Фэндом

Википалантир

Йаванна

2452статьи на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться
Йаванна Кементари
Yavanna.jpg
Имя: Йаванна Кементари
Другие имена: Мать Природа (у людей)
Титул: Валиэ, Владычица всего живого (кроме разумных существ), Аратар
Раса: Айнур
Культура: Валар
Пол: Женский
Государство: Валинор
Время жизни:  ? до сотворения Эа - наше время
Семья: Ауле — муж

Вана — младшая сестра

Оружие: Сила Валар
Йаванна (англ. Yavanna, в некоторых переводах Яванна) — Валиэ, жена Аулэ, старшая сестра Ваны. Эльфы называют ее также Кементари. В могуществе уступает лишь Варде. Принимает облик высокой женщины в зеленом или же очень высокого дерева, изливающего на бесплодную землю золотую росу, дающую ей плодородие.

Йаванна — создательница растений, зверей и птиц. Особенно она покровительствует растениям. Она вырастила леса в Валиноре и Средиземье.

Воплощением думы Йаванны, вложенной ею в Айнулиндалэ, явились Пастыри Дерев, энты: им суждено было явиться в мир с пробуждением Детей и "бродить промеж кельвар и олвар", прочим же предстояло "почитать этих духов и опасаться их справедливого гнева".

Согласно "Книге утраченных сказаний", именно просьбы Аулэ и Йаванны обуздать Мелько (Мелькора) послужили причиной Войны Властей. Согласно тому же тексту, на совете Валар после пробуждения эльфов Йаванна была за то, чтобы эльфы пришли в Аман.

По настоянию Йаванны Аулэ создал Светочи Ормал и Иллуин. В Амане Йаванна своей волшебной песней вырастила Два Древа. После ухода Валар в Аман Йаванна часто бывала в Средиземье – она погрузила в сон до прихода эльфов многое, появившееся во время Весны Арды. Согласно "Анналам Белерианда" (НоМЕ V), Йаванна неоднократно упрекала Валар в том, что они забыли о Средиземье – именно эти упреки и были причиной того, что Варда создала звезды.

-1438168587.jpg

Йаванна — покровительница землепашцев. В Амане есть область пастбищ и полей Йаванны, где растет хлеб Валар. Из зерна с полей Йаванны в Валиноре делался лембас. Право выращивать это зерно и изготавливать лембас имели право только Йаваннильди (синд. "Ивонвин") — Девы Йаванны. Во время Великого Похода Йаванна с помощью Оромэ передала это зерно эльфам.

Йаванна дала эльфам Тириона Галатилион — дерево, созданное ею как подобие Тельпериона.

После гибели Дерев Йаванна сказала, что второй раз ей не под силу создать их, хотя с помощью света Сильмарилей она может вновь вернуть их к жизни. Своей песней Йаванна сумела добиться появления последнего цветка Тельпериона и последнего плода Лаурелин. (В "Книге Утраченных Сказаний" чары Йаванны вызывают к жизни только плод Лаурелин, причем при участии ее сестры Ваны).

Также Йаванна участвовала в создании Нуменора.

В ранней традиции Йаванна — сестра не только Ваны, но и Варды, и мать Оромэ. Идея о том, что Варда и Йаванна - сестры была отвергнута лишь в исправлениях последней версии "Квента Сильмариллион" (НоМЕ X).

В ранних текстах ("Квента Нолдоринва", НоМЕ IV; "Квента Сильмариллион", НоМЕ V) встречается предсказание, что после Дагор Дагорат, в которой будет побежден Моргот, и согласно поздней правке Толкина (НоМЕ V|; "Поздняя Квента Сильмариллион"), Феанор взяв Сильмариллы освободив заключенный в них свет, и отдаст его Йаванне, которая вновь зажжёт Древа Валар.

Имя Йаванна – на квенья и означает "Дающая плоды". Синдарский (вернее, нолдорский) вариант ее имени, приведенный в "Этимологиях"— Иванн. Имя "Кементари" – также квенийское и означает "Королева Земли", синдарский аналог неизвестен. В ранних текстах Йаванна часто также зовется Палуриэн (кв.; "Этимологии" трактуют это имя как "земное лоно"), а в "Книге Утраченных Сказаний" также Кеми, Бладорвен (варианты - Белаурин); др.-англ. ф. Iauanna, Geauanna.

ИсточникиПравить

Silmarillion ("Valaquenta"; Ch. 1, 2, 3, 5, 9, 11; "Akallabeth")
HoME IV (Part III)
HoME V (Part II, Ch. 3, 6; Part III)
HoME X (Part II, III)
HoME XII (Part III, Ch. 15)

Также на Фэндоме

Случайная вики