ФЭНДОМ

Йаванна
Untitled by kimberly80-d6jclhh
© Иллюстрация kimberly80.
Имя: Йаванна
Другие имена: Кементари
Титул: Валиэ, Дарительница Плодов, Аратар
Раса: Айнур
Культура: Валар
Пол: Женский
Государство: Валинор
Время жизни: До сотворения Эа - наше время
Семья: Ауле — муж

Вана — младшая сестра

Оружие: Сила Валар
Йаванна (англ. Yavanna) — Валиэ, жена Аулэ, старшая сестра Ваны. Более других почитаемая эльфами из Валиэр, за исключением лишь Варды.

Создательница растений, зверей и птиц. Создательница Древ Валинора. Воплощением думы Йаванны, вложенной ею в Айнулиндалэ, явились Пастыри Древ - энты.

Биография Править

Как и многие другие Айнур, Йаванна пришла в Эа после Музыки. Придя в Арду, Йаванна стала супругой Аулэ. Йаванна приступила к осуществлению своих замыслов лишь после того, как Валар одержали победу над Мелькором в первой войне и изгнали его.

По настоянию Йаванны, Аулэ создал великие светильники Ормал и Иллуин. Когда они осветили мир, брошенные в землю семена растений Йаванны начали расти. Также пришли в мир и звери Йаванны, но птицы и цветы ещё ожидали своего часа. Весна Арды продлилась не долго, так как Мелькор тайно вернулся и начал искажать творения Йаванны, делая зверей злыми, а растения жухлыми и гнилыми. Валар начали искать Мелькора, но он уничтожил Светильники и мир был сильно разрушен. Валар ушли из Средиземья на континент Аман, где основали государство Валинор.

Там Йаванна вырастила свои леса и создала свои наиболее прославленные творения - Древа Валинора. На холме Эзеллохар Йаванна пела песнь пробуждения и вложила в неё все помыслы о том, что росло на земле. Когда Йаванна закончила, Древа Телперион и Лаурелин засияли и осветили земли Амана. Тем не менее, так как Аман огораживали горы Пелори, свет Древ не достигал Средиземья и растения там уснули. В юго западной части Амана у Йаванны были свои владения: поля и пастбища, где девы Йаванны выращивали хлеб богов.

Yavanna kementari by zhaana-d36rymo

Йаванна с Телперионом и Лаурелионом. Иллюстрация zhaana

В отличии от других Валар (кроме Оромэ), Йаванна часто возвращалась в Средиземье и оплакивала свои труды, которые остались на осквернение Мелькору. Йаванна призывала Валар к войне с Мелькором, пока не пробудились первые Дети Эру, но те продолжительное время бездействовали. Из-за этого, Средиземье было искажено злом Мелькора и это дало катастрофические последствия.

В то время Аулэ создал гномов и Эру одобрил их, но Йаванне супруг долгое время секрет не открывал. Наконец, когда Аулэ поведал Йаванне обо всём, та обеспокоилась, так как не принимала в создании гномов участия и из-за этого они не будут в будущем ценить её творения. Аулэ тут же напомнил, что и Дети Эру будут делать тоже самое, но с почтением и благодарностью. Йаванну это не утешило, так как она боялась, что на Детей Эру падёт зло Мелькора (как это и случилось).

С этим Йаванна пришла к Манвэ и сказала, что внесла в Музыку Айнур тему о Пастырях Древ, что смогли бы защищать леса от бездумного уничтожения. Эру открыл Манвэ видение Музыки и он увидел там Энтов, на которых ранее внимания не обращалось. Илуватар предал Йаванне, что Энты не будут существовать вечно и уснут с началом эпохи людей. Йаванна всё же была рада и пришла с этим к Аулэ, но тот напомнил, что и гномам понадобится дерево.

Of aule and yavanna by kimberly80-d7gc0le

Йаванна и Аулэ. © Иллюстрация kimberly80.

Йаванна знала о приближающимся часе пробуждения эльфов в Средиземье, потому настойчиво призывала Валар действовать. В итоге был созван совет, на котором Йаванна требовала освободить Средиземье от зла Мелькора и дать ему свет. Но выступил Мандос и предрёк, что время для войны ещё не пришло, а эльфы должны пробудиться в свете звёзд. Тогда Варда ушла и создала новые яркие звёзды, взяв для этого росу Телпериона. По окончании её работы, в Средиземье пробудились эльфы.

Мелькор первым нашёл их и начал искажать, но о том узнал Оромэ, случайно наткнувшийся на эльфов в одной из своих поездок. Оромэ призвал Манвэ начать войну за эльфов и тот наконец решился. В результате Мелькор был пленён и заключён в Чертоги Мандоса, чтобы иметь возможность раскаяться. Эльфов пригласили в Аман, желая их дружбы и считая, что они не смогут себя защитить в Средиземье. Многие, хотя и не все, согласились и в итоге племена ваниар, нолдор и тэлери (частично) добрались до Валинора.

Йаванна и Аулэ стали наставниками и учителями эльфов-нолдор, самых одарённых в интеллекте и искусстве. Йаванна подарила нолдор Галатилион — дерево, созданное ею как подобие Телпериона. И именно у короля и королевы нолдор, Финвэ и Мириэль, родился сын, превосходящий всех эльфов в величии - Феанор. Однако его рождение было омрачено тем, что Мириэль смертельно утомилась и умерла, а душа её отказалась покидать Чертог Мандоса.

Этот случай встревожил Валар, так как до этого эльфы не умирали, тем более так странно. Финвэ, однако, желал иметь ещё детей и обратился за помощью к Манвэ. Тот собрал совет Валар, где Аулэ высказал мнение, что смерть Мириэль естественная цена за рождение великого ребёнка; тем самым она идёт напрямую от воли Эру. Но Улмо возразил, что смерть неестественна для эльфов и привела к горю, следовательно, идёт от искажения Мелькора. Йаванна поддержала Улмо, сказав, что слабость тела Мириэль заключается именно в Искажении, так как оно лежит на всех пробудившихся в Средиземье эльфах. Ниэнна согласилась с ней, но и вторила Аулэ, говоря о невиновности Финвэ и Мириэль в произошедшем. Улмо возразил, что Мириэль виновата в том, что ушла утратив надежду на исцеление и возрождение, тем самым исказив мужа и лишив воспитания сына. Улмо также обвинил Финвэ в утрате надежды на возвращение супруги и потери любви, так как он считал своё горе большим, нежели горе Мириэль. Улмо настаивал, что данное событие должно было научить Финвэ терпению и тогда Мириэль вернулась бы, что бы они вмести воспитали великого сына как должно. Но Финвэ торопился и постоянно тревожил Мириэль, потому та ожесточилась, а теперь может из-за супруга ещё и остаться навсегда в Мандосе. Тут вмешалась Вайрэ, сказав, что такова возможно природа Детей, так как Финвэ точно знает, что его супруга не вернётся.

Манвэ подвёл итог, согласившись с Улмо и Йаванной, но не согласившись с Вайрэ (природа Детей сокрыта от Валар). Он также сказал, что у Валар ныне два пути: либо разрешить Финвэ жениться вновь, что породит зло от Искажения; либо бороться с Искажением и надеяться на возвращение Мириэль. Манвэ дал последнее слово Мандосу и тот настоял (предвидя будущее), чтобы Финвэ даровали разрешение жениться вторично, так как от детей Индис придёт Эарендиль и более блага, нежели зла. Тогда Манвэ провозгласил "Статут Финвэ и Мириэль" и их брак был расторгнут по обоюдному согласию, а Финвэ женился на Индис из ваниар. Феанор не любил детей Индис ещё до рождения, так как знал, что из-за них его мать теперь никогда не вернётся.

После своего освобождения по решению Манвэ, Мелькор решил рассорить ложью Валар и эльфов. В итоге его план удался и нолдор стали роптать против Валар. В то время Феанору Эру открыл свой замысел и он сотворил несокрушимые алмазы Сильмарили, в которые заключил свет Древ Йаванны для сохранения от зла. Мелькор пожелал ими завладеть, в итоге сумев развязать междоусобицу Феанора и его единокровных братьев. Из-за опрометчивой угрозы Феанора, он был изгнан из города нолдор, Тириона. Принц и король Финвэ ушли в Форменос, а вражда нолдор ещё более ожесточилась.

Манвэ желал исправить зло Мелькора и в день праздника пригласил туда нолдор, но в тот час Мелькор атаковал. С помощью Унголиант, Мелькор уничтожил Древа Йаванны и чуть позже украл Сильмарили Феанора, убив при том его отца. Ещё не зная о том, Валар и эльфы собрались у Древ. Осмотрев их Йаванна сказала присутствующим:

«Свет Дерев сгинул и жив ныне лишь в Сильмарилях Феанора. Воистину снизошел на него дар предвидения! Даже для могущественнейших пред лицом Илуватара есть такое свершение, какое исполнить можно лишь однажды и не иначе. Я дала бытие Свету Дерев, и в пределах Эа не смогу свершить того же снова. Но будь у меня хотя бы малая толика того света, я сумела бы вернуть Деревам жизнь прежде, чем умрут их корни; и тогда исцелены будут наши раны, и злобный замысел Мелькора потерпит крах».
Феанор тоже был там и сперва хотел согласиться разбить камни, хотя уничтожить своё прекраснейшее творение для него было подобно смерти. Однако Мелькор распустил слухи о желании Валар завладеть Сильмарилями, а потом Феанор сам поймал его на этом. Не доверяя всем Валар, которых Мелькора как казалось выдал, Феанор отказался. В этот момент прибыли вести о смерти Финвэ и краже Сильмарилей. Феанор был в безумном горе от смерти отца, а Йаванна рыдала, боясь, что свет Древ теперь будет навсегда утрачен.

Феанор собрал нолдор и подняв бунт против Валар, отправился войной на Мелькора, что бежал в Средиземье. В это время Валар и Валиэр мысленно совещались и прозревали музыку. Наконец, Манвэ приказал действовать и Йаванна с Ниэнной призвали свой дар пробуждения. Они смогли взять от Древ их последние плоды и тогда Древа умерли. Плоды были помещены на ладьи, созданные Аулэ и помещены на небо, став Солнцем и Луной. Когда взошло солнце, все растения в Средиземье, что были погружены в сон, расцвели и пробудились люди.

Of sun and moon by robleskazeppelin-d6w3uvb

Ниэнна и Йаванна. Иллюстрация robleskazeppelin

Валар не участвовали в Войне нолдор с Мелькором, так как те восстали и отвергли их. В итоге нолдор потерпели поражение, но посол от эльфов и людей, Эарендиль, сумел добраться до Амана и выпросить помощь. Тогда Манвэ послал армию, которая в Войне Гнева нанесла Мелькору поражение. Сам Мелькор был казнён и изгнан из мира, а три Сильмариля оказались недосягаемы до самого конца мира.

Тем людям, что были союзниками эльфов и помогали Валар (эдайн), те подарили остров невдалеке от Амана. Йаванна украсила его своими растениями и эльфы подарили дунэдайн отросток Галатилиона.

Конец мира и восстановление Древ Править

По пророчеству Мандоса, в конце мира Мелькор сумеет вернуться и вновь напасть на Валар. В Последней Битве он будет повержен, но мир окажется разрушен. Феанор вернётся из Чертогов Мандоса и разобьёт свои Сильмарили, а их огонь отдаст Йаванне. Та восстановит свет Древ Валинора и он зальёт мир, после чего все эльфы смогут воскреснуть.

Этимология Править

  • Йаванна (англ. Yavanna) – имя, переводящееся с квенья как "Дающая плоды".
  • Кементари (англ. Cementari) – имя, переводящееся с квенья как "Королева Земли".

Характеристика Править

Характер Править

Йаванне дорого всё, что растёт в земле.

Внешность Править

Облачаясь в плоть по подобию Детей Эру, Йаванна принимает облик высокой женщины в зеленом. Однако она зачастую принимала облик гигантского дерева, изливающего на бесплодную землю золотую росу, дающую ей плодородие.

Yavanna by jankolas-d9579ca

Йаванна. Иллюстрация jankolas

Умения Править

Йаванна создательница всех растений, зверей и птиц Арды. Она помнит все неисчислимые формы растений: от гигантских деревьев, до мхов на камнях и того, что таится в почве.

Другие версии Легендариума Править

В ранних текстах Йаванна часто также зовется Палуриэн (кв.; "Этимологии" трактуют это имя как "земное лоно"), а в "Книге Утраченных Сказаний" также Кеми, Бладорвен (варианты - Белаурин); др.-англ. ф. Iauanna, Geauanna.

Согласно "Книге утраченных сказаний", именно просьбы Аулэ и Йаванны обуздать Мелько (Мелькора) послужили причиной Войны Властей. Согласно тому же тексту, на совете Валар после пробуждения эльфов Йаванна была за то, чтобы эльфы пришли в Аман. В ранней традиции Йаванна — сестра не только Ваны, но и Варды, и мать Оромэ. Идея о том, что Варда и Йаванна - сестры была отвергнута лишь в исправлениях последней версии "Квента Сильмариллион" (НоМЕ X).

Галерея Править

Источники Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики