ФЭНДОМ

Дориат
Doriath
Карта Дориата
Основано 1152 г. Эпоха Деревьев
Столица Менегрот
Лидер(ы) Элу Тингол, Диор
Население Иатрим
Язык синдарин
Форма правления монархия

Дориат (англ. Doriath) — королевство эльфов-синдар в Белерианде, которым правили Элу Тингол и Мелиан.

До начала войн Белерианда, королевство Тингола звалось Эгладор, но после Первой Битвы земли королевства были защищёны магическим Поясом Мелиан, из-за чего получили своё название — Дориат (синд. «Ограждённое Королевство»).

Столицей Дориата и единственным городом являлся Менегрот.

География и описание Править

Дориат представлял собой обширный, покрытый лесами регион, располагавшийся на землях бассейна реки Сирион и её главных притоков — Миндеба, Эсгалдуина, Келона и Ароса.

Территориально в составе Дориата выделялись 4 основных лесных массива: Нельдорет (Таур-на-Нельдор) — северный буковый лес; Ниврим, известный так же, как Западный предел — небольшой дубовый лес у западной границы Дориата на правом берегу Сириона; Регион — «главный» лес между Аросом и Эсгалдуином; и Арториэн — небольшой восточный лес между Аросом и Келоном. Кроме того, под властью Дориата находились леса Бретиль и Нан Эльмот, хотя оба указанных лесных массива лежали вне границ Пояса Мелиан.

Там, где тек Эсгалдуин, отделяя Нельдорет от Региона, в глубине леса высился скалистый холм, и река струилась у его подножия. Там был построен Менегрот (синд. «Тысяча пещер»), единственное крупное строение и город на территории Дориата. Народ Дориата, иатрим (от иат - завеса), своей культурой далеко превосходи остальных синдар, но в большинстве жили в лесах, привычной с времён Великого похода жизнью.

История Править

Основание Править

В 1128 Э. Д., во время Великого Похода эльдар в Аман, племя тэлери во главе с Эльвэ и Ольвэ прибыло в Белерианд. В 1130 Э. Д. Эльвэ потерялся в лесах и народ отправился его искать, но тщетно. Тогда часть тэлери во главе с Ольвэ уплыла в Аман, но некоторые остались, желая найти Эльвэ или прислушавшись к просьбам Оссэ и Уинен, владыкам морей у берегов Средиземья.

В 1152 Э. Д. Эльвэ, отныне известный как Элу Тингол, вернулся к своему народу с супругой, майа Мелиан. Они стали правителями всех эльфов Белерианда, впоследствии получивших названние синдар. Тингол правил в лесах Региона и Нельдората — Эгладоре. В 1250 Э. Д. Тингол заключил торговый союз с гномами Ногрода и Белегоста. Благодаря гномам, в 1300 Э. Д. был построен Менегрот, королевский дворец Тингола, что был обеспокоен видениями Мелиан будущих войн. Также Тингол заказал у гномов оружие и доспехи для синдар, которые не умели их создавать сами. Благодаря этому, в 1330 Э. Д. Тингол изгнал из своих владений орков, совершавших набеги на Белерианд с севера. О могуществе Тнгола узнали его родичи на востоке, нандор, которые также подверглись нападению орков. В 1350 Э. Д. народ лаиквенди осел в Оссирианде, пользуясь покровительством Тингола.

Войны Белерианда Править

В 1497 Э. Д. Тёмный Властелин Моргот бежал из Валинора, унося с собой драгоценный Сильмарили. Он воцарился в Ангбанде и направил армии орков на покорение Белерианда. Одна армия вторглась в восточный Белеприанд и Тингол призвал на помощь лаиквенди. Прежде чем подошли синдар, легко вооружённые лаиквенлди были наголову разгромлены. Тингол уничтожил воинство орков, однако другая часть армии Моргота осадила гавани Фаласа, оплот вассала Тингола и фалатрим, Кирдана. Тогда Тингол собрал кого смог из синдар в лесах Нельдорета и Региона, а Мелиан окружила их чародейской завесой — Поясом Мелиан. С тех пор эти земли, ранее именовавшееся Эгладором, стали называть Дориатом — «Земли Завесы», а его жителей - иатрим. Также в землях Дориата, лесу Арториэне, поселились некоторые из лаиквенди (оставшись под властью Тингола).

В том же году в Средиземье прибыли первые нолдор, во главе с Феанором, что желал вернуть Сильмарили и отомстить Морготу. Благодаря нолдор Моргот не завершил завоевание синдар и все его воинства были повержены. Тинголу не понравилось прибытие могущественных принцев с Запада, потому когда в 7 П. Э. к нему прибыл вестником Ангрод, Тингол передал владыкам нолдор жёсткие требования. Финголфин, новый верховный коль нолдор после гибели Феанора, признал власть Тингола, но сыновья Феанора были разгневаны неблагодарностью Тингола за спасение и никогда не считались с его требованиями. Тингол относился к Феанорингам как к союзникам до 67 П. Э., когда узнал о убийстве своих родичей в Альквалондэ.

Тингол недолюбливал людей, пришедших в Белерианд и ставших союзниками нолдор. Он запретил селиться в его землях, однако племя халадин поселилось в Бретиле. Тингол хотел выгнать их, но за халадин вступился родич Тингола, Финрод Фелагунд. Людям было позволено жить в Бретиле, но с обязательством быть союзниками Тингола. В 458 П. Э. воинства Моргота атаковали халадин и Тингол послал им на помощь своих воинов, которых возглавил Белег Куталион.

Несмотря на то, что Тингол не желал видеть ни одного человека в пределах Дориата и они не могли пройти через Пояс Мелин, одному это всё же удалось. В 464 П. Э. Берен, сын Барахира, проник в Дориат и в него влюбилась дочь Тингола, Лутиэн. Король был против их брака и решил погубить Берена, пообещав своё согласие взамен на Сильмариль. В 466 П. Э. Берен сумел добыть Сильмариль с помощью Лутиэн и Тинголу пришлось дать согласие на их брак. Сыновья Феанора потребовали свой Самоцвет, но Тингол дал лишь презрительный ответ и Феаноринги поклялись уничтожить Дориат.

С 473 П. Э. по 484 П. Э. в Дориате воспитывался Турин Турамбар, родич Берена, пользуясь королевской милостью как приёмный сын Тингола. В Дориате с 494 П. Э. до 496 П. Э. прибывали мать и сестра Турина, Морвен и Ниэнор. В Дориате нашли приют беженцы из Нарготронда, королевства нолдор Дома Финарфина, которое уничтожили силы Моргота (495 П. Э.). В 502 П. Э. к Тинголу прибыл отец Турина, Хурин Талион, передавший Тинголу в оплату за помощь родным ожерелье гномов, Наугламир.

Гибель Дориата Править

Тингол решил соединить Наугламир и Сильмариль, потому доверил эту великую работу мастерам-гномам Ногрода. Гномы сами пожелали заполучить ожерелье с самоцветом Феанора, и Тингол разгневался. Гномы убили Тингола и попытались бежать, но выжило лишь двое. Прибыв в Ногрод, они обвинили Тингола в вероломстве и король Ногрода отправился с армией на Дориат.

После смерти Тингола Мелиан ушла в Валинор и её завеса пала, из-за чего Дориат был беспрепятственно разграблен наугрим Ногрода в Битве в Тысяче Пещер. Гномы унесли множество сокровищ, среди которых был и Наугламир. Однако ополчение эльфов Оссирианда во главе с Береном уничтожило наугрим, а Сильмариль был возвращён Лутиэн. В 503 П. Э. Дориатом стал править Диор, сын Берена и Лутиэн, что после смерти родителей наследовал Сильмариль.

В 505 П. Э. сыновья Феанора потребовали у Диора Сильмариль, но тот проигнорировал послание. В 511 П. Э. воинство Феанорингов атаковало и уничтожило Дориат. Диор с женой и сыновьями был убит, но Сильмариль сыновья Феанора не получили, так как его унесла с собой дочь Диора, Эльвинг. Дориат более не восстанавливали, а итарим либо бежали с Эльвинг в Гавани Сириона, либо ушли на восток за Синие Горы.

Интересные факты Править

  • После падения Дориата и разрушения Белерианда в ходе Войны Гнева часть прежних обитателей Дориата ушла за Мглистые горы. В частности, из Дориата вышла династия правителей Эрин Галена, Орофер и его сын Трандуил, отец Леголаса.
  • Энт Древобород («Властелин Колец», том 2 «Две крепости», книга 3), перечисляя погребённые под волнами Великого Моря земли Белерианда, упоминает буковые леса Нельдорета, в которых он любил проводить осенние времена.

Источники Править