Фэндом

Википалантир

Варда

2465статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться
Варда
Varda Elentari by Sedeptra.jpg
Имя: Варда
Титул: Королева Арды, Королева звёзд, Возжигательница
Раса: Айнур
Культура: Валар
Пол: Женский
Государство: Валинор
Время жизни: До сотворения Эа - бессмертна
Семья: Манвэ — муж
Оружие: Сила Валар

Варда — валиэ, супруга Манвэ. Одна из Аратар. Также Владычица Звезд, которая знает все уголки Эа. Пришла из глубин Эа на помощь Манвэ в начале творения Арды; отвергла Мелькора еще до Музыки Айнур, и он ненавидел и боялся ее более всех, кого создал Эру. Согласно текстам "Преображенные мифы", Варда очень мало участвовала в Музыке, но очень внимательно слушала и запомнила больше всех.

В облике, который Варда приняла в Амане, она необыкновенно прекрасна, и красота ее величественна и внушает благоговейный страх и почтение. Красота её была слишком велика, дабы говорить о том словами эльфов или людей, свет Илуватара сиял в ее лице. Ее сила и радость — в свете.

TN-Varda and Manwe in Valinor.jpg

Тэд Нэсмит. Варда и Манвэ в Валиноре

Обитает вместе с Манвэ во дворце Ильмарин на Таникветиль (Оиолоссэ). Если Варда рядом с Манвэ, его зрение становится зорче, чем у кого-либо на свете, и слух Варды тоже становится острее, чем у кого-либо на свете.

Варда — властительница света. В тексте "Преображенные мифы" рассказывается, что перед тем, как Айнур вступили в Эа, Илуватар призвал к себе ту, что впоследствии стала Вардой, и вручил ей прощальный подарок, говоря: "Ты принесешь в Эа священный свет, что ныне берет начало во Мне, свет, неоскверненный помышлением и вожделением Мелькора, и с тобою войдет он в Эа, и пребудет в Эа, не принадлежа к Эа". И потому эльдар говорят о свете Варды с особым трепетом. Варда наполнила светом Иллуин и Ормал и создала звезды. Первые звезды были сотворены ею еще до того, как Валар пришли в Арду; перед пробуждением эльфов она создала из росы Тельпериона новые, более яркие звезды, а многие из старых собрала в новые созвездия; таково созвездие Валакирка, Серп Валар - вызов Мелькору и знак судьбы. За создание звезд эльфы любят и почитают Варду более всех других Валар, "и взывают к ней из сумрака Средиземья, и прославляют ее имя в песнях в час, когда на небе зажигаются звезды".

Одно из таких обращений к Варде ("А Эльберет Гильтониэль...") на синдарине приводится в тексте ВК. По отношению к ней использовано причастие настоящего времени: в "разборе" текста пояснятся, что про Варду\Эльберет вполне можно сказать как про существо "божественного", "ангелического" порядка, что она "глядит вдаль с небес".

Варду часто представляли и изображали стоящей на высокой скале и глядящей в сторону Средиземья: взор ее пронзает сумрак, и прислушивается она к эльфам и людям, взывающим о помощи в час нужды и горя. Интересен употребленный по отношению к ней эпитет "Фануилос" ("вечно-снежно-белая": в письме Толкин поясняет, что корень fan- означает белизну облаков под солнцем, а los(s) - белизну снега, и соотносится с названием пика Ойолоссэ. Таким образом, "эльф, произнося или слыша имя Фануилос... представлял себе не только величественную фигуру, облаченную в белое, стоящую на вершине и глядящую на восток, в сторону смертных земель, но в то же время воображал еще и головокружительную, увенчанную снегом скалу, коронованную слепящим или сверкающим белым облаком".

В тексте "Преображенные мифы" упоминается Купол Варды - "имитация" настоящего неба, ограждающий Валинор от духов и соглядатаев Мелькора, на котором она воспроизвела рисунок "подлинных" созвездий, только крупнее и ярче. В другом месте говорится, что с появлением Солнца Купол был снят.

Согласно тексту "Законы и обычаи эльдар", Варда призывалась в свидетельницы на свадьбе матерью невесты.

Из всех эльфов Варда больше всех любила ваниар.

Варда освятила Сильмарили, и с той поры нечистые руки и смертная плоть не могли коснуться их без того, чтобы не обжечься. После появления Солнца и Луны Варда дала им способность путешествовать по небу и определила их пути.

Во всех текстах вплоть до "Квента Сильмариллион" 1950х гг. (НоМЕ X) Варда была сестрой Йаванны и Ваны.

Этимология Править

Имя Варда, согласно тексту "Квенди и эльдар" – на квенья, и означает "высочайшая". В "Этимологиях" приведены формы этого имени на телерине – Барада, Барадис. Другие имена Варды и их варианты: Элентари и Эльберет ("королева звезд", кв. и синд.), Тинталлэ (кв. "зажигающая"), Гильтониэль (синд., согласно "Преображенным мифам", это имя составлено из корней ngil – "серебряная искра" и thвn – "зажигать"); Бридиль, Тимбридиль, Тинветари, Тар-Эллион, Тинтаниэ, Тинверонтар, Тинветар. Именования: Королева Звезд (варианты: Владычица Звезд, Варда Звезд); Королева Арды, Королева Валар; именуется также Варда Аратарья (кв. Варда Возвышенная). Обращение, подобающее Варде - "Айрэ Тари", где кв. "айрэ" - эпитет, наиболее приближенный к понятию "святой, священный".

ИсточникиПравить

  • Silmarillion ("Valaquenta"; Ch. 1, 3, 7, 11)
  • HoME V (Part III); HoME X (Part I, II, V)
  • HoME XI (Part IV)
  • Letters (№211)
  • The Road Goes Ever On

Также на Фэндоме

Случайная вики