Викия

Википалантир

Келебримбор

2392статьи на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

title=Эта статья входит в число избранных
Келебримбор
Келебримбор.gif
Иллюстрация Angus McBride
Имя: Келебримбор
Другие имена: Тьелперинквар (квенийская форма имени)
Титул: Король Эрегиона

Глава Гвайт-и-Мирдайн

Раса: Эльф Нолдо
Культура: Нолдор
Пол: Мужской
Государство: Эльдамар, Химлад, Нарготронд, Линдон, Эрегион
Время жизни: Эпоха Древ - 1697 В. Э.
Семья: Феанор (дед)

Келебри́мбор (англ. Celebrimbor) — эльф-нолдо, владыка Эрегиона, сын Куруфина и внук Феанора. Создатель Трёх Эльфийских Колец и второго Элессара.

Он был искуснейшим из мастеров Эрегиона, но тщетное желание достичь славы и искусства деда, привело его к обучению у Тёмного Лорда и гибели.

Персонаж придуман во время написания "Властелина Колец" и не появляется в ранних текстах Легендариума. Изначально, роль Келебримбора как создателя Трёх Колец и Элессара, выполнял Феанор.

Этимология Править

Имя Келебримбор является искажённым переводом на синдарин квенийского Тьелперинквар [1] (Серебряных дел мастер; буквально Сереброрукий) — от "telpe" - серебро, "quar" - рука, сжатая в кулак (более правильное по смысловому значению - рука, сжимающая инструмент). Правильной синдаризированной формой имени, будет Келебрин-баур[2].

Герб Править

Feanor (1).jpg
На гербе Дома Феанора можно увидеть Сильмариль, окружённый восемью языками пламени.

Родовой знак Править

NER8fBE56DA.jpg
Знаком Дома Феанора была восьмилучевая звезда[3].

Биография до начала Второй Эпохи Править

Келебримбор родился в Валиноре в Эпоху Древ (точная дата не указана).

После убийства Финвэ и кражи Сильмарилей Келебримбор ушёл в Исход вместе с отцом Куруфином и остальной роднёй; мать же его осталась в Валиноре с народом Дома Финарфина.

Как и все нолдор Первого Дома, принимал участие в Резне в Альквалондэ и не отступил после Пророчества Мандоса[4]. Прибыв в Средиземье, Келебримбор участвовал в Дагор-нуин-Гилиат.

После ухода народа Дома Феанора на восток Белерианда Келебримбор поселился с отцом и дядей в Химладе.

Когда Моргот начал Дагор Браголлах и земли Келегорма с Куруфином подверглись яростному натиску, Келебримбор с отцом и дядей потерпели поражение и отступили на юго-запад, в долину реки Сирион. После они спасли атакованного Сауроном Ородрета, за что по прибытии в Нарготронд были с благодарностью приняты Финродом Фелагундом[5].

Келебримбор уважал и любил Финрода, потому когда народ Нарготронда обвинил Келегорма и Куруфина в его гибели, Келебримбор, ужаснувшись, отрёкся от деяний отца и остался в Нарготронде (Куруфина и Келегорма изгнали)[2].

Curufin-Celebrimbor by dakkun39.jpg

Куруфин и Келебримбор. Иллюстрация Dakkun39

После падения Нарготронда Келебримбору удалось выжить и не попасть в плен, но его точная судьба после этого не известна. Предположительно, он мог бежать с другими беженцами в Дориат[5].

Вторая ЭпохаПравить

После Войны Гнева и разрушения Белерианда Келебримбор остался в Средиземье. Когда в Мориа был найден  митриль, он[2] вместе с другими нолдор основал государство Эрегион к западу от Туманных Гор и стал его правителем[6]. Главным городом этого королевства был Ост-ин-Эдиль. Вместе с Келебримбором в Эрегионе поселилось много искусных мастеров нолдор, и они создали Гвайт-и-Мирдайн (Братство Создателей Самоцветов). Келебримбор подружился с гномами Кхазад Дума, и в те годы между эльфами и гномами сложилась самая крепкая дружба. Эта дружба пошла на пользу и эльфам, и гномам: Эрегион, с помощью гномов, стал гораздо мощнее, а Кхазад Дум, с помощью эльфов, гораздо красивее[7]. Келебримбор обменивался с гномами тайнами мастерства[2] и стал другом гнома Нарви[7], который создал западные врата Кхазад Дума. Рисунок и надпись из итильдина на этих вратах были сделаны руками Келебримбора, и на них была нарисована восьмилучевая звезда – знак Дома Феанора - и два Древа – знак Высоких Эльфов[3].

OKDtGgPiQH0.jpg

Врата Мориа. Рисунок Толкина

Создание Элессара Править

Однажды в Эрегионе появилась Галадриэль и, обратившись к Келебримбору, сказала, что увядающее Средиземье печалит её. Келебримбор ответил, что печаль от увядающего мира — судьба всех эльфов, оставшихся в Средиземье; лишь в Валиноре она может найти счастье. Но Галадриэль ответила, что даже если бы ей не запретили возвращаться в Валинор, она желает властвовать здесь. Тогда Келебримбор спросил Галадриэль, чего она хочет, и та ответила, что хочет валинорского благоденствия здесь и что этого можно добиться с помощью искусства эльдар. Тогда Келебримбор вспомнил камень Элессар, что ныне утрачен, в котором можно было всё увидеть вновь юным и живым. На последовавший вопрос Галадриэль, следует ли Средиземью и далее увядать, Келебримбор ответил:

" - Такова его судьба, мне кажется. Но ты знаешь, что я люблю тебя, хотя ты и предпочла мне Келеборна Лесного, и ради любви к тебе я сделаю, что смогу, если моему искусству по силам облегчить твою печаль."
После этого Келебримбор принялся за долгую и тонкую работу, создав второе из своих великих творений (первым были в последствии Три Кольца), копию первого Элессара; однако берилл Келебримбора был более прозрачным и менее ярким, чем камень Эрендиля. Когда Галадриэль носила его, всё вокруг неё расцветало[8].

Elessar-Celebrimbor by Amarga.jpg

Келебримбор дарит Элессар Галадриэль. Иллюстрация Amarga

Создание Колец ВластиПравить

Вскоре нолдор Эрегиона стали одержимы мыслью об "угасании" (нежелательных им переменах мира); они желали наслаждаться блаженством Валинора в Средиземье, где имели престиж высшего народа, в сравнении с Тёмными эльфами, людьми и гномами. Об этом стало известно Тёмному Лорду Саурону[9]. Он пришёл в Эрегион назвав себя Аннатаром (Дарителем), и сказал, что послан Валар для помощи нолдор в Средиземье. Гиль-галад не поверил Саурону и не позволил ему войти в Линдон, но Келебримбор и другие нолдор не прислушались к его посланцам и впустили Саурона в Эрегион[7], так как жаждали знаний[9]. Келебримбор же желал таким образом сравняться со своим дедом, Феанором, в искусстве и славе (хотя этого Келебримбору, разумеется, не удалось). Саурон пустил в ход всё свое коварство, чтобы подчинить своему влиянию Келебримбора и Гвайт-и-Мирдайн[7]. Благодаря Саурону, кузнецы Эрегиона достигли вершин своего мастерства и[6], с подсказки Саурона, задумали сделать Кольца Власти. Келебримбор не был совращён Сауроном, он лишь принимал Саурона за того, кем тот себя называл[7]. Келебримбор и другие мастера под руководством Саурона сделали множество "пробных" колец"[10], и наконец, девятнадцать Великих Колец Власти. Три Эльфийских Кольца, самых могущественных, Келебримбор сделал сам (Саурон не принимал участия в их создании), а Семь Гномьих и Девять Людских эльфы создали вместе с Сауроном[9].

Vr563nbKJxo.jpg

Три эльфийских кольца ("Властелин колец: Братство кольца")

Ещё во время работы эльфов над кольцами[7] Саурон отправился в Мордор и там, на горе Ородруин отковал Единое Кольцо, которому подчинялись остальные девятнадцать. С помощью Единого Кольца Саурон мог бы читать мысли владельцев остальных Колец и управлять ими самими и тем, что было сделано с помощью Колец[9]. Но Келебримбор узнал о замысле Саурона и восстал против него, после чего Гвайт-и-Мирдайн нужно было немедля уничтожить все Кольца, но у них не хватило сил. Келебримбор же, в ужасе и гневе, отправился за советом к Галадриэли.

LjNe3LNSqW8.jpg

Келебримбор и Три Кольца Эльфов. Иллюстрация AEonVicious

Галадриэль посоветовала Келебримбору не пользоваться Кольцами, а Три укрыть подальше от Эрегиона, где их станет искать Саурон. Тогда Келебримбор сразу же отдал ей своё кольцо - Нэнью, а из Эрегиона отправил Вилью и Нарью Гиль-галаду в Линдон. Остальные же Кольца Власти остались в Эрегионе.

Смерть КелебримбораПравить

Когда Саурон узнал о раскаянии и восстании Келебримбора против него, то начал Войну, желая захватить Кольца. Вскоре Саурон вторгся в Эриадор и дошел до Эрегиона. Гиль-галад послал Элронда с большим отрядом на помощь Келебримбору сразу же, как только узнал о вторжении, но они опоздали, поскольку Саурон подошел к Эрегиону быстрее. Келеборн с синдар Харлиндона выступил навстречу Саурону и даже отбросил его войско назад. Отступая, он соединился с отрядом Элронда, но отступить в Эрегион они не смогли, так как Саурону тем временем удалось взять королевство в осаду. У Саурона было достаточно сил, чтобы осаждать Эрегион и сражаться с отрядом Элронда и Келеборна[7]. Келебримбор в те годы прославился как герой-защитник Эрегиона[2], но в конце концов королевство было взято приступом; враги вторглись в него, разрушая все на своем пути. Келебримбор, в отчаянии, сам бился с Сауроном на ступенях Дома Мастеров в Ост-ин-Эдиле, но был побежден и взят в плен.

MBuJMzsA-o0.jpg

Бой Келебримбора с Сауроном. Иллюстрация Catherine Karina Chmiel

Саурон нашел в Доме Девять Колец, которые он позже раздал людям (захватил он и другие, менее ценные творения Мирдайн), но Семи и Трех там не оказалось. Тогда он приказал пытать Келебримбора, желая узнать, где остальные Кольца. Не выдержав мучений, Келебримбор открыл ему местонахождение Семи Колец (он не слишком дорожил Девятью и Семью, поскольку Саурон принимал участие в их создании), но где находятся Три Кольца, так и не сказал. Охваченный гневом, Саурон приказал казнить Келебримбора, расстреляв его из луков. А его мертвое тело, пронзенное стрелами, несли перед войсками Саурона, как знамя.

AC6xvW3ZLMA.jpg

Смерть Келебримбора. Иллюстрация Kaaile

Но победа Саурона была кратковременной. Вскоре войско Нуменора, объединившись с войсками Гиль-галада, и Элронда с Келеборном, победили Саурона и изгнали его из Эриадора (1701 В. Э.)[7].

Дом Феанора Править

Финвэ
 
Мириэль
 
Махтан

Феанор

Нерданель

Маэдрос

Келегорм

Куруфин

Амрас

Маглор
 
Карантир

Амрод

Келебримбор

Биографическая хронология Править

Celebrimbor by Youzhidaizhebaoziqushangyue.jpg

Келебримбор. Иллюстрация Youzhidaizhebaoziqushangyue

  • 1495 Э. Д. — Исход Нолдор: Келебримбор покидает Валинор.
  • 1497 Э. Д. — Келебримбор достигает Средиземья и участвует в Дагор-нуин-Гилиат.
  • 5 П. Э. — Келебримбор поселяется с отцом и дядей в Химладе.
  • 455 П. Э. — Дагор Браголлах и падение Химлада: Келебримбор прибывает в Нарготронд.
  • 465 П. Э. — Изгнание Келегорми и Куруфина: Келебримбор остаётся в Нарготронде.
  • 495 П. Э. — Падение Нарготронда; Келебримбор спасается.
  • 750 В. Э. — Основание Эрегиона.
  •  ? — Келебримбор создаёт Элессар.
  • 1200 В. Э. — Саурон приходит в Эрегион.
  • 1500 В. Э. — Начало создания Колец Власти.
  • 1590 В. Э. — Келебримбор создаёт Три Кольца.
  • 1600 В. Э. — Саурон создаёт Кольцо Всевластия; Келебримбор восстаёт против него.
  • 1693 В. Э. — Келебримбор прячет Три Кольца.
  • 1695 В. Э. — Саурон атакует Эрегион.
  • 1697 В. Э. — Смерть Келебримбора.

Характеристика Править

Характер Править

Характер Келебримбора был мягче, чем у его отца и деда; этим он пошёл в мать[2]. Тем не менее, как и Феанор Келебримбор был высокомерным[7] и своевольным[2].

Умения Править

Келебримбор был равен с гномами в работе с митрилем, и не меньше их был одержим искусством, наукой и техникой. Он отчасти унаследовал таланты Феанора[2], величайшего искусника из Детей Эру[4], и был после него величайшим из мастеров нолдор[6].
Feanor-Kelebrimbor by ForeverMedhok.jpg

Феанор и юный Келебримбор. Иллюстрация ForeverMedhok

Другие версии Легендариума Править

Данный персонаж был задуман Дж. Р. Р. Толкином во время написания "Властелина Колец", где и упоминается во время прочтения Гэндальфом надписи на западных вратах Мориа:

"Врата Дурина, Владыки Мориа. Скажи, друг, и войди. Я, Наври, сделал их. Кеелебримбор из Холлина начертал эти знаки."
Келебримбор в Сказаниях занимает место Феанора, как создатель Трёх Колец и Элессара. Во время во второй редакции "Властелина Колец" (1966 г.), Толкин добавил в Приложения замечание о происхождении Келебримбора от Феанора.

История Галадриэль и Келеборна Править

В этом тексте, помимо прочего, говорится о том, что Келебримбор был искусным мастером из нолдор Гондолина. Однако, данная версия не может быть верной, поскольку в Приложениях к "Властелину Колец" обозначено происхождение Келебримбора от Феанора (по словам Кр. Толкина, его отец не мог противоречить версиям, присутствующим в изданных произведениях).

В данном тексте также говорится, что не Келебримбор, а Галадриэль и Келеборн были основателями и первоначальными владыками Эрегиона. Позднее, Келебримбор и Гвайт-и-Мирдайн, в следствии манипуляций Саурона, восстали против Владык и захватили власть. Галадриэль ушла через Морию в Лотлориэн, где и стала правительницей, а с Келеборном Келебримбор не считался. Дж. Толкин отказался от этой версии, что вытекает из присутствия Галадриэли в Линдоне во время Войны с Сауроном, изначальном присутствие в Лотлориэне Амдира как короля (по тексту "Амрот и Нимродель") и отсутствия Галадриэль в Эрегионе до прихода Саурона (текст "Элессар"). Следовательно, основателем и первоначальным владыкой Эрегиона был Келебримбор.

Элессар Править

В текстах о создании Элессара, входящих в "Историю Галадриэль и Келеборна", вновь присутствует версия о Келебримборе как нолдо из Гондолина. Говорится, что Келебримбор был другом Эрендиля (создателя первого Элессара) и тот во многом превосходил его; если бы не Эрендиль, Келебримбор добился бы большей славы. В конце этой версии, Дж. Толкин приписал, что создателем первого Элессара был Келебримбор (Элессар был подарен Идриль); позднее, Келебримбор сделал новый для Галадриэль, в которую был влюблён. В примечаниях к "Элессару", Кристофер говорит об очевидном желание его отца сделать Келебримбора создателем Элессара. Тем не менее, быть эльфом из Гондолина Келебримбор всё также не может, по указанным выше причинам.

О гномах и людях Править

В тексте "О гномах и людях", появляется версия о том, что Келебримбор происходит из эльфов-синдар и является потомком Даэрона. Из-за этого, у гномов Кхазад-Дума вошёл в употребление рунический алфавит Даэрона - кирт. Эта версия также не может существовать, в следствии опубликованной версии происхождения персонажа.

Ещё одна версия происхождения Келебримбора, появляющаяся всё в этом же тексте, гласит, что он был один из троих тэлери, что уплыли из Альквалондэ с Келебороном и Галадриэль. Данная версия перекликается с "Историей Галадриэль и Келеборна" (хотя и противоречит ей), где говорится о Келеборне как двоюродном брате Галадриэль и их отдельном отплытии после участия в Резне в Альквалондэ. По присутствующему тут же замечанию Кристофера, несомненно, что Дж. Толкин просто забыл о опубликованном происхождение Келебримбора от Феанора, иначе посчитал бы себя этим связанным.

В "О гномах и людях" также появляется ещё одна версия происхождение имени Келебримбора. Данное имя, является синдаризированным вариантом тэлеринского имени Тельперимпар (Telperimpar). Происхождение имени из языка тэлери, имеет прямое отношение к выше указанному, и не верному, происхождению Келебримбора из тэлери. На квенья оно звучало бы как Тьелпинквар (Telpinquar).

Галерея Править

Средиземье: Тени Мордора Править

-1438180182.jpg
Появляется в компьютерной игре «Middle-Earth: Shadow of Mordor», где вселяется в тело следопыта Талиона, стражника Мораннон (Чёрных Врат), в виде духа из Страны Тени, не помня почти ничего о себе и своём прошлом. Он спасает следопыта от смерти, и вместе они мстят за убийство семьи Талиона, параллельно разыскивая реликвии из прошлого духа, которые помогают ему вернуть утраченную память.
Келебримор Тени Мордора.jpg

Призрак Келебримора в игре «Тени Мордора».

В воспоминаниях Келебримбора показано, как Саурон, в обличии Аннатара, явился к нему с даром - прекрасным кузнечным молотом, и убедил выковать Кольца Власти, после чего он самолично создал Единое Кольцо Всевластия, но, не имея мастерства закончить его, и уже раскрыв свою истинную личину, напал во главе воинства орков на Эрегион, где, несмотря на отвагу Келебримбора, захватил его жену и дочь в заложники, и принудил того завершить Кольцо. Однако, понимая угрозу со стороны Саурона, Келебримбор, едва завершив работу, сам надевает Кольцо, и, став невероятно быстрым и невидимым, убегает из кузни Роковой Горы, после чего остаётся в Мордоре. С помощью Кольца подчиняя волю уруков, Келебримбор создаёт собственную армию, и, провозгласив себя Светлым Властелином, начинает захватывать Мордор. В финальном сражении их армий, Келебримбор, используя силу Кольца одерживает верх над Сауроном, но, когда он готовится нанести последний удар, Кольцо впервые демонстрирует собственную волю и соскальзывает с руки Келебримбора прямо на палец Саурона, даруя тому его полную силу. Саурон пытает Келебримбора, убивает у него на глазах его семью, а затем и его самого тем самым молотом, который некогда подарил ему. Дух Келебримбора проклят и путь в Чертоги Мандоса ему закрыт, пока Кольцо не будет уничтожено.

Источники Править

  1. Дж. Р. Р. Толкин (под ред. К. Толкина) Сильмариллион, Приложения: "Элементы языков квенья и синдарин в именах и названиях"
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 История Средиземья, Народы Средиземья: «О гномах и людях»
  3. 3,0 3,1 Властелин Колец: Братство Кольца, Книга 2: "Путешествие во тьме"
  4. 4,0 4,1 История Средиземья, Кольцо Моргота: «Анналы Амана»
  5. 5,0 5,1 История Средиземья, Война Самоцветов: «Анналы Белерианда или Серые Анналы»
  6. 6,0 6,1 6,2 Властелин колец: "Приложения"
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 7,6 7,7 7,8 Неоконченные сказания Нуменора и Средиземья: "История Галадриэль и Келеборна"
  8. Неоконченные сказания Нуменора и Средиземья, История Галадриэль и Келеборна: "Элессар"
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 Письма: "письмо 131"
  10. Властелин колец, Братство Кольца: "Тень прошлого"

Викия-сеть

Случайная вики