ФЭНДОМ

Ламбенголмор (англ. Lambengolmor) — школа «мудрецов-языковедов» в Валиноре и Средиземье. По большей части учёными были эльфы-нолдор, поскольку именно это племя более всех любило изучение языков. Основы учения были заложены в юности Феанором, и он же являлся, некоторое время, главой учёных-лингвистов. Учёные Ламбенголмор не были некой гильдией книжников, которых сожгли бы слуги Моргота на костре из их же книг; они были вождями, королями и воителями, как Феанор.

Из членов Ламбенголмор, помимо вышеупомянутого, известны:

Лингвистика в Валиноре Править

NganyfIpd5w

Феанор

Известно, что лингвистикой нолдор стали интересоваться ещё во время Великого похода; они придумали прозвища для своих собратьев: тэлери и ваниар.

Первым выдающимся достижением в лингвистике, стало изобретение Румилем примитивного алфавита сарати. Полностью переработав последний, Феанор создал алфавит тенгвар, которым можно было писать как справа налево, так и слева на право. Он стал использоваться повсеместно и позднее, получил широчайшее распространение в Средиземье.

Tolkien-Smaug

Слева внизу, горшки с написанным на них тегваром проклятием. Рисунок Дж. Р. Р. Толкина

Большой вред языку квенья, принесла замена у большинства народа нолдор звука «þ» на «s» («þ» - «т», «s» - «с».). Учёные Ламбенголмор во главе с Феанором изначально возражали против этого. Феанор справедливо указывал, что «þ» - это верное произношение для тех, кто заботится о своей речи и полностью понимает ее.

Tengwar Beispiel Menschenrechtserklärung

Руны тенгвара

Однако, во время раздоров в Доме Финвэ из-за лжи Мелькора, это произношение стало символом того, кому надлежит хранить верность. Феанор с сыновьями произносил «þ» и требовал от искренне поддерживающих их то же. Во враждующем с Домом Феанора Доме Финголфина произносили соответственно "s". Так как во время Исхода большая часть нолдор шла за Финголфином, несомненно, что большинство Изгнанников в последствии использовали «s» вместо «þ» в повседневной речи. В итоге из-за бунта против Валар, определенно верное мнение Феанора в утверждении о правильности произношения через «þ», было отвергнуто учёными-лингвистами Валинора

Лингвистика в Белерианде Править

В изучении лингвистики языков Белерианда, Феанор не сыграл большой роли, так как слишком рано погиб в войне с Морготом, успев отметить лишь разницу между северным диалектом синдарина (единственным, который у него было время изучить) и западным. Тем не менее его работы и теории, созданные до Изгнания, послужили фундаментом для дальнейших исследований.

Нолдор мало занимались изучением лингвистики, поскольку были слишком заняты Войной с Морготом. Из сыновей Феанора изучением языков занимались только Маглор и Куруфин; последний унаследовал отцовскую любовь к лингвистике. Когда в 150 году П. Э. нолдор встретились с гномами, Куруфин единственный смог завоевать их дружбу. Гномы открыли ему их тайный язык кхуздул и все знания о кхуздуле мудрецы эльдар получили от Куруфина.

Cirth-0

Кхуздул - алфавит

Синдар тяжело давалась квенья новоприбывших в Белерианд нолдор-изгнанников, те же быстро и легко заучивали синдарин, свободно общаясь на нём. Однако король синдар, Элу Тингол, узнав от Ангрода о Резне в Альквалондэ, в гневе запретил всем синдар разговаривать на квенья, языке убийц их родичей. Но знания о Высоком Наречии не были утрачены в Средиземье и в семьях нолдор продолжали обучать детей говорить на квенья.

Величайшим из языковедов, после Феанора, был эльф полу нолдо, полу синда, Пенголод. Он долгое время живя в Гондолине, обладал удивительной памятью, что позволило ему запомнить многие знания Древних Дней.

UGl6D0Y0h1k

Пенголод

Все сведения об эльфийских именах и их происхождении, а также о воззрениях древних мудрецов были прямо или косвенно получены от Пенголода. После Падения Гондолина, где обосновалось некогда и позже погибло, множество учёных-нолдор, Пенголод бежал в Гавани Сириона, где собрал большое число материалов, касающихся языков и системы жестов. Он не отплыл в Валинор в конце Первой Эпохи, чтобы продолжить свои исследования, и присоединившись к народу Келебримбора в Эрегионе, сдружившись с гномами Казад-Дума, некоторое время даже прожив среди них. Но когда Тень Саурона упала на Эриадор, он, последним из Ламбенголмор, покинул Средиземье и достиг Тол-Эрессеа.

Источники Править