ФЭНДОМ

180px-Book of mazarbul

Книга Мазарбул

Книга Мазарбул (англ. Book of Mazarbul) — летопись о неудачной экспедиции Балина для реставрации Морийского королевства гномов, которая закончилась разгромом его отряда орками и балрогом. В переводе с кхуздула Мазарбул означает «записи, летопись»; соответственно, и зал, где хранилась книга, назывался так же. Языком самой книги был вестрон. Книга описана в «Братстве Кольца».

Книга Мазарбул охватывает пять лет. Её писали разные гномы, используя руны Мории и Дейла, а Ори также использовал по привычке эльфийские буквы. Последняя запись была внесена в книгу незадолго до финальной атаки орков, полностью уничтоживший остатки отряда Балина: «Они идут». Когда Братство пришло в Зал Мазарбул в Мории много лет спустя, Гэндальф обнаружил сильно пострадавшую книгу Мазарбул. Он отдал её Гимли, который, в свою очередь, передал её Даину.

Книга предназначалась в основном для гномов, но не была тайной и для других народов. В последний год, когда гномы потеряли надежду выбраться, книгу всё равно заполняли в надежде, что в будущем кто-то узнает о злоключениях гномов. [1]

Листы из книги Мазарбул, созданные самим ТолкиномПравить

Для публикации «Братства Кольца» Толкин в реальности создал и обжег три страницы из книги (те, которые Гэндальф читает вслух), но их включение в публикацию посчитали непрактичным. Однако в некоторые более поздние издания они все-таки были включены как рисунки. В соответствии с общим принципом, вестрон передан английской речью, но в соответствии с особенностями употребления его гномами текст изменен так, как будто он написан в спешке, теми, чье знание письменной формы языка несовершенно, и кто писал на английском другим алфавитом (на первой и третьей страницах).[1]

  1. 1,0 1,1 История Средиземья: 12. Народы Средиземья: О гномах и людях