Фэндом

Википалантир

Исход Нолдор

2465статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться
Brothers fire and ice by neral85-d8ht0a2.jpg

Иллюстрация neral85

Исход Нолдор (Мятеж Нолдор) - мятеж эльфов нолдор, начатый Феанором с целью:

Завязка и причины Править

В 1400 году Э. Д. Король Арды Манвэ даровал своё прощение Владыке Тьмы Мелькору, посчитав его исправившимся. Но Мелькор обманул его, сказав, что хочет помочь Валар исправить причерченное когда-то зло[1]. На самом деле Мелькор, ненавидя эльфов, решил ложью настроить их против Валар. Поэтому в 1410 Э. Д. он пришёл к нолдор, предлагая им свою помощь и знания. Нолдор по наивности приняли помощь Мелькора и учились у него многому, желая улучшить свои творения. Мелькор помогал нолдор, но при том сеял среди них ложь. Он говорил, что эльфы могли бы создать могучие королевства в Средиземье; могли бы править ими безраздельно, сильные и свободные. Когда бы эльфы расплодились и расселились по всему миру, их красота и великий дар творения, унаследованный от Илуватара, возросли бы несказанно. Именно тогда, завидующие эльфам Валар, потеряли бы над ними контроль. Потому Манвэ держит эльдар в плену, желая чтобы люди могли прийти и забрать Средиземье себе. Валар понимали: куда легче управлять этой слабой, недолго живущей расой, обманом заманив к себе и лишая эльфов наследия Илуватара. Многие из нолдор прислушивались к этой лжи[2].
CQD3jI14b0Q.jpg

Манвэ освобождает Мелькора. Иллюстрация elveo

В 1450 Э. Д. принц нолдор, Феанор, создал великое сокровище: нерушимые алмазы Сильмарили в которых были заключены судьбы мира и свет Древ. Мелькор пожелал завладеть ими, но это было не легко, поскольку Феанор предусмотрительно держал великое сокровище запертым в сокровищнице Тириона. Тогда Мелькор устремил всю ложь на Феанора и вскоре, когда нолдор начали роптать против Валар, принц встал во главе ропщущих.

В то время Мелькор пустил новую ложь и до Феанора дошли слухи, что его сводный брат, Финголфин, а также его сыновья, хотят захватить королевскую власть, принадлежащую Финвэ и ему, Феанору, его прямому наследнику. Сделать это, они планируют с помощью Валар, так как те жаждут заполучить Сильмарили. Финголфину же была сказана иная ложь: что всегда питавший к сынам Индис неприязнь Феанор, в скором времени изгонит их с холма Туна, поскольку теперь он могуч и отец под его контролем[2]. Так между Феанором и Финголфином вспыхнула вражда, при том они оба порвали отношения с Валар[3].

Когда Мелькор убедился в действенности своей лжи, он заговорил с нолдор об оружии и доспехах, которыми можно себя защитить; с начало с сыновьями Феанора, после с сынами Индис. У нолдор было оружие ещё с Великого Похода, но оно не использовалось с самого прихода эльфов. Теперь же, нолдор и их владыки тайно вооружились им: мечами, копьями и луками со стрелами. Нолдор создали в это же время доспехи и щиты, нанося на последние гербы Родов, украшали их золотом, серебром и драгоценными камнями. Щиты они носили открыто, но оружие благоразумно прятали, так как каждый думал, что только он предупреждён об опасности. Феанор, узнав о происходящем, также создал тайную кузницу и там выковал закалённые клинки для себя и своих сыновей.

Феанор теперь открыто бунтовал и призывать других нолдор к бунту, говоря, что уйдёт в Средиземье и освободит своих сородичей от рабства - тех, кто пожелает идти с ним (1490 Э. Д.).

Обеспокоенный смутой, Финвэ призвал лордов нолдор на совет в Тирионе, но Финголфин поспешил к отцу до начала совета и прихода Феанора. Ссылаясь на открытые призывы Феанора, Финголфин обвинил брата в попытках занят место Финвэ как короля; также Финголфин отметил свою (и Финарфина) поддержку Финвэ, если тот выступит против Феанора.  В этот момент в зал вошёл сам Феанор и придя в ярость от поступка Финголфина, приказал ему убираться. Финголфин его проигнорировал и Феанор выхватив меч повторил приказ. Финголфин, всё так же игнорируя брата, поклонился Финвэ и решил уйти, но Феанор настиг его у ворот дворца. Приставив меч к груди Финголфина, Феанор пригрозил брату смертью, если тот ещё раз попытается настроить отца против него; под конец же, Феанор обвинил брата в попытках занять место Финвэ как короля. Финголфин вновь промолчав, ушёл повидаться с Финарфином.

Feanor-Fingolfin-by-Jenny Dolfen - 56b.jpg

Феанор угрожает Финголфину. Иллюстрация Jenny Dolfen

После этого Валар собрались на суд, где в наказание за угрозу брату, изгнали Феанора на 12 лет из Тириона. Вместе с сыном ушёл и отец - Верховный Король, а регентом Манвэ поставил Финголфина. Так и получилось, что ложь Мелькора себя в какой-то мере оправдала, и Финвэ с Феанором были лишены власти, в то время как Финголфин, с помощью Валар, стал править в Тирионе (хоть и до возвращения короля). Однако Сильмарили всё ещё находились у Феанора, в крепости Форменос, на севере Амана.[2]

Через 5 лет (1495 Э. Д.) Манвэ приказал Феанору прийти на Великий Пир, однако никто более из Форменоса не пришёл и Финвэ остался там; также остались там и Сильмарили.

В это время, воспользовавшись отвлечённостью Валар, демон-паучиха Унголиант уничтожила Древа Валар и на Валинор пала тьма[4]. После этого, спланировавший злодеяние Мелькор явился в Форменос и убил Финвэ (вставшего у него на пути с мечом в руках), а также украл сокровища нолдор, в числе которых и Сильмарили.

Когда узнавшие об этом первыми Сыновья Феанора принесли вести Валар, Феанор перед лицом Манвэ проклял Мелькора и нарёк его Морготом (кв. Чёрный Враг Мира) - отныне только так его звали в мире. И бежал Феанор из Круга Валар в великом горе, ибо любил своего отца больше чем кто-либо из людей и эльфов, любил больше Света Древ Валинора и своих бесценных Сильмарилей[5].

Feanor-Finwe-jennydolfen-32nd.jpg

Феанор и мёртвый Финвэ. Иллюстрация Jenny Dolfen

Начало бунта Править

Феанор пришёл в Тирион и созвав всех нолдор на площади у дворца, произнёс яростную речь, что разжигали сердца. Ярость Феанора была направленна на Моргота, однако почти всё что он говорил, было из той лжи против Валар, которой Моргот некогда отравил нолдор, и Феанора в том числе.

Феанор призвал нолдор к свободе от рабства завистливых Валар, что дали свободу разгуливать Врагу по своей земле, не уберегли своё королевство от осквернения, а эльдар от беды. Феанор воззвал к отваге нолдор и мести за своего короля, ради которой он, его сын, и желает уйти, не намереваясь оставаться в одной земле с роднёй убийцы его отца и похитителя бесценного сокровища. Феанор также призвал свой народ вернуться домой, в безграничные, свободные земли Средиземья, которые даровал своим детям Эру. Там нолдор смогут создать могучие королевства, не дав людям потеснить эльдар и лишить их наследия Илуватара. Наконец, Феанор призвал нолдор вернуть себе Свет Древ, что был ныне заключён в его украденных Сильмарилях, поскольку тогда, ни кто не посмеет потеснить нолдор, а ныне же, горе и тьма пришли в эти земли:

"Прекрасный итог ждет нас, хотя путь будет долог и труден! Распрощайтесь с рабством! Но распрощайтесь также и с покоем! Забудьте о слабых! Забудьте о своих сокровищах! Еще немало всего создадим мы! Отправляйтесь налегке; но возьмите с собою мечи! Ибо мы пойдем дальше, чем Оромэ; явим бо́льшую стойкость, нежели Тулкас; преследуя Врага, мы не повернем вспять. За Морготом, на край Земли!"

Клятва Феанора Править

После этого Феанор дал Клятву именем Эру Илуватара преследовать гневом и войной любого (в том числе и Валар), который заберёт и откажется отдать источник Света Древ - Сильмарили, которые принадлежат ему, их создателю, а так же его наследникам. Сыновья Феанора тут же встали рядом с отцом, обнажили мечи и произнесли тот же обет. Они призвали Эру ввергнуть их в Вечную Тьму, за неисполнение клятвы.

The Oath of Feanorians by Jenny Dolfen.jpg

Клятва Феанорингов. Иллюстрация Jenny Dolfen

"Будь он друг иль недруг, будь высок иль низок,
Моргота демон иль вала великий,
Эльда иль майа, Пришедший следом,
Чьи дни грядут лишь в землях Срединных -
Ни право, ни милость, ни помощь стали,
Ни Судеб владыка их не избавят
От гнева Феанора и сынов Феанора,
И месть жестокая того не минет,
Кто, найдя, сокроет, иль в руке стиснет,
Взять решится или вдаль отбросит
Сильмариль дивный. Свято клянемся:
Смерть всякому до скончанья мира,
Горе и гибель! Нас услышь же,
Эру Создатель! И пусть воздашь нам
Вечною Тьмой, коль клятву преступим.
Слово наше и вы услышьте,
Манвэ с Вардой, и помните вечно!"

После этой Клятвы многие испугались, а Финголфин со своим сыном Тургоном, выступили против Феанора так, что чуть не началась битва. Но тут вмешался Финарфин со своим[6] внуком[3] Ородретом, призывая собравшихся образумиться. Но их никто не слушал[6]; бунт и Исход поддержали Финголфин[3], Тургон[7], Фингон, Финрод и Галадриэль. В конце концов, в стремлении к мести, свету Сильмарилей, неведомым и бескрайним землям, поднялся дружный крик всех нолдор: «Нет, уйдем же!».

Исход Править

Валар не верилось, что Феанор сможет своей волей вести нолдор, но в любом случае они не желали удерживать эльфов, так как их обвинили в том, что они держат нолдор в рабстве, в то время как эльфы были свободны прийти, но также свободны и уйти. Однако они послали Гонца, с посланием о запрете на Исход; в случае неповиновения, нолдор испытают беды, неудачи и страдания, поскольку Валар не помогут им, но и не остановят сейчас.

Феанор ответил Гонцу, что не бывать возвращению нолдор в рабство, туда где они уже познали беду и страдания; что теперь они могут испробовать новый путь, и найти если не счастье, то свободу. С тем Гонец ускакал прочь, а нолдор отправились в путь, отвергнув на деле власть Валар.

В следствии этого, Феанор в полной мере стал Верховным королём над нолдор (теми, что пошли в поход), поскольку ушедших более не ограничивали законы Валар (по ним, Феанор и Финвэ были лишены власти). Однако большинство нолдор Тириона, ещё до отправления, заняло сторону Финголфина, так как тот правил в городе 5 лет (~ 50 лет Солнца). Они сказали, что посчитают королём Финголфина, если он последует с ними в Исход[6]. Финголфин хотел власти и хотя терял права на неё в походе, пошёл в Исход заявив требования на корону[3].

Таким образом, нолдор вышли двумя воинствами и ополчения Финголфина были самыми многочисленными из всех ушедших нолдор; к нему так же присоединился Финарфин с последователями своего Дома. Первым и быстро шёл Феанор со своим народом; вторыми, более медленно и неохотно, шёл народ Финголфина (Дом Финарфина в хвосте).

Резня в Альквалондэ Править

Нолдор было много и не только воинов с грузом, но и женщин с детьми. Для пересечения моря (отделявшего Средиземье от Амана) им требовались корабли, поскольку через ледник Хэлкараксэ идти представлялось не только невозможным, но и опасным. Нолдор не умели строить суда, даже при наличие материала и времени, поэтому Феанор принял решение двигаться в Альквалондэ, город эльфов-мореходов тэлери, которые не только могли помочь нолдор с переправой, но и могли усилить их мощь в Войне. Тэлери не затронула ложь Моргота и они не желали покидать Эльдамар, но и отказали нолдор в любой помощи, так как не хотели помогать тем, кто бунтует против Валар. В конце концов Феанор придя в ярость, обвинил тэлери в неблагодарности, напомнив, что нолдор помогали им строить Альквалондэ, а сейчас тэлери бросили нуждающихся в помощи друзей. Но Ольвэ, король тэлери, стоял на своём, не считая себя связанным долгом перед нолдор и веря, что Валар ещё смогут всё исправить.

Феанор, после долгих раздумий, дождавшись прихода войска и понимая необходимость украсть суда, вошёл в гавань и приказал нолдор забрать корабли. Когда подданные Феанора попытались сделать это, тэлери начали их топить; тогда обнажили мечи и нолдор атаковали тэлери.
Alqualonde.jpg

Битва нолдор и тэлери, Иллюстрация Теда Несмита

Подданных Феанора трижды оттесняли, но в самый разгар боя подоспели первые отряды нолдор войска Финголфина, во главе с Фингоном; увидевшие как убивают их собратьев, они бросились в бой (решив что тэлери по приказу Валар пытаются задержать нолдор). Тогда тэлери были разбиты и беспощадно перебиты, а корабли оказались в руках нолдор. После этой битвы, Майа Уинен из свиты Улмо, оплакала погибших тэлери так, что море поднялось и потопило часть кораблей тэлери, вместе с нолдор на борту.

Пророчество Мандоса Править

В 1496 году Э. Д., во время продвижения к северу, на бунтовщиков обрушилось Проклятие (Пророчество) Мандоса:

"Слезы бессчетные прольете вы; и Валар оградят от вас Валинор, и исторгнут вас, дабы даже эхо ваших рыданий не перешло гор. Гнев Валар лежит на Доме Феанора, и он ляжет на всякого, кто последует за ним, и настигнет их, на западе ли, на востоке ли. Клятва станет вести их — и предавать, и извратит самое сокровище, добыть которое они поклялись. Все начатое ими во имя добра, завершится лихом; и произойдет то от предательства брата братом и от боязни предательства. Обездоленными станут они навек. Несправедливо пролили вы кровь своих братьев и запятнали землю Амана. За кровь вы заплатите кровью и будете жить вне Амана под завесой Смерти. Ибо, хотя промыслом Эру вам не суждено умирать в Эа, и никакой болезни не одолеть вас, вы можете быть сражены и сражены будете — оружием, муками и скорбью; и ваши бесприютные души придут тогда в Мандос. Долго вам прибывать там, и тосковать по телам, и не найти сочувствия, хотя бы все, кого вы погубили, просили за вас. Те же, кто останется в Средиземье и не придет к Мандосу, устанут от мира, как от тяжкого бремени, истомятся и станут тенями печали для юного народа, что придет позже. Таково Слово Валар".

Большинство нолдор это пророчество не испугало - Первый и Второй Дома, с последователями, шли в полном составе, ведомые непоколебимой волей Феанора. Однако Финарфин и многие, следовавшие за ним (они более всех не желали идти), вернулись в Валинор, где получили прощение за бунт и Финарфин стал Верховным королём над нолдор Амана. Однако не все из последователей Дома Финарфина вернулись и некоторые продолжило путь, под предводительством детей Финарфина (они не желали оставлять родичей из Дома Финголфина).

Сожжение кораблей и переход через Хелкараксэ Править

В 1497 году Э. Д. воинства достигли Арамана, где обнаружилась нехватка судов для перевозки всех воинств сразу. Многие нолдор среди воинства Финголфина в это время, стали роптать и проклинать Феанора[6], а сам Финголфин, в своём стремлении к власти, самопровозгласил себя Верховным королём. Феанор указал сводному брату на беспочвенность его притязаний, поскольку они были бы справедливы лишь в случае подчинения нолдор-изгнанников законодательству Валар (в его рамках Финголфин правил в Тирионе); однако нолдор отвергли его при уходе. Финголфин на это ответил, что он вовсе не отвергает закон Валар в плане своего утверждения королём.

Это, и хула последователей Финголфина, разъярили Феанора и увидев удобную возможность, он бросил предателей в Арамане, а сам уплыл с верными подданными - так первые нолдор вернулись в Средиземье. После высадки, Феанор сжёг все корабли в Лосгаре, дабы ни один корабль не был предательски послан Финголфину его народу[3].

Losgar-TedNesmith-32.jpg

Сожжение кораблей. Иллюстрация Теда Несмита

Посчитав себя преданными, нолдор Финголфина не стали возвращаться с позором в Аман, на суд Валар (который им грозил за братоубийство). Вместо этого, они отправились в Средиземье через Хэлкараксэ.
TN-Fingolfin Leads the Host Across the Helcaraxe.jpg

Переход через Хэлкараксэ. Иллюстрация Теда Несмита

Немногие из последующих деяний нолдор могли сравниться с этим отчаянным переходом – ни по проявленной доблести, ни по пережитым страданиям. Там погибли многие нолдор и со значительно поредевшим воинством, Финголфин вступил во Внешние земли при первом восходе Луны в 1500 Э. Д. Так последние из нолдор-изгнанников вернулись в Средиземье[6].

Последствия Править

Мятеж и Исход нолдор всегда (с самого начала развития Легендариума) занимал главнейшую роль в событиях мифов, давая толчок обширной цепи событий всех последующих легенд.

Благодаря приходу нолдор, Морготу не удалось поработить или истребить всех синдар (Валар не собирались вступать в Войну, так так боялись навредить людям огромными разрушениями Арды[8])[9]. Однако же, узнав об убийстве своих родичей, король синдар, Элу Тингол, не стал оказывать своей поддержки нолдор в войне с Морготом и запретил разговаривать на квенья всем синдар. Нолдор же легче давалось учить синдарин, из-за чего их родной язык вышел из употребления в Средиземье (хотя стоит отметить, что большинство нолдор всё равно говорила с неправильным квенийским произношением[3])[10].

Нолдор удавалось долгое время сдерживать силы Моргота, при этом держа его в Осаде и не побуждая на нигилистическое буйство (последнее могло разрушить мир)[8]. Благодаря приходу нолдор, Моргот не смог склонить всех людей ко злу, так как был вынужден отвлекаться на войну (Валар к людям не пришли). Слуги Врага, оставшиеся среди людей, не обладали таким же коварством и умом как их господин. В следствии этого, на запад Средиземья бежали три племени людей: Племя Беора, Племя Хадора, Племя Халет. Там их дружественно встретили нолдор (синдар и их король недолюбливали людей), благодаря которым эдайн многому научились (быстро перенимая доступное искусство и знания); в первую очередь, стали их союзниками в войне против Моргота и в дальнейшим, союзниками Валар в Войне Гнева[11]. Тем самым, Исход на прямую послужил замыслу Эру, который, по роковой ошибке Валар, был нарушен. Эльфы должны были жить в Средиземье (жизнь в Амане была против их природы), должны были встретить там людей и многому наставить их, что и сделали вернувшиеся нолдор[12].

В последствии, дружба людей и эльфов привела к двум бракам между Старшими и Младшими Детьми Илуватара, что дало сохраниться эльфийскому благородству среди людей.[13]

Однако, чтобы осуществить один из таких меж расовых браков, потребовался Сильмариль из короны Моргота. Когда камень попал к эльфам и те дважды отказались отдать его законным владельцам, это пробудило нерушимую Клятву Сыновей Феанора, что привело к двум братоубийственным войнам между эльфами: Резне в Дориате[14] и Резне в Гаванях Сириона. Из-за этого, оставшиеся Феаноринги под конец потеряли право на Сильмарили[15], и погибли, унеся 2 камня в чрево земли и на дно моря[16].

Тем не менее, благодаря украденному у Моргота Самоцвету, потомкам-полуэльфам от двух браков (Эарендилю и Эльвинг) удалось добраться до Валинора, где Эарендиль смог выпросить помощь Валар и Моргот был повержен[14].

Примечания Править

  1. История Средиземья, Кольцо Моргота, Поздняя Квента Сильмариллион (том 10) (фаза два): «О Феаноре и Освобождении Мелькора»
  2. 2,0 2,1 2,2 История Средиземья, Кольцо Моргота, Поздняя Квента Сильмариллион (том 10) (фаза два): «О Сильмарилях и Непокое Нолдор»
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 История Средиземья, Народы Средиземья: "Шибболет Феанора"
  4. История Средиземья, Кольцо Моргота, Поздняя Квента Сильмариллион (том 10) (фаза два): «О Омрачении Валинора»
  5. История Средиземья, Кольцо Моргота, Поздняя Квента Сильмариллион (том 10) (фаза два): «О Краже Сильмарилей»
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 История Средиземья, Кольцо Моргота: "Анналы Амана"
  7. История Средиземья, Народы Средиземья: «Последние тексты»
  8. 8,0 8,1 История Средиземья, Кольцо Моргота: "Преображённые мифы"
  9. История Средиземья, Война Самоцветов: "О Маэглине"
  10. История Средиземья, Война Самоцветов: "Анналы Белерианда или Серые Анналы"
  11. Толкин Дж. Р. Р. (под ред. К. Толкина). Сильмариллион: гл. 17 «О Приходе Людей»
  12. "Парма Эльдаламберон" №17 - Дж. Р. Р. Толкин (под ред. Карла Ф. Хоштеттера): "Касательно PHAN"
  13. Толкин Дж. Р. Р. (под ред. К. Толкина). Письма: «Письмо 144»
  14. 14,0 14,1 Толкин Дж. Р. Р. (под ред. К. Толкина). Сильмариллион: гл. 22 «О Гибели Дориата»
  15. Толкин Дж. Р. Р. (под ред. К. Толкина). Сильмариллион: гл. 24 «О Плаванье Эарендиля и Войне Гнева»

Также на Фэндоме

Случайная вики