ФЭНДОМ

Властелин Колец: Возвращение короля
The Lord of the Rings:
The Return of the King
LOTR ROTK
Жанр

фэнтези,боевик, приключения

Режиссёр

Питер Джексон

Продюсер

Питер Джексон
Майкл Флинн

Автор
сценария

Дж. Р. Р. Толкин (роман)
Фрэнсис Уолш
Питер Джексон

В главных
ролях

Элайджа Вуд
Иэн МакКеллен
Шон Астин
Вигго Мортенсен
Лив Тайлер
Шон Бин
Орландо Блум
Кейт Бланшетт
Джон Рис-Дэвис
Доминик Монаган
Иэн Холм

Оператор

Эндрю Лесни

Композитор

Говард Шор

Кинокомпания

New Line Cinema

Длительность

Киноверсия:
201 мин.
Расширенная версия:
251 мин.

Бюджет

94 млн$

Страна

Флаг Новой Зеландии Новая Зеландия
Flag of the United States США

Год

2003

Предыдущий фильм

Властелин колец: Две крепости

IMDb

ID 0167260

«Властели́н коле́ц: Возвраще́ние короля́» (англ. The Lord of the Rings: The Return of the King) — кинофильм 2003 года, заключительная часть кинотрилогии, снятой Питером Джексоном по роману Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец». Мировая премьера состоялась 17 декабря 2003 года.

В мировом прокате фильм собрал более 1,1 миллиарда долларов, и по данным на январь 2010 года, занимает третье место в списке самых кассовых фильмов всех времён. Фильм получил 11 премий «Оскар» (чем повторил рекорд «Бен-Гура» и «Титаника»), и по сей день является единственной картиной в жанре фантастики, названной Киноакадемией «Лучшим фильмом года». Кроме того, фильм получил ещё 98 других наград и 62 номинации.

Сюжет Править

В прологе фильма мы видим то, как Смеагол убивая своего друга Деагола и, забирая себе Единое Кольцо, становится Голлумом.

Хоббиты Фродо и Сэм, используя Голлума в качестве проводника, продолжают путь к Ородруину. Фродо верит поклявшемуся в верности Голлуму. Более того, Голлум спасает Фродо во время выступления армии во главе с предводителем назгулов из Минас-Моргула. Но Сэм понимает, что Голлум попытается уничтожить их при первой возможности — он под властью Кольца. Голлум строит козни и всячески пытается поссорить хоббитов. Причем Голлуму это удается и Фродо прогоняет Сэма.

Следуя своему коварному плану, Голлум приводит Фродо в пещеру гигантской паучихи Шелоб и там оставляет его в ловушке. Та ранит Фродо и парализует его ядом, но вернувшемуся Сэму удается прогнать паучиху. Думая, что Фродо мёртв, Сэм забирает Кольцо и решает продолжить путь. Проходивший мимо отряд орков захватывает Фродо, а спрятавшийся в пещере Шелоб Сэм узнаёт, что хозяин жив, и отправляется в крепость Кирит-Унгол его выручать. Деля добычу, орки передрались друг с другом из-за мифриловой кольчуги Фродо, и хоббитам удалось вырваться на свободу. Сэм возвращает Фродо Кольцо, не успевшее подчинить себе его волю. Хоббиты на время надевают доспехи орков и идут по Мордору.

Тем временем, после победы у крепости Хельмовой Пади войско Теодена возвращается в столицу королевства Рохан Эдорас, забирая по пути из разрушенного Изенгарда Мерри и Перегрина. В режиссёрской версии в Изенгарде Митрандир лишает колдовского посоха Сарумана и последний погибает от руки Гримы, тут же нашедшего смерть от руки Леголаса. В Эдорасе Теоден устраивает тризну, но ночью Перегрин Тук крадет у Гэндальфа палантир, в котором видит Око Саурона. Чтобы спасти хоббита от Ока, Гэндальф увозит его в столицу королевства Гондор Минас-Тирит. Причем Теоден откладывает поход рати рохиррим на Гондор с целью спасения Минас-Тирита от нашествия орд Мордора, а Арагорн, Мерри, Леголас и Гимли остаются в Эдорасе.

Одновременно Арвен во время исхода эльфов видит в видении своего сына Эльдариона вместе с Арагорном и возвращается в Ривенделл. Там дочь Элронда просит своего отца восстановить Нарсил и медленно умирает от тоски по Арагорну.

Тем временем войско Мордора под предводительством Ангмарского Короля-Чародея и военачальника Минас-Моргула Готмога захватывает Осгилиат, город, бывший в свое время столицей Гондора, стоящий на реке Андуин, начав войну с целью сокрушить Гондор и добыть находящееся, по мнению Саурона, в Минас-Тирите Кольцо Всевластья. Это вынуждает Фарамира отступить в Минас-Тирит, перед воротами которого брат Боромира получает помощь от Гэндальфа в бою против назгулов.

Королевский наместник Гондора, Дэнетор II, был мудрым и сильным властителем, но его разум был ослаблен горем от известия о смерти старшего сына Боромира. Также выясняется, что он не хочет уступать власть над Гондором Арагорну - законному наследнику Исильдура. Вдобавок его младший сын Фарамир, вернувшись с восточного берега Андуина, рассказывает Гэндальфу и отцу о встрече с Фродо и Сэмом и их странном проводнике Голлуме, а также об избранном ими опасном пути через перевал Кирит-Унгол. То, что Фарамир упустил Кольцо Всевластья, приводит Дэнетора в ярость, и он посылает Фарамира отбить у орков Осгилиат, а фактически — на верную смерть, так как силы неравны. Отряд гибнет, но Фарамир возвращается серьёзно раненым. Думая, что сын умер, а надежды на спасение Гондора нет, Дэнетор пытается устроить погребальный костёр для себя и своего сына, но благодаря Перегрину Туку, а также вмешательству Гэндальфа, Фарамира удаётся спасти. Объятый пламенем Дэнетор гибнет, прыгнув вниз из Цитадели. Руководство защитой города взял на себя Гэндальф.

Поначалу битва шла со значительным перевесом сил Саурона, которым удалось взломать оборону Минас Тирита и ворваться на его верхние уровни. Более того, Митрандир сталкивается с предводителем назгулов и лишается своего посоха. Однако на рассвете подошли всадники Рохана, давние союзники Гондора. Дело в том, что Перегрин Тук по просьбе Митрандира зажёг сигнальный огонь в Минас-Тирите и тем самым сигнал о помощи достиг Эдораса. В итоге Теоден собрал конную рать рохиррим и сумел привести её к стенам столицы Гондора в последний момент. Конница Теодена наносит удар по полчищам орков, но затем была вынуждена принять бой с отрядами харадрим на мумаках. В составе рати Теодена на тот момент, хотя и тайно, оказались хоббит Мерри и племянница Теодена Эовин, и ими был повержен Король-Чародей Ангмара, которому в давние времена было предсказано о том, что он падёт не от руки смертного мужа. Но при этом погиб также и король Рохана Теоден.

На помощь Мордору должны были прийти чёрные корабли с пиратами Умбара, однако прошедшие Тропами Мёртвых Арагорн (который сумел получить от Элронда меч Андурил - перекованный эльфийскими кузнецами из Эрегиона меч Нарсил), Леголас и Гимли, заручившиеся поддержкой Войска Мёртвых Горцев, перехватили корабли и пришли на помощь Минас - Тириту. Битва на Пеленнорской равнине была выиграна силами Запада. Арагорн, как и обещал, освободил Мёртвых от клятвы, дав им покой. Наследник трона Гондора исцеляет Фарамира и Эовин и те влюбляются друг в друга.

После битвы состоялся Совет, на котором было принято решение — подойти всей оставшейся армией к воротам Мордора и вызвать Саурона на сражение. Без шансов на победу — только отвлечь Око и дать возможность Фродо исполнить миссию, о которой Саурон не подозревал. Причем Арагорн входит в контакт через палантир с Сауроном и одновременно подарок Арвен прекращает свое существование.

В итоге армия Запада во главе с Арагорном идет к Чёрным Вратам Мордора и вступает в бой с ордами Саурона. Одновременно измученные хоббиты добираются до подножия Ородруина, и, когда у Фродо не хватает сил идти, Сэм на своих плечах поднимает его на гору. У самой расщелины на них безуспешно нападает Голлум. Нападение Голлума дает возможность Фродо прийти в самое сердце расщелины, где Саурон создал Кольцо Всевластья.

Стоя на краю пропасти, Фродо, не в силах уничтожить Кольцо, на глазах у Сэма объявляет его своим и надевает, после чего Голлум, снова напав, откусывает ему палец с Кольцом. Фродо после недолгой борьбы падает в жерло Ородруина вместе с Голлумом (который сгорает в магме), но удерживается за скалу. Сэм спасает друга, а Единое Кольцо плавится. Одновременно Саурон окончательно прекращает свое существование, Барад-Дур рушится, а войско Мордора обращается в бегство, понеся катастрофические потери. Потерявшего сознание Фродо и Сэма со склонов извергающегося Ородруина спасает Митрандир с помощью Великих Орлов. В Минас-Тирите Фродо приходит в себя и воссоединяется с остальными членами бывшего Братства Кольца.

Арагорн становится королём Гондора и женится на эльфийской принцессе Арвен. Хоббиты возвращаются в Шир. Сэм женится на Рози Коттон. Фродо одолевают приступы болезни, вызванной слишком долгим контактом с Кольцом, а также ранением, полученным от Короля-Чародея во время стычки на холме Заветерь. Постепенно он понимает, что не сможет вернуться к обычной жизни, и решает использовать дарованную им с Бильбо возможность — уйти вместе с эльфами на Запад. Мерри, Пиппин и Сэм провожают их в Гавань; на том же корабле покидают Средиземье Гэндальф, Галадриэль с мужем Келеборном и Элронд. Начинается эпоха Владычества Людей.

В эпилоге фильма мы видим, как Сэм возвращается в Шир к своей семье, чтобы завершить Алую Книгу, начатую Бильбо и продолженную Фродо.

В ролях Править

Персонаж Актёр Роли дублировали
Фродо Бэггинс Элайджа Вуд Григорий Анашкин
Гэндальф Белый Иан МакКеллен Рогволд Суховерко
Арагорн Вигго Мортенсен Алексей Рязанцев
Сэмуайз Гэмджи Шон Астин Андрей Бархударов
Галадриэль Кейт Бланшетт Ольга Зубкова
Арвен Лив Тайлер Анна Каменкова
Гимли, сын Глоина Джон Рис-Дэвис Андрей Ярославцев
Эомер Карл Урбан Александр Рахленко
Теоден Бернард Хилл Виктор Петров
Мериадок Брендибак (Мэрри) Доминик Монаган Сергей Печенкин
Перегрин Тук (Пиппин) Билли Бойд Дмитрий Филимонов
Леголас Орландо Блум Олег Вирозуб
Саруман Белый Кристофер Ли Аристарх Ливанов
Саурон Сала Бейкер Василий Бочкарев
Элронд Хьюго Уивинг Олег Куценко
Бильбо Бэггинс Иэн Холм Алексей Колган
Эовин Миранда Отто Нина Тобилеви
Фарамир Дэвид Венхэм Владимир Конкин

Информация о кассовых сборах Править

За 170 дней проката фильм собрал 377 027 325 долларов в США и 727 776 654 долларов в других странах. Общие сборы фильма (1 118 888 979 долларов) позволяли ему занимать второе место в списке самых кассовых фильмов в истории кино до конца января 2010 года. Теперь он занимает третье место, а его позицию занимает «Титаник».

Варианты монтажа Править

Существуют два варианта монтажа:

  • прокатная версия — сокращенная по требованиям прокатных компаний СШАШаблон:Нет АИ версия, показанная в кинотеатрах и телевидению;
  • специальная расширенная версия (SEE) — на 50 минут длиннее, чем прокатный вариант[1].

Расширенная версия Править

Расширенная версия включает в себя 59 удаленных / расширенных сцен и длиннее прокатной версии на 47 минут.

Ниже представлен список удаленных / расширенных сцен:

1.Смерть Деагола. (11 сек) - расширенная сцена.

Смеагол душит Деагола. Деагол дёргает ногами.

2. Разговор Мерри и Пиппина. (26 сек) - расширенная сцена.

Мерри и Пиипин сидят возле разгромленного Изенгарда, спорят о лонгоботтомском табаке и вспоминают кабак "Зелёный дракон".

3. Смерть Сарумана. (5 мин.24 сек) - удаленная сцена.

Саруман с вершины Ортханка приветствует Теодена и предлагает ему мир. Теоден в гневе отклоняет его предложение и грозит Саруману виселицей. Саруман в ответ начинает оскорблять и его, и Гэндальфа, и обвиняет того в том, что он послал полурослика на смерть. Гэндальф спрашивает у Сарумана, где Враг нанесет свой первый удар. Саруман извлекает палантир, смотрит в него и рассказывает, что в Средиземье есть гнойное место, которое Гэндальф еще не узрел — и намекает на теряющего рассудок Денетора. Гэндальф обещает ему пощаду, но Саруман бросает в него в гневе огненный шар. Но Гэндальф неуязвим для его оружия, и при его словах посох Сарумана ломается. На вершине Ортханка появляется Грима Гнилоуст, и Теоден пытается уговорить его вернуться к нему. Саруман смеется над Гримой, дает ему оплеуху и называет псом. Грима в ярости бросается на Сарумана и убивает его кинжалом. Леголас убивает Гриму из лука. Саруман падает с вершины Ортханка и приземляется на острие большого вертящегося шипатого колеса. Гэндальф дает команду о сборе всех свободных сил Средиземья; в это время колесо утягивает Сарумана под воду, и из его рукава выкатывается палантир.

4. Эовин даёт кубок Теодену. (12 сек) - расширенная сцена.

Эовин подает Теодену кубок. Он поднимает его, и Арагорн встает — за ним же все остальные рохирримы.

5. Игра Леголаса и Гимли. (26 сек) - удаленная сцена.

Эомер объясняет Леголасу и Гимли правила игры. Кто больше выпьет и устоит, тот победил. Леголас и Гимли начинают соревноваться.

6. Последствия игры. (49 сек) - удаленная сцена.

Гимли и Леголас продолжают пить. Леголас говорит, что ощущает легкое покалывание в кончиках пальцев. Гимли совсем пьян, горланит, что Леголас не умеет пить, и опрокидывается вместе со стулом.

7. Танец Пиппина. (8 сек) - расширенная сцена.

Гэндальф хлопает в ладоши, Пиппин смотрит на него и останавливается в раздумье. Мерри окликает его, и они доплясывают танец до конца.

8. Сон Эовин. (1 мин .53 сек) - удаленная сцена.

Гимли отсыпается после пьянки, Пиппин же никак не может уснуть. Арагорн выходит из залы и разжигает потухший очаг. На лежанке он видит спящую Эовин, поправляет ей сбившееся одеяло. Эовин просыпается и рассказывает ему о своем сне — как она стоит на краю пропасти и видит огромную волну, заливающую зеленые луга.

9.Разговор о Пиппине. (31 сек) - расширенная сцена.

Арагорн становится за Мерри, и Мерри рассказывает ему, что насколько он может упомнить, они с Пиппином были всегда вместе. И что Мерри всегда выручал Пиппина из всяких переделок. А теперь Пиппин ушел, как и Фродо с Сэмом. Арагорн отвечает, что хоббиты — отважный народ. Мерри отвечает, что Пиппин скорее безрассудный, чем отважный — он же Тук. Оба смотрят вслед Гэндальфу.

10. Разговор с Денетором. (20 сек) - расширенная сцена.

Денетор говорит Пиппину, что его первый приказ — объяснить, почему он выжил, а Боромир — нет. Пиппин отвечает, что самого сильного человека можно убить одной стрелой, Боромир же был пронзен многими. Гендальф толкает Пиппина.

11. Размышления Гендальфа. (1 мин. 50 сек)

Выходя из тронного зала Гэндальф ругает Денетора, чье безумие обрекает на гибель тысячелетний город. Вместе с Пиппином они идут к краю клиноподобной площади, и Гэндальф рассказывает об упадке Гондора — как линия королей была прервана, и как под правлением наместников слава города угасла. Пиппин смотрит в сторону Мордора и на штормовую тучу над ним. Гэндальф объясняет, что когда эта мгла достигнет города, начнется война, и что теперь выходы из Минас Тирита закрыты.

12. Обнаружение статуи.

Фродо и Сэм идут с Горлумом к Перекрестку Дорог. Фродо нехорошо — он чувствует, что больше не вернется. Сэм утешает его и говорит, они пойдут туда и обратно — как мистер Бильбо. Они выходят на поляну, на которой стоит статуя короля — но вместо головы уродливый валун, размалеванный и закованный в железные зубья. Голова статуи лежит в кустах, обвитая цветами. Когда солнце выходит из-за облаков, голову освещают лучи — и Сэм говорит Фродо, что на короле снова корона. Потом солнце уходит, видение проходит, и спутники продолжают свой путь.

Награды и номинации Править

Оскар 2004 Править

  • Лучший фильм
  • Лучший режиссёр (Питер Джексон)
  • Лучший адаптированный сценарий
  • Лучшие декорации
  • Лучшие костюмы
  • Лучший звук
  • Лучший монтаж
  • Лучшие визуальные эффекты
  • Лучший грим
  • Лучшая песня — «Into the West» в исполнении Энни Леннокс
  • Лучший оригинальный саундтрек

Золотой глобус 2004 Править

  • Лучший фильм (драма)
  • Лучший режиссёр
  • Лучшая песня
  • Лучший саундтрек

Премия канала «MTV» 2004 Править

  • Лучшая экшн-сцена
  • Лучший фильм

BAFTA 2004 Править

  • Лучший фильм
  • Лучший адаптированный сценарий
  • Лучшая работа оператора
  • Лучшие визуальные эффекты
  • Приз зрительских симпатий

Примечания Править

  1. Сравнение киноверсии и режиссерской версии фильма. Хеннет-Аннун (6 января 2005). Проверено 19 августа 2010.

Ссылки Править

Шаблон:Викицитатник

Властелин Колец Дж. Р. Р. Толкиена

Jrrt lotr cover design

Книги: Братство Кольца | Две башни | Возвращение короля
Кинофильмы: Братство Кольца | Две башни | Возвращение короля