ФЭНДОМ

Дагор Дагорат
Последняя Битва
DagorDagorath-3f
Последняя Битва Арды
Дата Последний год Арды
Место Аман
Причина Желание Мелькора уничтожить Арду и отомстить Валар
Итог Полное разрушение Арды;

Смерть Мелькора; Восстановление Арды; Зажжение Двух Древ; Воскрешение эльфов; Исполняется вторая музыка Айнур.

Территориальные
изменения
Полное уничтожение Арды
Командующие
Манвэ

другие Валар и майар

Мелькор
Силы сторон
Люди, гномы, энты и другие добрые расы Орки, тролли и другие злобные расы
Военные потери
неизвестны все орки и тёмные твари

Мелькор

Дагор Дагорат (англ. Dagor Dagorathсинд. Битва Битв) — последняя битва, завершающая историю Арды во вселенной Дж. Р. Р. Толкина.

Как известно, опубликованная Кристофером Толкином версия «Сильмариллиона» завершается Войной Гнева и поражением Моргота, но в поздних черновиках Дж. Р. Р. Толкина история завершается пророчеством Мандоса о Последней Битве. В Письмах (письме 131) Дж. Р. Р. Толкин писал:

«Этот легендариум завершается повествованием о конце мира, о его разрушении и возрождении, о возвращении Сильмарилли и «света до Солнца» — после последней битвы, которая, как мне кажется, более всего прочего навеяна древнескандинавским образом Рагнарека, хотя не слишком-то на него похожа».
Упоминание об этом событии можно также найти в заключительной части главы «Акаллабет», где говорится о том, что Ар-Фаразон и его смертные воины, ступившие на землю Амана, были заключены в Пещерах Забвения, где они останутся до времени Последней Битвы и Дня Рока.

Развитие событий

Согласно предсказанию, Мелькор найдёт способ взломать Врата Ночи и уничтожит Солнце и Луну. Эарендиль низвергнет его с небес и на полях Валинора грянет Последняя Битва. Все свободные народы Арды примут участие в ней, за исключением эльфов, так как последние были лишены тел и в виде духов должны ожидать исхода Войны. Известно, что в Войну вступят Ар-Фаразон и нуменорцы, высадившиеся в Амане в 3319 В. Э.

Там они сразятся с Мелькором. Тулкас будет сражаться с ним; по правую руку от него будет Эонвэ, а по левую Турин Турамбар.

Dagor dagorath eonwe tulkas turin by ivanalekseich-d98fzn0

Эонвэ, Тулкас, Турин

Именно Турин нанесёт Гуртангом смертельный удар прямо в сердце Морготу, мстя за Детей Хурина, и принесёт ему смерть и окончательную гибель.

Итоги

После этого разрушенная земля будет переделана Аулэ и гномами, которые будут причислены к Детям Эру.

Три Сильмариля будут извлечены из земли, моря и неба (Эарендиль отдаст камень, данный ему на хранение). Тогда Феанор разобьёт свои Самоцветы и передаст Свет, что был заключён в них, Йаванне, которая вновь зажжёт Древа Валар. После этого вся Арда получит их Свет, так как горы Пелори будут разрушены; в нём Стихии вновь станут юными (поскольку они старели вместе с Ардой), и все эльфы обретут тела, после чего замысел Эру на их счёт будет завершён.

Feanor and Silmarilli by Mami02 - fghj6

Феанор

И тогда зазвучит Вторая Музыка Айнур, и вместе с Айнур её будут петь и Дети Илуватара. Неизвестно, каким образом судьбы древних рас и старого мира вплетутся в новую мелодию, даже Айнур до конца не осведомлены об этом. Всё, что можно сказать об этом — это то, что Вторая Музыка будет гораздо более великой, чем Первая.

Arda Tengwar История Арды
Валианская Эпоха

Эпоха Светильников
Эпоха Деревьев
Эпоха Солнца

Эпохи Средиземья
Последняя битва
Летоисчисление в Арде

Хронология

Дагор Дагорат в неканоническом творчестве

Именно этой битве посвящена одна из песен Элхэ Ниеннах:

Древние горы рассыпались пеплом -
Странные песни ныне у ветра...
Бьются о скалы волны столетий -
Странные песни разносит ветер...
Намо пророчил Гневное Время,
Намо пророчил их возвращенье;
Что протрубили рога на Восходе -
Что протрубили рога на Закате?
"Встаньте
на Битву Конца Времен!"
... Мёртвые воины Черной Твердыни -
Встаньте, ушедшие в пламя Арты!
Помнивший Слово и помнивший Имя -
Встаньте, ушедшие в пламя Арты!
Вас называли исчадьями бездны,
Птицами Смерти, степными волками -
Воинство Тьмы против войска Бессмертных -
Встаньте
на Битву Конца Времен!
"Битва Конца Времён"

Кроме того, несостоявшаяся Дагор Дагорат упоминается у Ника Перумова в его цикле "Кольцо Тьмы".

Источники