ФЭНДОМ

120px-Escudo Gondor.svg
Гондор
GONDOR location map in middle earth
Карта Гондора
Основано 3320 В. Э.
Столица Осгилиат (3320 В. Э.1640 Т. Э.), Минас Тирит (1640 Т. Э.3019 ТЭ), Минас Анор (бывший Минас Тирит, с 1 Ч. Э. - столица Воссоединённого королевства).
Крупнейшие города Осгилиат, Минас Тирит, Минас Итиль, Пеларгир, Дол Амрот, Каир Андрос
Лидер(ы) Короли, Наместники
Население Дунэдайн, Северяне, Друэдайн
Язык Вестрон
Форма правления Монархия
Годы существования 3320 В. Э. - 3019 Т. Э.
Страны Средиземья в Третью Эпоху
АнгмарАрнорВоссоединённое королевство Арнора и ГондораГондорЖелезные ХолмыКхандЛиндонЛихолесьеЛотлориэнМориаМордорРоханРованионХарадШирЭребор
Гондор3319

Территория Гондора на момент основания в 3319 В.Э

Гондор (англ. Gondor) — королевство людей-дунэдайн в Средиземье, основанное в конце Второй Эпохи верными нуменорцами.

ГеографияПравить

Гондор — тёплая страна с плодородными землями, множеством рек и цепью гор на севере и востоке.

Гондор состоит из тринадцати областей.

Итилиэн Править

Пограничный регион, всегда принадлежавший Гондору. В переводе с синдарина означает «земли луны». Находится между Андуином и Сумрачными горами (синд. Эфель Дуат). Итилиэн делится на две области: Северный Итилиэн и Южный Итилиэн.

В Северном Итилиэне находился Хеннет Аннун — скрытый форпост Гондора, являвшийся изначально сетью пещер, пробитых подземными водами. Этот поток впоследствии был отведён мастерами Гондора и все входы были замурованы, за исключением одного у края глубокого бассейна и водопада.

В Южном Итилиэне находились Эмин Арнен — цепь холмов в центре Итилиэна к югу от Осгилиата.

АнориэнПравить

Полоса земель между Порубежным ручьём и местом, где Энтова Купель впадает в Андуин. Анориэна был густо населён и в его южной части находилась крепость Минас Тирит. У предгорий Белых гор расположен древний лес Друадан, населенный лесными жителями.

Каленардон Править

GONDOR PROVINCES 550px

Провинции Гондора

Огромная холмистая равнина к северу от Белых гор и к западу от Анориэна. Название переводится с синдарина как «зелёные владения». В начале Т. Э. из-за своей удалённости он никогда не был слишком заселён, вдобавок из-за Великой Чумы, опустошившей этот край, множество её прежних жителей в течение последующих веков переселились на восток. Укрепления, построенные вдоль русла Андуина от Эмин Муил к притоку реки Снежницы, изначально охранявшие население Каленардона во времена «Бдительного Мира», были покинуты. В 2510 году Т. Э. балкоты уничтожили эти укрепления и захватили Каленардон вплоть до Белой Горы, армию Гондора спасло только появление Эотеода, всадников Севера. В благодарность наместник Кирион передал весь Калернадон в ленное владение королю Эотеода, Эорлу Юному, после чего весь регион стал называться Рохан.

ЭнедвайтПравить

Огромные поля между реками Изен и Сероструй. Принадлежал Гондору, однако регион не был заселен нуменорцами. Дунэдайн жили только в городе Тарбад.

АнфаласПравить

Также встречается название Длиннобережье (Длинный берег). Протяжённая полоса земли у моря, располагающаяся к югу от Пиннат Гелин, между реками Лифнуи и Мортонд. Основную часть населения Анфаласа составляли рыбаки, жившие в рыбацких деревнях, разбросанных по берегу. Из-за постоянных нападений корсаров Умбара многие жители были вынуждены переселиться с побережья в глубь страны. Административный центр региона - город Аннулонд. Край снова был заселен и восстановлен при Арагорне II во времена Воссоединенного Королевства.
Map Gondor

Карта Гондора

Белфалас Править

Небольшая протяженная равнина у моря давшая названию заливу. С синдарина переводится как «сильный берег». В центральной части находится большая и населенная крепость Дол-Амрот.

Дор-эн-ЭринильПравить

Небольшая область, находящаяся по ту сторону гор от Белфаласа. С синдарина переводится как «земли принцев». Богатая и заселённая равнина. Правитель — принц Дол Амрота, вассал Гондора. Заселена чистокровными нуменорцами.

Долина МортондПравить

Небольшая долина по обе стороны реки Мортонд. Заканчивается в ущелье возле горы Эрех. Густонаселённый, богатый край. Здесь живут прекрасные лучники и охотники. Во времена Войны Кольца правитель долина Мортонда Дунгир привел пятьсот своих лучших лучников для обороны Минас Тирита.

Долина РинглоПравить

Долина по обе стороны реки Рингло. Отделена отрогами Белых Гор от Лемедона на севере и рекой Гилрайн от Лебеннина на востоке. Средненаселённый, небогатый край.

Лебеннин Править

Центральный и, наверное, самый густонаселённый регион Гондора, расположенный между реками Гильраин, Серни и Келос. На юге — устье Андуина, впадающее в залив Белфалас. Население смешанное. С синдарина переводится как край «пяти вод».

Лоссарнах Править

Равнина между Белыми горами и Андуином. Густонаселённые и развитые земли. В этом краю растёт огромное обилие растений, в том числе и лечебных. В 2901 Т. Э. жители Итилиэна покинули свои земли и многие из них переехали в Лоссарнах. Во времена Войны Кольца беженцы из Минас Тирита расселялись в Лоссарнахе. Правитель Лоссарнаха Форлонг привел для обороны Минас Тирита 200 отлично экипированных войнов с большими секирами (большую часть своего войска он был вынужден оставить для защиты от корсаров Умбара).

Южный Гондор Править

Также известен как Харондор. Большие земли между рекой Порос на севере и рекой Харнен на юге. Пограничный регион Гондора. Некогда богатая, но из-за набегов харадрим разграбленная и частично потерянная пустынная равнина.

Крайние точкиПравить

Старые времена:Править

Западная — Анфалас. Изенгард на западе Каленардона.

ВосточнаяМораннон и Минас Итиль. Во времена расцвета западные границы Руна.

Северная — южные окраины Лихолесья во времена расцвета. Во времена упадка: Эмин Майл и западный берег Андуина до Лимлайта.

Южная — спорная. Умбар и река Харнен во времена расцвета.

К событиям Властелина Колец:Править

Западная — юго-западный Гондор (Анфалас).

Восточная — Андуин и Осгилиат.

Северная — крепость Каир Андрос.

ЮжнаяПеларгир и Дол-Амрот.

Воссоединённое королевство:Править

ЗападнаяАннуминас. Бывшая столица Арнора.

Восточная — западная граница Руна.

СевернаяФорност, или же берег Великого Моря.

Южная — окончательно захваченный Умбар.

Основание и Война Последнего СоюзаПравить

Королевство было основано в 3320 В. Э., спустя год после Низвержения Нуменора. Основателями и первыми королями Гондора были сыновья Элендиля, Исильдур и Анарион, из числа предводителей верных нуменорцев. Пять их кораблей прибило к южными берегам, и они поднялись вверх по Андуину, построив столицу Осгилиат по обеим берегам реки. Также в то время были основаны ещё два города: Минас Итиль, крепость Исильдура на границе Мордора; и Минас Анор Анариона, в 15 милях к западу от Осгилиата. Братья правили королевством вместе и их троны в столице стояли рядом. В то время Элендиль являлся Верховным Королём дунэдайн, правя не только своим королевством на севере, Арнором, но и Гондором через сыновей.

В это время, выживший Саурон вернулся в Мордор и вознамерился начать войну против королевств Элендиля, надеясь уничтожить врагов в зародыше. Его армии с налёту захватили Минас Итиль, но Исильдур успел бежать на корабле в Арнор, между тем как Анарион смог удержать Осгилиат.

В скором времени Элендиль и эльфийский король, Гиль-галад, заключили Последний союз эльфов и людей для свержения Саурона. В ходе войны последнего союза, люди и эльфы с боями вошли в Мордор и осадили Барад-Дур. Тёмный Властелин был повержен, но Кольцо, которое Исильдур срезал с руки Врага, не было уничтожено, и, таким образом, недобитый Саурон получил шанс восстановить свою власть в последующую Эпоху.

Так как Элендиль и Анарион погибли на войне, Исильдур возложил правление Гондором на своего племянника Менелдиля, а сам отправился на север, чтобы взойти на престол Арнора, сохраняя за собой статус Верховного Короля Гондора и Арнора. Однако на обратном пути он сам, и три его старших сына, попали в засаду, и были убиты орками. Младший, малолетний сын Исильдура, Валандиль, не пытался вернуть титул отца как верховного правителя королевств Верных и, следовательно, в последующие годы Гондором правили лишь потомки Анариона.

Расцвет государстваПравить

После победы над Сауроном, богатства и влияние Гондора возрастали на протяжении более чем 1000 лет. В течение длительного времени за Мордором велось неусыпное наблюдение. Тем не менее, столкновения на границах Гондора никогда не затихали. К Гондру оставались враждебны бывшие союзники Саурона: харадрим и истерлинги.

В 490 Т. Э. племена истерлингов впервые начали атаковать границы Гондора. В 500 Т. Э. принц Ромендакиль I разгромил истерлингов и отогнал их от границ, но погиб при их новом нападении в 541 Т. Э. Его сын, Турамбар, отомстил за отца и завоевал обширные территории на востоке. Первый из четырёх «Морских королей», Тараннон, создал мощный военно-морской флот и отстроив древнюю гавань нуменорцев, Пеларгир. Начиная с него, короли Гондора утверждали своё влияние на побережье к югу и к западу от устья Андуина. В 933 Т. Э. Эарниль I захватил южный портовый город Умбар, ранее удерживаемый враждебными «чёрными нуменорцами» — потомками «людей Короля». Черные нуменорцы отступили в Харад, но Эарниль вскоре погиб в шторме. Чёрные нуменорцы вернулись с армией харадрим в 1015 Т. Э., и король Кирьяндиль погиб в битве, а Умбар оказался осаждён. В 1050 Т. Э. король Хьярмендакиль I снял осаду, разгромив харадрим, и заставив их королей признать над собой власть Гондора.

Таким образом, к II тысячелетию Третьей Эпохи Гондор достиг своего пика своего могущества, контролируя огромные территории: с севера на юг от полей Келебранта и южного края Лихолесья, до реки Харнен и Умбара; а с запада на восток — от реки Гватло и до моря Рун. Люди севера, что были родичами нуменорцам, оказались в милости у королей, желавших защитить свои границы на северо-востоке. Северянам было дано разрешение поселиться в Рованионе, но с условием сохранения верности Гондору.

Мордор был отрезан от внешнего мира и находился под надёжной охраной сторожевых крепостей Гондора.

Упадок ГондораПравить

Гондор начал приходить к упадку в дни правления Атанатара и двух его сыновей (1149 Т. Э. - 1304 Т. Э.), которые жили в лени и роскоши, и мало что делали для поддержки могущества королевства. Первым результатом этого, стало ослабление надзора за Мордором. Вторым стало то, что истерлинги осмелели и вновь стали атаковать границы Гондора.

Первый регент Гондора и, впоследствии, его король, Ромендакиль II, в 1248 Т. Э. собрал войска и разгромил истерлингов, уничтожив их лагеря и поселения к востоку от Руна. После этого, Ромендакиль укрепил западный берег Андуина, и, так как нуждался в людях, решил укрепить отношения с северянами. Он послал своего сына, Валакара, к Видугавиа, что самопровозгласил себя королём Рованиона. Валакар превзошёл ожидания отца и женился на дочери Видугавиа.

Этот брак привел к катастрофическим последствиям для Гондор, когда выяснилось, что наследником престола будет полукровка — потомком от смешанного брака с «туземным» населением. Гондорцы не смешивали кровь с более низшими людьми, боясь потерять нуменорское могущество и долголетие. Южные владения королевства начали бунтовать ещё в конце правления Валакара, а когда принц Эльдакар взошёл на трон (1432 Т. Э.) в Гондоре разразилась гражданская война. Среди претендентов на трон, наибольшей поддержкой пользовался адмирал Кастамир, правнук короля Калиммакиля. В 1437 Т. Э. он осадил и захватил Осгилиат, но Эльдакару удалось выжить и бежать к родичам в Рованион. Кастамир показал себя жестоким и недальновидным правителем, потому утратил народную любовь спустя 10 лет своего правления. Вследствие этого, когда Эльдакар вернулся с амией северян (1447 Т. Э.), его поддержало населения Анориэна, Каленардона и Итилиэна. В битве у бродов Эруи Кастамир потерпел поражение и был убит, но его сыновья бежали в Умбар, где стали править как независимые короли. Война привела к великим потерям среди жителей Гондора, но Эльдакар разрешил северянам поселиться в пределах королевства, тем самым, гондорцы постепенно утратили нуменорские дары.

Умбар был потерян для Гондора и представлял постоянную угрозу на море. Потомки Кастамира объединились с королями Харада и те восстали против Гондора. В 1540 Т. Э. харадрим вторглись в Южный Гондор и король Алдамир был убит, но в 1551 Т. Э. южанам нанёс поражение Хьярмендакиль II. В 1634 Т. Э. потомки Кастамира атаковали Пеларгир, убив короля Минардиля. Король Телемнар намеревался отомстить за отца, но в 1636 Т. Э. на Гондор обрушилась Великая Чума. Столица тогда была перенесена из Осгилиата в менее заражённый Минас Анор, а рубежи Мордора с тех пор оставались без охраны. Тем не менее, Чума подкосила и врагов Гондора, оставив их в не лучшем состоянии, поэтому Гондор получил около 100 лет передышки от нападений.

В 1810 Т. Э. король Телумехтар, помня о долге мести, укрепил флот Гондора и победил потомков Кастамира, отвоевав Умбар. В 1856 Т. Э. народ «людей повозок», из числа истерлингов, разгромили армию северян и гондорцев в Битве на Равнинах. Рованион был захвачен и его население было порабощено, а границы Гондора отошли к Андуину и Эмин Маилу. В 1899 Т. Э. король Калимехтар, вместе с союзником из северян, Мархвини, разгромил истерлингов на Дагорладе, не допустив нападения на Гондор. Хотя Рованион остался в руках истерлингов, Гондору удалось выиграть несколько лет мира. В те годы, Гондор восстановил отношения с дунэдайн Артэдайна, народом распавшегося Арнора. В 1944 году Т.Э. истерлинги, объединились с харадрим, напали на Гондор одновременно с востока и с юга. В ходе битвы северная армия Гондора, во главе с королём Ондохером и преданной ему кавалерией Эотеода, была разбита. В то время южная армия, под командованием талантливого полководца Эарниля, разгромила харадрим и своевременно получила весть о поражении короля. Эарниль быстро привёл войска к северу и разгромил истерлингов на голову.

Из-за смерти Ондохера и обоих его сыновей, в Гондоре на время не осталось короля. Арведуи, наследник короля Артэдайна на севере, заявил свои права на трон Гондора как потомок Исильдура и супруг дочери Ондохера, но это требование было отклонено Советом Гондора. В течение года власть принадлежала Пелендуру, наместнику короля Ондохера, а затем корона была отдана Эарнилю, который являлся потомком короля Телумехтара. Эарниль не стал разрывать союз с Артэдайном, но напротив, обещал прийти на помощь родичам в случае нужды. Вскоре Артэданай был атакован Ангмаром и принц Эарнур возглавил силы Гондора, посланные на помощь дунэдайн севера в 1975 Т. Э. Помощь Гондора опоздала, но Эарнур, вместе с эльфами Линдона и Имладриса, разгромил ангмарцев, чем навлёк на себя ненависть Короля-Чародея. В 2000 Т. Э. назгул осадили Минас Итиль и захватили его через два года, превратили в свою резиденцию; город был переименован в Минас Моргул, а Минас Анор стал называться Минас Тирит. В 2043 Т. Э. Эарнур стал королём и Король-Чародей дважды посылал ему вызов на поединок. На второй вызов в 2050 Т. Э., не сумев преодолеть свой гнев, Эарнур ответил, и уехал с малой свитой в Минас Моргул, сгинув там без вести.

Наследника Эарнур не оставил, а другие потомки Анариона претензий не предъявляли, так как в Гондоре все опасались новой гражданской войны. Ранее те из Дома Анариона, на кого падало подозрение королей, зачастую бежали в Умбар или отказывались от родословной, смешиваясь с меньшими людьми. Таким образом, в Гондоре не осталось чистокровного или поддерживаемого многими претендента. Наместник Мардиль стал править от имени короля, так как свидетельств гибели Эарнура не было.

Правление наместников Править

С 2060 Т. Э. возрастала мощь Дол-Гулдура, тайного убежища Саурона на юге Лихолесья. В 2063 Т. Э. маг Гэндальф прибыл в Дол-Гулдур, и Саурон был вынужден скрыться на востоке. Начался «Бдительный мир», во время которого Мордор и Минас Моргул ни как себя не проявляли. В то время крепости Гондора, расположенные по западному берегу Андуина, были заброшены.

В 2460 Т. Э. Саурон вернулся в Дол-Гулдур и Бдительный мир окончился. Вскоре нападения на Гондор возобновились и в 2475 Т. Э. орки-уруки разрушили Осгилиат. Сын наместника Дэнетора I, Боромир, разгромил орков и освободил Итилиэн, но Осгилиат был разрушен.

Атаки орков из Мордора и пиратов из Умабара продолжались, и у Гондора не было войск чтобы удерживать крепости на берегу Андуина к северу от Эмин Маила. Наместник Кирион, опасаясь угрозы с востока, послал туда небольшие силы и следил за Рованионом. В 2510 Т. Э. истерлинги-балхот прошли через Рованион к Андуину, где переправились на западный берег и вторглись в Каленардон. В то же время, с Мглистых гор спустились орки и Каленардон был наводнён врагами. Кирион своевременно узнал об этом и послал за помощью к северянам, а сам выступил с армией на врагов. В Волде гондорцы потерпели поражения и оказались застигнуты врасплох у Лимлайта. В битве на полях Келебранта истерлинги и орки выиграли бы, но конница северян во главе с Эорлом вовремя пришла на помощь. Истерлинги и орки были наголову разбиты, а северянам Кирион отдал Каленардон, который стал их королевством - Роханом. Эорл же дал клятву, что эотеод всегда будут друзьями и союзниками Гондора.

В 2758 Т. Э. Гондор атаковали три флота пиратов, а на Рохан напали истерлинги и дунландцы. Лишь в 2759 Т. Э., после Долгой Зимы, Гондор смог прийти на помощь союзникам и разгромить истерлингов.

В 2885 Т. Э. Гондор атаковали харадрим и из Рохана пришли войска, под командованием принцев Фолкреда и Фастерда. Они погибли в битве, но наместник Турин II выплатил их отцу виру золотом.

Война Кольца Править

В 2951 Т. Э. Саурон открыто заявил о себе в Мордоре и стал восстанавливать Барад-Дур. Через 3 года, последние из жителей Итилиэна бежали за Андуин.

20 июня 3018 Т. Э. Саурон решил проверить силы Гондора. Он бросил на Осгилиат войска харадрим и истерлингов, во главе с назгул. Войска Гондора в Итилиэне были разгромлены, но мост Осгилиата удалось разрушить и западный берег Андуина остался за Гондором. По приказу наместника Дэнетора, были сформированы партизанские отряды, которые атаковали войска Саурона в захваченном Итилиэне.

Заметив в устье Андуина скопление кораблей пиратов, Дэнетор догадался о скором нападении. Он тут же послал красные стрелы союзникам и приказал зажечь сигнальные огни на холмах.

В марте 3019 Т. Э. Саурон нанёс первый удар по Осгилиату, послав к его стенам большую армию под командованием Короля-Чародея. Дэнетор намеревался задержать войска врага, чтобы выиграть время и дождаться подмоги, но город был быстро захвачен и защитников оттеснили к бастионам Раммас Экора, а потом и к Минас Тириту. Король-Чародей наладил переправу через Андуин и всеми силами обрушился на Минас Тирит, взяв его в плотное кольцо. В тот момент, когда ворота города пали, на помощь Гондору прибыло войско рохиррим под командованием короля Теодена. Конница Рохана с ходу вступили в бой, рассеяв полчища орков и оттеснив армию харадрим к реке. Тем не менее, воинов харадрим было в трое больше, а от Осгилиата уже подходили подкрепления. В этот критический момент, на захваченных пиратских кораблях прибыл Арагорн с войсками Южного Гондора. Король-Чародей был повержен, а вся армия Саурона была перебита и мало кто сумел бежать в Мордор.

После битвы на Пеленнорских полях, в Минас Тирите собрался военный совет, на котором был принят следующий план: войска Гондора и Рохана должны будут выступить в поход, цель которого не победить, а отвлечь силы Саурона от Мордора, дабы дать время Фродо и Сэму для уничтожения Единого Кольца.

Войска Гондора и Рохана выступили в поход 18 марта и достигли Мораннона 24 марта. У Чёрных Врат состоялись переговоры, где Гондору и союзникам предлагалось сдаться на милость Саурона. Условия были отвергнуты и началась битва, в которой войска Гондора и Рохана оказались окружены полчищем врагов на двух холмах. В тот момент, когда положение войск Запада стало критическим, войска Мордора остановились, а Чёрные Врата обрушились. Именно в этот момент Кольцо Всевластья было уничтожено, а Саурон развоплотился, и его могущественная воля перестала управлять ордами его рабов. Полчища орков были частью перебиты, частью спаслись бегством, а большая часть людей Востока сдалась на милость победителей.

Воссоединённое КоролевствоПравить

Арагорн, ставший королём Гондора по итогам Войны Кольца, являлся по рождению прямым наследником королей Арнора и взошёл на трон как король Арнора и Гондора, повторно объединив оба этих государства, политически разделённые после гибели Арнора уже около тысячи лет.

Одержав победу в Войне Кольца, Арагорн принял династическое имя Элессар и вскоре начал восстанавливать северное королевство Арнор. Таким образом Воссоединённое Королевство по-прежнему делилось на две части, но теперь они управлялись одной царствующей династией.

За время правления Арагорна Воссоединённое Королевство существенно раздвинуло свои границы и стало включать все территории, которые когда-либо принадлежали древним Арнору и Гондору в период их расцвета, исключая независимый Рохан.

В течение первого столетия Ч. Э. войска Воссоединённого Королевства под командованием Элессара провели ряд успешных кампаний, в результате которых была отвоёвана южная часть Гондора (в конце Т. Э. известная как Ближний Харад). Также было вновь установлено господство над Дикими Землями на востоке до озера Рун, и были побеждены умбарские пираты, нападавшие на Гондор на протяжении долгого времени, в том числе в течение Войны Кольца.

Умбар первоначально был нуменорским портом и важным опорным пунктом Гондора на юге, но в Т. Э. перешёл под власть Саурона. Элессар отвоевал город, и Воссоединённое Королевство протянулось на юг по побережью, от устья реки Андуин к портам Умбара.

Большая часть Харада была завоёвана, существовавшие там государства попали в зависимость от Королевства. Арагорн также вступил в союз с Приозёрным Королевством и государством гномов Эребор — эти государства были самостоятельными и имели своих правителей.

На севере Арагорн также восстановил старые города Арнора — Аннуминас и Форност.

Источники Править