ФЭНДОМ

Лутиэн
Luthien-itaxita
Иллюстрация itaxita
Имя: Лутиэн
Другие имена: Тинувиэль
Титул: принцесса Дориата
Раса: наполовину эльф, наполовину майа

позже - эдайн (человек)

Культура: синдар
Пол: женский
Государство: Дориат, Оссирианд
Время жизни: Эпоха Древ - 502 П.Э.
Семья: Элу Тингол (отец)

Мелиан (мать)

Берен (муж)

Диор (сын)

Оружие: магия майар
Лутиэн Тинувиэль (англ. Luthien Tinuviel, также в переводах Лучиэнь, Лютиэн, Лютиень) — эльфийка из синдар, принцесса Дориата, самая прекрасная из дочерей Эру Илуватара и первая из расы эльфов, кто вступил в брачный союз с представителем расы людей.

История любви Берена и Лутиэн является одной из центральных сюжетных линий «Легендариума»; она существовала с самой первой версии легенд о Арде - "Книги Утраченных Сказаний".

В письме 131 Толкин писал, что история приключений Берена и Лутиэн представляется ему прекрасным и впечатляющим героико-волшебным эпосом.

Прообразом Лутиэн для Дж. Р. Р. Толкина послужила супруга, Эдит Мэри Толкин, что автор пишет в письме 340:

"...она была моей Лутиэн (и знала об этом){Она знала самый ранний вариант легенды (написанный в госпитале), а также и стихотворение, впоследствии опубликованное как песнь Арагорна в ВК. "
Как сам Толкин подмечал в письме 153, персонаж "Властелина Колец" Арвен схож с Лутиэн, как характером и внешностью, так и судьбой, но не является "реинкорнацией" Лутиэн.

В письме 165 Толкин писал, что ключевая для мифологии история Берена и Лутиэн возникла благодаря небольшой лесной полянке, заросшей «болиголовом» (или другими белыми зонтичными растениями), близ Руса на полуострове Хольдернесс — куда, находясь в составе хамберского гарнизона в 1918 г. Профессор время от времени наведывался, получив увольнительную.

Встреча с Береном Править

Лутиэн родилась приблизительно в 1200 Э. Д. и была единственным ребёнком Элу Тингола, короля Дориата, и майа Мелиан.

В юности дружила с менестрелем Даэроном, который был в неё безответно влюблён, и нередко танцевала под его музыку.

В 464 П. Э. Лутиэн встретилась с Береном в лесах Дориата. Человек был поражён её красотой настолько, что потерял дар речи; он повсюду следовал за убегающий девушкой. И вот однажды, когда Лутиэн пела волшебную песнь, от которой в промёрзшей распускались цветы, Берен обрёл дар речи и позвал её, называя Тинувиэль (Дочь Сумерек). Тогда Лутиэн удивившись застыла и более не убегая, а Берен приблизился к ней и она его полюбила. Под утро она выскользнула из его объятий и ушла, а Берен упал наземь без чувств. Вскоре Лутиэн вернулась и с тех пор они бродили вместе по лесам.

Beren and luthien by maril1-d5xs7va

Лутиэн в объятиях Берена. Иллюстрация maril1

Однако с следующем году (465 П. Э.) их заметил Даэрон и рассказал отцу Лутиэн о происходящем. Тингол пришёл в ярость, поскольку любил дочь более всего на свете и считал её недостойной даже принцев эльдар, не то что жалкого смертного. Он стал расспрашивать Лутиэн о человеке, но та отказывалась что-либо говорить, пока Тингол не даст клятву не казнить и не пленять Берена.

Thingol and luthien by steamey-d8e3yx6

Лутиэн и Тингол. Иллюстрация steamey

Тингол дал клятву, но приказал слугам схватить человека и привести к нему. Лутиэн их опередила и сама привела Берена к трону отца, представив его как заклятого и легендарного врага Моргота.

Оправившийся от благоговейного страха, Берен потребовал от Тингола руки его дочери. Король был в великом гневе, но задумал хитрый план и сказал, что если Берен хочет руки Лутиэн, пусть принесёт Сильмариль из короны Моргота. Все, и Лутиэн, поняли, что Тингол просто желает смерти Берена, однако последний не испугался и отправился выполнять поручение. Лутиэн же промолчала, но с тех пор более не пела.

Охота за Сильмарилем Править

Берен попал в плен к Саурону, на захваченном острове Тол Сирион, и в тот же самый момент, Лутиэн почувствовала неладное. Придя за советом к матери, она узнала о судьбе возлюбленного и хотела тут же бежать спасать Берена. За помощью, Лутиэн обратилась к Даэрону, который разумеется выдал возлюбленную Тинголу. Тот также испугался и велел построить в лесу Нельдорет, на одном из деревьев (позже названном Хирилорн), деревянный дом. Там Лутиэн и заточили, хотя доставляли всё необходимое, приставные лестницы убирались и под деревом всегда дежурила стража.

Однако Лутиэн, удалось сбежать: призвав на помощь свою волшебную силу, она отрастила волосы до необычайной длинны. Из волос она соткала волшебный плащ, который целиком скрывал её и нагонял чары сна на окружающих. Из оставшихся прядей, Лутиэн сплела веревку и сбросила ее из окна; когда же закачалась веревка над головами стражей, сидящих под деревом, они погрузились в глубокий сон. Тогда Лутиэн выбралась из своей темницы и, закутавшись в свой темный плащ, ускользнула, никем не замеченная, и исчезла из Дориата.

Luthien-6

Побег Лутиэн

Достигла границ Дориата, Лутиэн встретила правителей Нарготронда, сыновей Феанора Келегорма и Куруфина. Они охотились на волколаков Саурона и остановились отдохнуть; Лутиэн бы они не заметили, но девушку учуял охотничий пёс Хуан. Пёс доставил Лутиэн к хозяину и когда девушка узнала, что перед ней владыка нолдор и заклятый враг Моргота, обрадовалась и сбросила плащ. Келегорм, очарованный красотой Лутиэн, тут же влюбился в неё, но не показав этого и того, что знал о Берене и сути его похода; он пригласил девушку в Нарготронд, обещая помощь. Разумеется, Келегорм и не думал помогать Лутиэн вызволять Берена, потому девушка оказалась в плену, лишившись плаща и возможности говорить с кем-либо, кроме братьев. Келегорм желал жениться на Лутиэн, вдобавок тем самым породнившись с королем Дориата.

Однако Лутиэн удалось бежать из Нарготронда, поскольку влюбившийся в неё пёс Хуан (пёс был магическим), в верности которого Келегорм не сомневался, часто сторожил покои Лутиэн и проникся к ней жалостью, слушая её рассказы. Хуан принёс Лутиэн плащ-невидимку и рассказал как сбежать, после чего вывел тайными путями из города. Верхом на Хуане, Лутиэн достигла острова Тол Сирион, где в плену у Саурона томился Берен.

TN-Luthien Escapes upon Huan

Лутиэн сбегает на Хуане. Иллюстрация Теда Несмита

Взойдя на мост, Лутиэн запела песнь великой славы и услышав отзыв Берена из подземелья, запела её ещё сильнее. Однако услышал её не только человек, но и Саурон, решивший захватить Лутиэн и передать Морготу, для богатого вознаграждения. За тем он и послал на мост волколака, но Хуан убил его.

Luthien y huan en tol in gaurhoth by vargasni-d9mm1o1

Лутиэн и Хуан на Толк Сирионе. Иллюстрация vargasni

Когда Хуан убил всех волколаков, Саурон сам принял облик волколака и вышел на бой. Пёс не смог его остановить и Саурон прыгнул на Лутиэн, повергнув в обморок смрадным дыханием. Однако падая, Лутиэн взмахнула плащём перед носом волколака-Саурона и тот потерял равновесие в секундной сонливости. Этого хватило Хуану, чтобы атаковать врага; в поединке, Хуан поверг Саурона и тот не мог вырваться из его хватки. Лутиэн же сказала Сурону, что сорвёт с него оболочку, если он не передаст её власть над островом. Саурон так и сделал, после чего был отпущен и сбежал.

Лутиэн же обрушила своей магией стены крепости Минас Тирит, освободив пленных, в том числе Берена. После Хуан их покинул и они вернулись в леса, но последовавшая за этим зима не тронула возлюбленных, так как волшебная сила Лутиэн заставляла всё вокруг неё цвести. Так они пришли в Бретиль и достигли пределов Дориата. Там Берен решил оставить Лутиэн, чтобы вновь попытаться выполнить свой обет, однако она была против, говоря:

«Выбирай, Берен; только два пути есть у тебя: отказаться от похода, забыть о клятве и принять удел неприкаянного скитальца – или сдержать слово и бросить вызов власти тьмы и черному трону. Но и на том, и на другом пути я не оставлю тебя: единая назначена нам судьба».
Когда они так говорили, из заметили Келегорм и Куруфин; братья тут же бросились к ним. Келегорм погнал коня на Берена, желая затоптать соперника копытами, а Куруфин на полном скаку схватил Лутиэн и затащил на седло. Но Берен, увернувшись от Келегорма, в прыжке свалил Куруфина с седла и начал душить; Лутиэн же от удара о землю потеряла сознание.

Beren-Curufin-Ted Nesmith

Схватка за Лутиэн. Иллюстрация Теда Несмита

Берен был бы непременно убит, так как Келегорм нёсся на него с копьём, однако Хуан снова предал своего хозяина и бросился на эльфа, не давая прийти на помощь брату. Лишь пришедшая в себя Лутиэн не дала Берену убить Куруфина, однако человек забрал у противника доспехи, оружие и коня.

Братья сделали вид, будто уезжают, но отъехав на достаточное расстояние Куруфин схватил лук и дважды выстрелил в Лутиэн. Одну из стрел перехватил Хуан, а другая попала в грудь Берену, заслонившего Лутиэн собой. Хуан погнался за братьями, но не догнав, принёс Лутиэн ацелас. С помощью целебной травы девушка излечила возлюбленного.

Beren and luthien by steamey-d5xzn88

Лутиэн и раненный Берен. Иллюстрация steamey

В 466 П. Э. Берен оставил Лутиэн с Хуаном в лесах Дориата, когда девушка ещё спала и поскакал в Ангбанд исполнять клятву. Лутиэн отправилась на Хуане вслед за возлюбленным, но по дороге они свернули к Тол Сириону и, для маскировки, облачились в шкуры волколака Драуглина и летучей мыши Турингветиль. Неподалёку от Тол Сириона Берен остановился и сложил прощальную песнь о Лутиэн, которую последняя и услышала.

Берен пытался отговорить Лутиэн от похода, но Хуан тогда сказал, что лучше бросить вызов судьбе.

Облачившись в шкуры (с помощью магии Лутиэн), возлюбленные отправились в Ангбанд. Ворота твердыни зла караулил волколак Моргота, Кархарот, но Лутиэн усыпила его своей магией.

120px-S14684435

Они смогли пробраться к трону Моргота, но тот обнаружил Лутиэн и принудил её показать свой истинный облик. Тогда Лутиэн предложила Морготу спеть и станцевать перед ним, на что Владыка Тьмы согласился. Однако Лутиэн скользнула с глаз Врага во тьму и запела оттуда магическую песнь, от которой Моргот и все его слуги уснули. Тогда Берен вырезал один из Сильмарилей из Железной Короны и возлюбленные боросились к выходу. Однако там их уже ждал проснувшийся Кархарот и поскольку у Лутиэн уже не было сил, Берен попытался отпугнуть зверя светом Сильмариля. Волколак откусил кисть руки с Самоцветом и камень тут же начал жечь греховную плоть изнутри, от чего Кархарот обезумел и бежал прочь. Лутиэн коснулась поцелуем отравленной ядом клыков раны Берена и она тут же очистилась, но человек был без чувств, а слуги Моргота начали просыпаться. Тут за возлюбленными прилетели Великие Орлы, оповещённые Хуаном, унеся их прочь от опасности к тому месту, где Берен оставил в начале спящую Лутиэн.

Beren-Luthien-Ted Nesmith

Орлы уносят Берена и Лутиэн. Иллюстрация Теда Несмита

Там их нашёл Хуан и Лутиэн вновь излечила Берена, после чего они как раньше бродили в лесах. Лутиэн хотела поселиться там, забыв о эльфийских королевствах и титулах, но Берен не желал отступаться от клятвы и разлучать дочь с отцом.

Берен и Лутиэн вернулись к Тинголу, который хотел сначала начать войну с Нарготрондом за дочь, а потом, когда узнал её о бегстве, просил Сыновей Феанора помочь ему в поисках Лутиэн. Теперь же Тингол был в гневе на Берена, но тот ответил, что клятву исполнил, поскольку Сильмариль в его руке.

Тогда была начата охота на Кархарота, который сумел прорваться в Дориат. Зверя удалось убить, а Сильмариль извлечь, но Берен был смертельно ранен, а Хуан погиб. Раненного принесли в Менегрот и Лутиэн, поцеловав, сказала возлюбленному, чтобы он дождался её в Чертогах Мандоса. Так Берен и сделал, а в следующем году (467 П. Э.) в Мандос явился и дух самой Лутиэн, оставивший тело. Там она запела песнь перед Намо, Судьёй Мёртвых, великую и прекрасную, сплетя воедино две темы Музыки Айнур; тему людей и тему эльфов. Намо, который всегда был безжалостным и непоколебимым, преисполнился жалости перед горем Лутиэн и призвав Берена, просил совета Манвэ; тот же обратился за советом к Эру Илуватару и тот открыл ему своё решение.

Luthiens Lament Before Mandos

Лутиэн перед Мандосом. Иллюстрация Теда Несмита

Лутиэн был предложен выбор: либо жить среди Валар в Амане, либо вернуться с Береном в Средиземье, но стать смертной подобно людям и умереть, уйдя навсегда из мира. Тогда Лутиэн выбрала одну смертную жизнь с возлюбленным, чем вечную жизнь в одиночестве. Души Берена и Лутиэн были возвращены в Средиземье в 469 П. Э., но Тингола выбор дочери сильно опечалил.

Смерть Править

Берен и Лутиэн ушли из Дориата и поселились в Оссирианде, на острове Тол Гален. Там же в 470 П. Э. Лутиэн родила Берену сына, Диора.

В 503 П. Э., после того, как Берен отомстил гномам за убийство Тингола, Лутиэн владела ожерельем Наугламир, в которое был вправлен Сильмариль и которое перешло впоследствии к её сыну.

В том же году Берен и Лутиэн умерли, но о их смерти ничего не известно, как и о месте их захоронения. Поскольку они стали после воскрешения людьми, души Лутиэн нет в Чертогах Мандоса.

Характеристика Править

Лутиэн являлась величайшей из всех женщин эльдар; она унаследовала огромную волшебную силу от матери. Лутиэн была прекраснейшей среди дочерей Илуватара (самым прекрасным из сынов был Феанор) и среди его Детей была самой благородной и чистой. У неё были чёрные волосы и серые глаза. При первой встрече с Береном, Лутиэн была одета в синие одежды и плащ расшитый золотыми цветами.

TN-Luthien-Web

Лутиэн. Иллюстрация Теда Несмита

Имя Править

Правильно имя звучит Лутиэн, так как в синдарине "л" твёрже, когда не сочетается с "е" и "и". Однако встречаются варианты перевода: Лютиэн, Лютиен, Лучиэн, Лучиэнь, Лучиень.

Берен называл возлюбленную Тинувиэль («Дочь сумерек»), поэтическим названием соловья.

В массовой культуре Править

О любви Берена и Лутиэн сложено множество песен, среди них — «Песнь о Берене и Лутиэн» и «Песнь о разрешении от уз» (настолько длинная, что помнил ее только Элронд).

История любви Берена и Лутиэн является одной из центральных сюжетных линий «Сильмариллиона» и служит источником вдохновения для целого ряда поэтических и прозаических произведений современных отечественных авторов-толкинистов: стихотворения Элхэ Ниэннах и Тэм Гринхилл, "По ту сторону рассвета" (Берен Белгарион) и т.д.

Галерея Править

См. также Править

Источники Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики