиэр или великим майар.

Биография Править

Как и другие Айнур, Варда была создана Эру Илуватаром до создания всего сущего. В те времена Айну Мелькор желал Варду себе в жёны, но она его отвергла и он возненавидел её. Впоследствии, Мелькор боялся Варду более всех в Эа.

Варда очень мало участвовала в Музыке Айнур, но очень внимательно слушала и запомнила больше всех. Как многие другие Айнур, после окончания Музыки она пришла в созданную Эа. Трудясь по подготовлению Эа к прихода Детей Эру, Варда зажгла первые звёзды.

Во время восстания Мелькора, Варда пришла в Арду на помощь Манвэ и стала его женой. После изгнания Мелькора, по просьбе Йаванны Аулэ создал Светильники, которые наполнила светом Варда. После разрушения Светильников и гибели Алмарена, Варда поселилась с Манвэ в Валиноре. Они редко разлучались и их чертоги, Ильмарин, находились на самой высокой из гор Арды - Таникветиль. Оттуда Манвэ и Варда могли обозревать всю землю – до самых отдаленных восточных пределов.

После основания Валинора, Йаванна создала Два Древа, свет которых освещал земли Валар. Варда собирала росу Древ в чаши, подобные сверкающим озёрам, что служили колодцами воды и света для всех в Валиноре.

На совете в 1000 Э. Д., Йаванна и Тулкас призвали остальных Валар отвоевать Средиземье, которое осталось под властью Мелькора. Намо Мандос тогда предсказал, что первые Дети Эру, эльфы, должны прийти в Средиземье освещённое звёздами. Тогда Варда покинула совет и начала великий труд, которого не было с прихода Валар в Арду, и из росы Телпериона создала новые звёзды, более яркие. Многие древние звёзды она собрала в новые созвездия.

TN-Varda and Manwe in Valinor

Тэд Нэсмит. Варда и Манвэ в Валиноре

В 1050 Э. Д., после окончания трудов Варды, пробудились эльфы и первым, что они увидели, были звёзды. Поэтому эльфы любят и почитают Варду более всех других Валар, взывают к ней и славят в песнях когда на небе зажигаются звезды. Варда также призывалась в свидетельницы на свадьбе матерью невесты.

После прихода в Валинор племён эльфов, Вардой и Манвэ более всех были любимы ваниар.

В 1450 Э. Д. Феанор создал нерушимые самоцветы Сильмарили, хранящие в себе свет Древ Валинора. Варда освятила Сильмарили, и с той поры нечистые руки и смертная плоть не могли коснуться их без того, чтобы не обжечься.

В 1495 Э. Д. Древа были уничтожены, роса в чашах Варды отравлена, а Сильмарили украдены. Из умирающих Древ, Йаванна и Ниэнна сумели получить два последних плода, для которых Аулэ соорудил сосуды. Эти сосуды Солнца и Луны Валар вручили Варде, чтобы она поместила их на небо. Варда сделала так, чтобы Солнце и Луна смогли пересекать ближние пределы Ильмена, вечно странствуя по начертанным путям над поясом Земли, с запада на восток и обратно. Сперва задумала Варда, чтобы оба светила странствовали в Ильмене, не покидая небес, но не вместе: каждому было назначено следовать от Валинора на Восток и возвращаться; в то время, как один восходил на западе, другому надлежало возвращаться на востоке. Однако майа Тилион, хранитель Луны, нарушал свой курс и стремился приблизиться к Ариэн, хранительнице Солнца. Из-за этого, а также из-за того, что на земле пропало время сумерек и сна, Варда изменила свой замысел и назначила часы, в течение которых в мире станут царить темнота и смутные сумерки.

Эльберет в культуре эльдар Править

Звёзды Варды были первым, что увидели появившиеся в Арде эльфы, потому она была самой почитаемой из Валар. Варду часто представляли и изображали стоящей на высокой скале и глядящей в сторону Средиземья: взор ее пронзает сумрак, и она прислушивается к эльфам и людям, взывающим о помощи в час нужды и горя. Одно из таких обращений эльфов к Варде ("А Эльберет Гильтониэль...") на синдарине слышали хоббиты Фродо, Сэм и Пиппин. Варда также упоминалась в Плаче Галадриэль, когда той казалось, что она более не вернётся в Валинор.

По отношению к Варде эльфами использовался эпитет "Фануилос" ("Вечно-снежно-белая"). В письме Толкин пояснял, что корень fan- означает белизну облаков под солнцем, а los(s) - белизну снега, и соотносится с названием пика Таникветиль. Таким образом, эльф, произнося или слыша имя Фануилос представлял себе не только величественную фигуру, облаченную в белое, стоящую на вершине и глядящую на восток, в сторону смертных земель, но в то же время воображал еще и головокружительную, увенчанную снегом скалу, коронованную слепящим или сверкающим белым облаком.

Характеристика Править

Варда самая могущественна из Валиэр, её сила и радость — в свете. Если Варда находилась рядом с Манвэ, его зрение становится зорче, чем у кого-либо на свете, в то время как сама Варда слышала всё лучше.

В облике, который Варда приняла в Амане, она необыкновенно прекрасна, так, что это было неописуемо словами эльфов или людей. В лице Варды сиял свет Илуватара и её величественная красота внушала благоговейный страх и почтение.

Галерея Править

ИсточникиПравить