ФЭНДОМ

The one ring animated

Келебримбор
Келебримбор
Иллюстрация Angus McBride
Имя: Келебримбор
Другие имена: Тьелперинквар (квенийская форма имени)
Титул: Король Эрегиона

Глава Гвайт-и-Мирдайн

Раса: Эльф Нолдо
Культура: Нолдор
Пол: Мужской
Государство: Эльдамар, Химлад, Нарготронд, Линдон, Эрегион
Время жизни: Эпоха Древ - 1697 В. Э.
Семья: Феанор (дед)

Келебри́мбор (англ. Celebrimbor) — эльф-нолдо, владыка Эрегиона, сын Куруфина и внук Феанора. Создатель Трёх Эльфийских Колец и второго Элессара.

Он был искуснейшим из мастеров Эрегиона, но тщетное желание достичь славы и искусства деда, привело его к обучению у Тёмного Властелина и гибели.

Персонаж придуман во время написания "Властелина Колец" и не появляется в ранних текстах Легендариума. Изначально, роль Келебримбора как создателя Трёх Колец и Элессара, выполнял Феанор.

Этимология Править

Имя Келебримбор является искажённым переводом на синдарин квенийского Тьелперинквар [1] ("Серебряных дел мастер"; буквально "Серебряная рука") — от "telpe" - серебро, "quar" - рука, сжатая в кулак (более правильное по смысловому значению - рука, сжимающая инструмент). Правильной формой имени на синдарине, будет Келебрин-баур[2].

Герб Править

Feanor (1)
На гербе Дома Феанора можно увидеть Сильмариль, окружённый восемью языками пламени.

Родовой знак Править

NER8fBE56DA
Знаком Дома Феанора была восьмилучевая звезда[3].

Война за Сильмарили Править

Келебримбор родился в Валиноре в Эпоху Древ (точная дата не указана).

После убийства Финвэ и кражи Сильмарилей Морготом, Келебримбор ушёл в Исход вместе с отцом и остальной роднёй; мать же его осталась в Амане с народом Дома Финарфина.

Как и все нолдор Первого Дома, принимал участие в Резне в Альквалондэ и не отступил после Пророчества Мандоса[4]. Прибыв в Средиземье, Келебримбор участвовал в Дагор-нуин-Гилиат, окончившийся гибелью Феанора.

После ухода народа Дома Феанора на восток Белерианда, Келебримбор поселился с отцом и дядей в Химладе. Они удерживали перевал Аглон от атак Моргота с севера, но в битве Дагор Браголлах потерпели поражение и Химлад был разорён. Келебримбор с Куруфином и Келегормом отступили на юго-запад, в долину реки Сириона, и вскоре спасли атакованного Сауроном Ородрета. Прибыв вслед за Ородретом в Нарготронд, они были с благодарностью приняты Финродом Фелагундом[5]. Келебримбор уважал и любил Финрода, потому в ужасе отрёкся от деяний отца, когда эльдар Дома Финарфина обвинили Келегорма и Куруфина в гибели Фелагунда. Келебримбор остался в Нарготронде, когда Куруфина и Келегорма изгнали[2].

Curufin-Celebrimbor by dakkun39

Куруфин и Келебримбор. Иллюстрация Dakkun39

После падения Нарготронда, Келебримбору удалось выжить и не попасть в плен, но его точная судьба не известна. Предположительно, он мог бежать с другими беженцами в Дориат[5].

Вторая ЭпохаПравить

Эрегион Править

После Войны Гнева и разрушения Белерианда, Келебримбор не отправился по призыву Валар на Тол-Эрессеа, но остался в Средиземье. Когда в Мориа был найден драгоценный металл, Келебримбор отправился в Эрегион и изучил металл, назвав его митрилем[2]. В Эрегионе поселились многие нолдор, также привлечённые слухами о митриле, и там было основано их королевство, правителем которого стал Келебримбор[6]. Главным городом королевства Эрегион был Ост-ин-Эдиль. Вместе с Келебримбором в Эрегионе поселилось множество искусных мастеров нолдор, и они создали общество Гвайт-и-Мирдайн (синд. Народ Златокузнецов). Келебримбор подружился с гномами Кхазад Дума, и в те годы между двумя народами сложилась самая крепкая дружба. Эта дружба пошла на пользу и эльфам, и гномам: Эрегион, с помощью гномов, стал гораздо мощнее, а Кхазад Дум, с помощью эльфов, гораздо красивее[7]. Благодаря гномам, кузнецы Гвайт-и-Мирдайн вообще и Келебримбор, в частности, превзошли всех эльфов-мастеров прежних эпох, за исключением лишь самого Феанора[8].

Келебримбор обменивался с гномами тайнами мастерства[2] и стал другом гнома Нарви[7], который создал западные врата Кхазад Дума. Рисунок и надпись из итильдина на этих вратах были сделаны руками Келебримбора, и на них была нарисована восьмилучевая звезда – знак Дома Феанора; и два Древа – знак Высоких Эльфов[3].

OKDtGgPiQH0

Врата Мориа. Рисунок Толкина

Создание Элессара Править

Однажды в Эрегионе появилась Галадриэль и, обратившись к Келебримбору, сказала, что увядающее Средиземье печалит её. Келебримбор ответил, что печаль от увядающего мира — судьба всех эльфов, оставшихся в Средиземье; лишь в Валиноре она может найти счастье. Но Галадриэль ответила, что даже если бы ей не запретили возвращаться в Валинор, она желает властвовать здесь. Тогда Келебримбор спросил Галадриэль, чего она хочет, и та ответила, что хочет валинорского счастья здесь и этого можно добиться с помощью искусства эльдар. Келебримбор тут же вспомнил камень Элессар, что ныне утрачен, в котором можно было всё увидеть вновь юным и живым. На последовавший вопрос Галадриэли, следует ли Средиземью и далее увядать, Келебримбор ответил:

"Такова его судьба, мне кажется. Но ты знаешь, что я люблю тебя, хотя ты и предпочла мне Келеборна Лесного, и ради любви к тебе я сделаю, что смогу, если моему искусству по силам облегчить твою печаль".

После этого Келебримбор принялся за долгую и тонкую работу, создав второе по величию из своих творений (первым стали Три кольца), копию первого Элессара; однако берилл Келебримбора был более прозрачным и менее ярким, чем камень Энердиля. Когда Галадриэль носила его, всё вокруг неё расцветало[9].

Elessar-Celebrimbor by Amarga

Келебримбор дарит Элессар Галадриэль. Иллюстрация Amarga

Создание Колец Власти Править

Вскоре нолдор Эрегиона стали одержимы мыслью об "угасании" мира (переменах, что вызывали тоску); они желали наслаждаться благоденствием Валинора в Средиземье, где имели престиж высшего народа, в сравнении с Тёмными эльфами, людьми и гномами[10]. Также, они желали совершенствовать своё искусство и создать более великие творения. Потому, когда в Эрегионе появился некто Аннатар, нолдор того края особо прислушивались к нему[8]. Аннатар говорил, что Валар послали его для помощи нолдор[7], которые при желании могут преобразить Средиземье и сделать подобным Валинору; для этого, Аннатар предлагал эльфам свои знания. Гиль-галад не доверял Аннатару и не позволил ему войти в Линдон, но Келебримбор и его народ не прислушались к посланцам Верховного короля. Они приняли уроки Аннатара, стремясь получить помимо радости Амана, и великие знания[8]. Сам Келебримбор желал таким образом сравняться со своим дедом, Феанором, в искусстве и славе (но ему этого не удалось). Эльфы не подозревали, что Аннатар в действительности был Властелином Тьмы Сауроном, который стремился поработить их, полностью подчинив своей воле.

Саурон во всём направлял Гвайт-и-Мирдайн и благодаря его обучению, кузнецы Эрегиона превзошли все свои прежние творения, в итоге задумав сделать Кольца Власти[8]. Келебримбор не был совращён Сауроном, он лишь принимал Владыку Тьмы за того, кем тот себя называл[7]. Келебримбор и другие мастера сделали множество "пробных колец"[11], и наконец, девятнадцать Великих Колец Власти. Три Эльфийских Кольца, самых могущественных, Келебримбор сделал сам, а Семь Гномьих и Девять Людских эльфы создали вместе с Сауроном[8].

Vr563nbKJxo

Три эльфийских кольца ("Властелин колец: Братство кольца")

Ещё во время работы эльфов над кольцами[7], Саурон отправился в Мордор и на Ородруине отковал Единое Кольцо, которому подчинялись остальные девятнадцать. С помощью Единого Кольца Саурон мог бы читать мысли владельцев остальных Колец и управлять ими самими и тем, что было сделано с помощью Колец[8]. Но Келебримбор узнал о замысле Саурона и восстал против него, после чего Гвайт-и-Мирдайн нужно было немедля уничтожить все Кольца, но у них не хватило сил. Келебримбор же, в ужасе и гневе, отправился за советом к Галадриэли.

Celebrimbor and Three Rings by AEonVicious

Келебримбор и Три Кольца Эльфов. Иллюстрация AEonVicious

Галадриэль посоветовала Келебримбору не пользоваться Кольцами, а Три укрыть подальше от Эрегиона, где их станет искать Саурон. Тогда Келебримбор сразу же отдал ей своё кольцо - Нэнью, а из Эрегиона отправил Вилью и Нарью Гиль-галаду в Линдон. Остальные же Кольца Власти остались в Эрегионе.

Смерть КелебримбораПравить

Когда Саурон узнал о раскаянии и восстании Келебримбора против него, то начал Войну[7], требуя отдать все Кольца, так как без его помощи эльфы не смогли бы их создать[8]. Вскоре Саурон вторгся в Эриадор и дошел до Эрегиона. Гиль-галад послал Элронда с большим отрядом на помощь Келебримбору сразу же, как только узнал о вторжении, но они опоздали, поскольку Саурон подошел к Эрегиону быстрее. Келеборн выступил навстречу Саурону и даже отбросил его войско назад. Отступая, он соединился с отрядом Элронда, но отступить в Эрегион они не смогли, так как Саурону тем временем удалось взять королевство в осаду. У Саурона было достаточно сил, чтобы осаждать Эрегион и сражаться с отрядом Элронда и Келеборна[7]. Келебримбор в те годы прославился как герой-защитник Эрегиона[2], но в конце концов королевство было взято приступом; враги вторглись в него, разрушая все на своем пути. Келебримбор, в отчаянии, сам бился с Сауроном на ступенях Дома Мастеров в Ост-ин-Эдиле, но был побежден и взят в плен.

MBuJMzsA-o0

Бой Келебримбора с Сауроном. Иллюстрация Catherine Karina Chmiel

Саурон нашел в Доме Девять Колец, которые он позже раздал людям (захватил он и другие, менее ценные творения Мирдайн), но Семи и Трех там не оказалось. Тогда он приказал пытать Келебримбора, желая узнать, где остальные Кольца. Не выдержав мучений, Келебримбор открыл ему местонахождение Семи Колец, которыми мало дорожил (как и Девятью), так как они создавались при участии Саурона. Но где находятся Три Кольца Келебримбор не сказал и охваченный гневом, Саурон приказал казнить его. Мертвое тело Келебримбора, пронзенное стрелами, несли перед войсками Саурона подобно знамени.

AC6xvW3ZLMA

Смерть Келебримбора. Иллюстрация Kaaile

Но победа Саурона была кратковременной и вскоре войска Нуменора, объединившись с войсками эльфов Гиль-галада, победили Саурона и изгнали его из Эриадора (1701 В. Э.)[7].

Дом Феанора Править

Финвэ
 
Мириэль
 
Махтан

Феанор

Нерданель

Маэдрос

Келегорм

Куруфин

Амрас

Маглор
 
Карантир

Амрод

Келебримбор

Биографическая хронология Править

Celebrimbor by Youzhidaizhebaoziqushangyue

Келебримбор. Иллюстрация Youzhidaizhebaoziqushangyue

  • 1495 Э. Д. — Исход Нолдор: Келебримбор покидает Валинор.
  • 1497 Э. Д. — Келебримбор достигает Средиземья и участвует в Дагор-нуин-Гилиат.
  • 7 П. Э. — Келебримбор поселяется с отцом и дядей в Химладе.
  • 455 П. Э. — Дагор Браголлах и падение Химлада: Келебримбор прибывает в Нарготронд.
  • 465 П. Э. — Изгнание Келегорми и Куруфина: Келебримбор остаётся в Нарготронде.
  • 495 П. Э. — Падение Нарготронда; Келебримбор спасается.
  • 750 В. Э. — Основание Эрегиона.
  •  ? — Келебримбор создаёт Элессар.
  • 1200 В. Э. — Саурон приходит в Эрегион.
  • 1500 В. Э. — Начало создания Колец Власти.
  • 1590 В. Э. — Келебримбор создаёт Три Кольца.
  • 1600 В. Э. — Саурон создаёт Кольцо Всевластия; Келебримбор восстаёт против него.
  • 1693 В. Э. — Келебримбор прячет Три Кольца.
  • 1695 В. Э. — Саурон атакует Эрегион.
  • 1697 В. Э. — Смерть Келебримбора.

Характеристика Править

Характер Править

Характер Келебримбора был мягче, чем у его отца и деда; этим он пошёл в мать[2]. Тем не менее, как и Феанор Келебримбор был высокомерным[7] и своевольным[2].

Умения Править

Келебримбор был равен с гномами в работе с митрилем, и не меньше их был одержим искусством, наукой и техникой. Он отчасти унаследовал таланты Феанора[2], величайшего искусника из Детей Эру, и был после него величайшим из мастеров нолдор[8].
Feanor-Kelebrimbor by ForeverMedhok

Феанор и юный Келебримбор. Иллюстрация ForeverMedhok

Другие версии Легендариума Править

Данный персонаж был задуман Дж. Р. Р. Толкином во время написания "Властелина Колец", где несколько раз упоминается: в первый раз, во время рассказа Элронда на Совете; во второй, во время прочтения Гэндальфом надписи на западных вратах Мориа:

"Врата Дурина, Владыки Мориа. Скажи, друг, и войди. Я, Наври, сделал их. Кеелебримбор из Холлина начертал эти знаки."

Келебримбор в сказаниях занимает место Феанора, как создатель Трёх Колец и Элессара. Во время во второй редакции "Властелина Колец" (1966 г.), Толкин добавил в Приложения замечание о происхождении Келебримбора от Феанора. Эта же версия присутствует в тексте "Кольца Власти", который Кристофер Толкин включил в "Сильмариллион".

Имя Править

В тексте "О гномах и людях" появляется ещё одна версия происхождение имени Келебримбора. Данное имя, является синдаризированным вариантом тэлеринского имени Тельперимпар (Telperimpar). Происхождение имени из языка тэлери, имеет прямое отношение к ниже указанной версии происхождения Келебримбора из тэлери. На квенья оно звучало бы как Тельпинквар (Telpinquar).

История Галадриэль и Келеборна Править

В этом тексте, помимо прочего, говорится о том, что Келебримбор был искусным мастером из нолдор Гондолина. Данная версия не может быть верной, поскольку в приложениях к "Властелину Колец" обозначено происхождение Келебримбора от Феанора (по словам Кр. Толкина, его отец не стал бы противоречить версиям, присутствующим в изданных произведениях).

В данном тексте также говорится, что не Келебримбор, а Галадриэль и Келеборн были основателями и первоначальными владыками Эрегиона. Позднее, Келебримбор и Гвайт-и-Мирдайн, в следствии манипуляций Саурона, восстали против Владык и захватили власть. Галадриэль ушла через Морию в Лотлориэн, где и стала правительницей, а с Келеборном Келебримбор не считался. Дж. Толкин отказался от этой версии, что вытекает из присутствия Галадриэли в Линдоне во время Войны с Сауроном, изначальном присутствие в Лотлориэне Амдира как короля (по тексту "Амрот и Нимродель") и отсутствия Галадриэль в Эрегионе до прихода Саурона (текст "Элессар").

Элессар Править

В текстах о создании Элессара, входящих в "Историю Галадриэль и Келеборна", вновь присутствует версия о Келебримборе как нолдо из Гондолина. Говорится, что Келебримбор был другом Энердиля (создателя первого Элессара) и тот во многом превосходил его; если бы не Эрендиль, Келебримбор добился бы большей славы. В конце этой версии, Дж. Толкин приписал, что создателем первого Элессара был Келебримбор (Элессар был подарен Идриль); позднее, Келебримбор сделал новый для Галадриэль, в которую был влюблён. В примечаниях к "Элессару", Кристофер говорит об очевидном желание его отца сделать Келебримбора создателем Элессара.

О гномах и людях Править

В тексте "О гномах и людях", появляется версия о том, что Келебримбор происходит из эльфов-синдар и является потомком Даэрона. Из-за этого, у гномов Кхазад-Дума вошёл в употребление рунический алфавит Даэрона - кирт.

Ещё одна версия происхождения Келебримбора, появляющаяся всё в этом же тексте, гласит, что он был один из троих тэлери, что уплыли из Альквалондэ с Келебороном и Галадриэль. Данная версия перекликается с "Историей Галадриэль и Келеборна" (хотя и противоречит ей), где говорится о Келеборне как двоюродном брате Галадриэль и их отдельном отплытии после участия в Резне в Альквалондэ. По присутствующему тут же замечанию Кристофера, несомненно, что Дж. Толкин просто забыл о опубликованном происхождение Келебримбора от Феанора, иначе посчитал бы себя этим связанным.

Галерея Править

Образ в адптациях Править

Shadow of Mordor - Celebrimbor profile

Средиземье: Тени Мордора Править

Келебримбор появляется в компьютерной игре «Middle-Earth: Shadow of Mordor».

Дух Келебримбора вселяется в тело следопыта Талиона, стражника Мораннон (Чёрных Врат), в виде духа из Страны Тени, не помня почти ничего о себе и своём прошлом. Он спасает следопыта от смерти, и вместе они мстят за убийство семьи Талиона, параллельно разыскивая реликвии из прошлого духа, которые помогают ему вернуть утраченную память.
Келебримор Тени Мордора

Призрак Келебримбора в игре «Тени Мордора».

В воспоминаниях Келебримбора показано, как Саурон, в обличии Аннатара, явился к нему с даром - прекрасным кузнечным молотом, и убедил выковать Кольца Власти, после чего он самолично создал Единое Кольцо Всевластия, но, не имея мастерства закончить его, и уже раскрыв свою истинную личину, напал во главе воинства орков на Эрегион, где, несмотря на отвагу Келебримбора, захватил его жену и дочь в заложники, и принудил того завершить Кольцо. Однако, понимая угрозу со стороны Саурона, Келебримбор, едва завершив работу, сам надевает Кольцо, и, став невероятно быстрым и невидимым, убегает из кузни Роковой Горы, после чего остаётся в Мордоре. С помощью Кольца подчиняя волю уруков, Келебримбор создаёт собственную армию, и, провозгласив себя Светлым Властелином, начинает захватывать Мордор. В финальном сражении их армий, Келебримбор, используя силу Кольца одерживает верх над Сауроном, но, когда он готовится нанести последний удар, Кольцо впервые демонстрирует собственную волю и соскальзывает с руки Келебримбора прямо на палец Саурона, даруя тому его полную силу. Саурон пытает Келебримбора, убивает у него на глазах его семью, а затем и его самого тем самым молотом, который некогда подарил ему. Дух Келебримбора проклят и путь в Чертоги Мандоса ему закрыт, пока Кольцо не будет уничтожено.

В финале, Рука Саурона захватывает дух Келебримбора, вырвав его из тела Талиона. Рука Саурона превращается в самого Саурона и пытается добить умирающего Талиона, но Келебримбор удерживает Тёмного Властелина и Талион убивает Руку Саурона, освободив Келебримбора. Эльф предлагает Талиону наконец умереть, так как теперь он отомстил за убийство своей родни. Талион отказывается, поскольку хочет противостоять Саурону и уничтожить его с помощью Нового Кольца.

Средиземье: Тени Войны Править

В сиквеле "Теней Мордора", Келебримбор и Талион создают на Ородруине новое Единое Кольцо , незапятнанное тьмой Саурона. После его создания, дух Келебримбора захватывает Шелоб и обменивает на Новое Единое Кольцо, когда Талион приходит спасать эльфа. Воссоединившись с Талионом, Келебримбор пытается забрать кольцо, но оказывается бессилен, так как Шелоб получила с Кольцом его силу.
Shadow-of-war-980x420

Создание Нового Единого Кольца

Келебримбор с Талионом отправляется в Минас-Итиль, который хочет захватить Саурон чтобы добыть палантир. Для предотвращения падения Минас-Итиля, Талион ходит к Шелоб и она показывает ему пророческие видения, что не нравится Келебримбору, который стремится вернуть Кольцо. В одном из разговоров Шелоб упомянет, что Саурон и Келебримбор это одно целое. Крепость всё же оказывается захвачена Кольценосцами, а с ней и палантир. Саурон узнаёт, что Новое Кольцо у Шелоб и посылает назгул забрать его. Кольценосцы терпят неудачу и Шелоб сама отдаёт Кольцо Талиону/Келебримбору. С помощью Кольца, Келебримбор и Талион собирают свою армию, поработив орков-капитанов Саурона. Войско подходит к Бар-Дуру, где вступает в схватку с силами Саурона во главе с Исильдуром (одним из Кольценосцев). После победы над Исильдуром, Келебримбор обращает призрака к себе на службу, но Талион воспротивившись, освобождает дух Исильдура. Как оказалось, Келебримбор планировал поработить Саурона и всех его слуг, так как Тёмного Властелина нельзя было уничтожить (без уничтожения потерянного Единого Кольца). Талион отказывается поддерживать Келебримбора, так как это приведёт к тирании уже Светлого Властелина в Средиземье (что предвидела и пыталась не допустить Шелоб). Келебримбор покидает Талиона и уходит в тело эльфийки Элтариэль, посланнице Галадриэль. Вместе с ней Келебримбор вступает в поединок Сауроном, пытаясь сломить его волю, но в решающий момент Саурон срубает Новое Кольцо с руки Элтариэли, после чего соединяется в одно целое с Келебримбором. Саурон и Келебримбор были скованны узами бесконечной войны и стали пылающим оком на вершине Барад-Дура. Дух Келебримбора освободился лишь после уничтожения Единого Кольца, с которым был уничтожен и Саурон.

Источники Править

  1. Дж. Р. Р. Толкин (под ред. К. Толкина) Сильмариллион, Приложения: "Элементы языков квенья и синдарин в именах и названиях"
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 История Средиземья, Народы Средиземья: «О гномах и людях»
  3. 3,0 3,1 Властелин Колец: Братство Кольца, Книга 2: "Путешествие во тьме"
  4. История Средиземья, Кольцо Моргота: «Анналы Амана»
  5. 5,0 5,1 История Средиземья, Война Самоцветов: «Анналы Белерианда или Серые Анналы»
  6. Властелин колец: "Приложения"
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 7,6 7,7 7,8 Неоконченные сказания Нуменора и Средиземья: "История Галадриэль и Келеборна"
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 8,6 8,7 Сильмариллион: "О Кольцах Власти и Третьей Эпохе"
  9. Неоконченные сказания Нуменора и Средиземья, История Галадриэль и Келеборна: "Элессар"
  10. Письма: "письмо 131"
  11. Властелин колец, Братство Кольца: "Тень прошлого"