Викия

Википалантир

Мелькор

1868статей
на этой вики
Обсуждение2
Мелькор
6mNS DrcFkY.jpg
Имя: Мелькор
Другие имена: Зло, Враг, Чёрный Валар, Моргот Бауглир
Титул: Чёрный Враг Мира, Тёмный Властелин
Раса: Айнур, Валар
Пол: Мужской
Государство: Дор-Даэделот
Время жизни:  ?-до сотворения Арды- томится за стенами Ночи. Будет уничтожен Илуватаром во время Последней Битвы
Оружие: молот Гронд

Ме́лькор (англ. Melkor — «тот, кто восстаёт в могуществе»), также известный как Мо́ргот Бау́глир (англ. Morgoth Bauglir) (кв. MoringottoЧёрный Враг, кв. БауглирДушитель) — персонаж романа Дж. Р. Р. Толкина «Сильмариллион». Айну, до своего падения являлся одним из Валар. В самой ранней версии "Сильмариллиона" ("Очерк мифологии") его назвают Демоном Тьмы.

Мелькор — первоначально могущественный Айнур и олицетворение Тьмы в мире Толкина. Ровней ему являются лишь айнур Тулкас и Манвэ, а сильнее его только Эру Илуватар. Глава «Айнулиндалэ» «Сильмариллиона» гласит, что «Мелькор был превыше прочих айнуров одарен мудростью и силой, владея частицами открытого каждому из его братьев» [1]. Ему противостоят остальные Валар во главе с Манвэ.

«Он часто скитался один по пустынным безднам в поисках Негасимого пламени; ибо ему не терпелось дать Бытие собственным творениям»[1]. Пламени он не нашёл, но одиночество породило неведомые собратьям думы.

По поводу падения Мелькора в Валаквэнте («Сильмариллион») говорится, что «От величия он впал к высокомерию, а от него — к презрению ко всем, кроме самого себя, и стал духом расточительным и безжалостным».[1] Само же падение начинается с Великой Песни, в которую он внёс разлад, и «многие, что пели рядом с ним, сникли и разум их смутился, и мелодии их стихли; а некоторые стали вторить Мелькору и изменили свои помыслы».

Первые войны Мелькора

  • Моргот и Саурон © Иллюстрация Gerwell
  • Моргот и его балроги
  • Ссора с Унголиант
  • Хурин и Мелькор
  • Суть Мелькора
  • Разговор Хурина и Мелькора
  • Іскаженіе эльфов
  • Суд Валар над Мелькором
  • Судьба Турина

Вместе с прочими Айнур Мелькор спустился на землю, возжелав власти над всем, что на земле, но был изгнан Валар. В ответ развязал первую войну с Валар и поначалу одерживал верх в этой войне. Валар удалось победить лишь благодаря Тулкасу. В войне Мелькор был не одинок: на его сторону переметнулось много майар.

Мелькор отступил и втайне построил цитадель Утумно на востоке Средиземья, которая надолго стала его столицей, а на северо-западе построил другую крепость — Ангбанд, где наместником поставил Саурона.

В ожидании пробуждения эльфов Валар соорудили Светильники и держали совет, чтобы победить Мелькора. Однако Мелькор нанес удар первым, обрушив Светильники, в результате чего очертания Средиземья сильно изменились, а Валар покинули Средиземье, поселившись в Амане. После пробуждения Квэнди — эльфов, «будучи всегда настороже, первым узнал о пробуждении Квэнди и послал призраков и духов зла следить за ним и подстерегать».[1]

Считается, что «Квэнди, попавшие в лапы к Мелькору, ввергались в узилище; и там он чарами постепенно изменил их; так, из ненависти своей вывел он в насмешку и подражание эльфам племя орков, злейших их врагов».[1]

Узнав о пробуждении эльфов, Валар объявили войну Мелькору, вошедшую в историю как Война Стихий, или Война Могуществ, в результате которой его армия была разбита, а сам он был побеждён Тулкасом, закован в цепь Ангайнор, что отковал Аулэ, и доставлен в Валинор, а цитадель его— Утумно— была сравнена с землей. Однако многие приспешники разбежались и пойманы не были, а Саурона Валар не нашли. На суде Мелькор просил Манвэ о прощении, но мольба была отвергнута, и он был брошен в темницу Мандоса, где должен был провести три века.

Original2.jpg

Мелькор в заточении

Освобождение Мелькора и восстановление власти

Моргот в чертогах Мандоса.jpg
Обосновавшись в Валиноре, Валар призвали эльфов к себе и поставили для освещения своей земли Древа Валар. После трех столетий Мелькор был помилован и поначалу стал помогать эльфам, в особенности же — Нолдор.

В те времена эльфы, как говорит «Сильмариллион», достигли необычайных высот мастерства. И Феанор, величайший из них, дабы сохранить свет Древ Валар, сотворил Сильмариллы, внутри которых хранился свет Древ. Мелькор же пожелал получить Сильмариллы. Он сделал своим оружием великий дар дарованный Детям Илуватара - речь, ибо непревзойдённо говорил на квенья. Мелькор пришёл к нолдор и предложил им свою помощь и великие знания, для улучшения своих творений. Нолдор, жадно стремящиеся к знаниям, поревели Мелькору и учились у него. Но хоть Мелькор и помогал нолдор, он сеял в их душах семена лжи. Сперва у него ничего не получалось, но вскоре его старания дали всходы. Мелькор больше всех эльфов ненавидел Феанора, завидовал ему и желал уничтожить, потому его ложь была направленна именно на него. Однако Феанор никогда не говорил с Мелькором и был его величайшим врагом. И всё же ложь, через уста других нолдор, достигала и Феанора, а так же его братьев, Финголфина и Финарфина. Это привело к тому, что нолдор стали бунтовать против Валар, Феанор возглавил бунт и рассорился со своими братьями, что повлекло его изгнание, в Форменос.

Мелькор пришёл туда, и предлагал Феанору помощь в бегстве, но Феанор колебался, желая покинуть Валинор, но не желая иметь дел с Мелькором. Тогда Мелькор заговорил о Сильмариллах и Феанор проник в его тайные помыслы, узрев жажду Камней, выгнал сильнейшего в Эа вон. Мелькор в ярости бежал из Валинора. Валар, подумав, что Мелькор бежал в Средиземье, бросились в погоню, но обнаружить Мелькора в Средиземье не удалось. А в это время Мелькор, понимая, что его будут искать в Средиземье, повернул и бежал на юг Амана. В те времена Мелькор ещё мог, как и Валар, менять облик, и потому остался незамеченным (став тёмной тенью).
Унголиат.jpg

Унголиант и Мелькор

Там, в пещерах Арамана, он сошёлся с Унголиантой, имевшей вид гигантской паучихи, которая испытывала вечный голод. Там в последний раз Мелькор сменил обличье, в котором он был в Утумно, в котором и остался навсегда. Мелькор соблазнил Унголианту тем, что «если все исполнится, голод твой уймется, я дам тебе полной горстью все, чего пожелает твое вожделение».[1] И в праздник, когда Валар и эльфы были отвлечены, они втайне подкрались к Валинору, где Унголианта погубила Древа Валар и выпила пруды, а Мелькор, убив отца Феанора Финвэ, похитил множество скоровищь нолдор, в числе которых и Сильмариллы.

Мрак объял Валинор, и Мелькор и Унголианта, сокрытые облаком тьмы, бежали в Средиземье. В правой руке Мелькор держал Сильмариллы, которые жгли его ладонь, но даже терзаемый болью, он не пожелал разжать руку. Унголианта не насытилась, хоть и поглотила великое множество, но стала громадной. Он же, напротив, потратив много сил, уменьшился. Унголианта, памятуя о договоре, пожелала того, что у Мелькора в руке. В ответ Мелькор сказал: «Более ты мне не нужна. Этих творений ты не увидишь и не получишь. Они — мои навеки». А Унголианта набросилась на Мелькора, оплела своей паутиной и стала душить. Тогда Мелькор испустил «ужасающий вопль, что отозвался в горах… самый страшный и громкий из звучавших когда либо на севере Мира: горы затряслись, земля содрогнулась, скалы треснули и разошлись».[1] На вопль из развалин Ангбанда примчались балроги и пламенными бичами разбили сеть Унголианты, а саму её обратили в бегство. Вернувшись в Ангбанд, Мелькор отстроил его заново, собрав вновь под свое владычество силы тьмы. Сильмариллы он вправил в Железую Корону и назвал себя королём мира.

Войны с Нолдор

Melkor by kimberly80-d6f9rbo.jpg

Мелькор © Иллюстрация kimberly80.

Из-за лжи Моргота против Валар, Феанор отказал им в Сильмариллах, и именно в тот момент, когда доставили весть о гибели Финвэ и краже Сильмариллов, Феанор «пред лицом Манвэ проклял Мелькора и нарек его Морготом, Чёрным Врагом Мира и лишь этим именем звали его впредь…».[1]

Став после смерти отца Финвэ Верховным королём Нолдор, Феанор взбунтовался против Валар и собрав нолдор в Тирионе произнёс речь, в которой слышались отголоски лжи Моргота, что он внушил нолдор (и среди прочих - Феанору). Валар были опечалены, но Исходу Нолдор не противились. Однако, поход нолдор в Средиземье был омрачён первой братоубийственной резнёй эльфов. За резню на нолдор обрушилось Проклятье (пророчество) Мандоса.[1]

После бегства из Амана и возвращения в Средиземье, Мелькор начинает долгие Битвы Белерианда с эльфами, людьми и гномами, которые составляют основу Первой эпохи. Поначалу сражения складывались удачно для эльфов. Прибывший с войском Первого Дома нолдор, Феанор, уничтожил всей армии Моргота в Дагор-нуин-Гилиат. Однако, желая долгожданной мести Морготу за отца, Феанор оторвался от основного войска и был окружён балрогами, с которыми долго бился в одиночку, но под самый конец боя, Готмогу удалось нанести Королю смертельную рану, от которой Феанор вскоре умер; но перед смертью, трижды проклял он имя Моргота.

Когда воинства Второго и Третьего домов нолдор перешли через Хэлкараксэ, и расселились по Белерианду, Моргот решил проверить их силы и начал Дагор Аглареб, в которой его войска были уничтожены, а Ангбанд взят в Осаду.

Моргот всеми силами пытался рассорить людей и эльфов, но это ему не удалось, а люди встали на сторону эльдар против него.

В битве Дагор Браголлах Моргот, собрав за почти 400 лет, не малые силы в Ангбанде, внезапно начал атаку и уничтожает многие эльфийские королевства (но далеко не все). Верховный Король нолдор, Финголфин, решив что Моргот победил, в отчаянии и гневе, бросился к вратам Ангбанда и вызвал Моргота на поединок. Моргот, растерявший все силы некогда могущественнейшего из Айнур, и боясь развоплощения, и не желал выходить на бой, но насмешки эльфа слышали его командиры. Тогда Моргот принял вызов, и сошёлся с Финголфином перед вратами Ангбанда. В этом поединке Моргот получил 8 ран, которые не мог исцелить, так-как даже своим телом (из-за растраты своих сил) не мог управлять. Однако Морготу удалось сокрушить Финголфина. Когда же Моргот хотел бросить тело Короля на растерзание волкам, прилетел орёл и расцарапав Морготу лицо, унёся тело Финголфина.

623166187.jpg

© Иллюстрация Gerwell

Когда Тингол приказал Берену принести один из Сильмариллов, Берен попал в плен к саурону, но дочь короля, Лютиэн, спасла его и вместе они направились в Ангбанд. Лютиэн удалось усыпить доверчивого Моргота своей песней и зачаровать танцем, так что Берену удалось украсть один из камней. Но Моргот не сожалел о пропаже, ибо ведал о клятве сыновей Феанора и понимал, что для него будет выгодное, если камень пока побудет среди эльфов. В последствии, это привело к ещё двум братоубийственным схваткам между эльфами, но и оказалось гибельным для Моргота.

Когда Маэдрос, старший сын Феанора, некогда бывший пленником Моргота и спасённый из плена Фингоном (что теперь стал Верховным Королём нолдор), создал Союз Маэдроса, Морготу удалось переманить на свою строну людей-истерлингов рода Ульфанга, которые предали Маэдроса в начавшейся Нирнаэт Арноэдиад, что повлекло сокрушительное поражение Союза и захват Морготом почти всего Белерианда.

Далее Моргот желал уничтожить потаённый город Гондолин, и когда к нему привели захваченного Маэглина, внука Финголфина, Морготу удалось переманить его на свою сторону. Маэглин предал Гондолин, но и сам погиб, а город был уничтожен.

Владычество Моргота в Белерианде, прервала Войной Гнева. Эарендил находят дорогу в Аман и просят Валар за людей и эльфов. В результате эльфы Амана и люди Средиземья под предводительством Эонвэ выступают в последний поход на Мелькора. В итоге его войска были разбиты, Ангбанд и Тангородрим разрушены, а сам он пленён и выброшен за Грань Арды. В результате войны весь Белерианд затонул.

Интересные факты

  • Мелькор носил железную корону, в которую были вставлены украденные им Сильмариллы.
  • После поединка с Финголфином, единственным поединком, когда с Мелькором сражался эльф или человек, он стал хромым — перед смертью Финголфин успел ударить его мечом в ногу.
  • Мелькор вывел в насмешку над эльфами орков и гоблинов, как пародию на энтов и хуорнов— троллей, и, возможно, мумаков, а также волков-оборотней — волколаков, драконов и варговШаблон:Нет АИ. Интересно, что первые драконы— урулоки — не умели летать.
  • В «Сильмариллионе» несколько раз обращается внимание, что правой рукой Мелькора был Саурон, который после пленения Мелькора сам становится предводителем сил Тьмы.
  • Таран, при помощи которого штурмовали Минас Тирит, назывался Гронд (Молот подземного мира), такое же имя носил боевой молот Моргота.
  • По преданию Акаллабет «Сильмариллиона», Саурон, обманув правителей Нуменора, фактически восстановил культ Мелькора: «Ибо Тьма божественна, и Властелин её в силах дарить своим верным слугам новые миры, так что могуществу их не будет предела».[1]
  • Считается, что он собирает силы, чтобы вернуться в Арду. Это приведёт к Дагор Дагоррат, последней битве, которая разрушит Мир (ср. Рагнарёк).
  • В ранних текстах (Lost Tales) назывался Melko и сходен со скандинавским Локи. Он же назывался Belcha Morgoth.
  • В набросках и черновиках Толкина (Morgoth’s Ring) сказано, что, если первоначально Мелькор был сильнее, чем все Валар, вместе взятые, то после падения Утумно он оказался слабее одного лишь Манвэ. Мелькор не мог творить, мог лишь извращать и разрушать, и необратимо тратил свои силы на подобные деяния. Тем не менее силы, потраченные Мелькором на извращение и разрушение, остались в Арде навсегда. Арда для Мелькора— как Кольцо для Саурона (отсюда название Morgoth’s Ring, Кольцо Моргота). Полностью убрать влияние Мелькора из Арды вряд ли возможно.
  • В фанфике Иара Эльтерруса Мелькор упоминается как Учитель главного героя Илала ран Дара. Примечательно, что судьба Илара ран Дара сходна с судьбой самого Мелькора.

В неканонических текстах

В романе Н. Васильевой и Н. Некрасовой «Чёрная книга Арды» образ Мелькора был переосмыслен. Если у Толкина этот образ близок к образу христианского дьявола, то в «Чёрной книге» мы видим образ, во многом напоминающий дьявола эпохи романтизма: отверженного страдающего бунтаря, вызывающего определённую симпатию. Мелькор бросает вызов Эру Илуватару: «Ты — Замысел, я — Изменение. Ты — Предначертание, я — Выбор. Ты — Вечность, я — Время…».[2]

Согласно «Чёрной книге Арды» Валар — лишь орудия в руках Эру, неспособные ни мыслить, ни изменяться. Мелькор создаёт в Арде время и изменяет все происходящие в ней события, но не со зла, а потому, что этого требует сила его любви к миру: «...я не смог бы отныне покинуть Арду. Она стала моей жизнью. Я стал её жизнью...».[2] Противостояние Тьмы и Света обретает черты противостояния свободного духа Мелькора и закосневших в поклонении Эру, неспособных изменяться Валар.

Многие из событий, описанных в «Сильмариллионе», в «Чёрной книге Арды» также переосмыслены. Так, Утумно (или Хэлгор) — не прибежище орков и гоблинов, а замок, в котором Мелькор учит Эльфов Тьмы (Эллери Ахэ), передавая им знания, которыми владели Валар; Валар во времена Войны Могуществ убили учеников Мелькора и сравняли с землёй город, в котором они жили. Ангбанд (названный Аст-Ахэ — оплот Тьмы) — прибежище отвергнутого страдальца и его сторонников. Его последующие деяния — гибель деревьев и похищение Сильмариллов — объясняются желанием Мелькора очистить Арду от источников тлетворного не-Света, который источали Деревья, Сильмариллы, а прежде и Великие Светильники.

Пленение Мелькора и судилища в Валиноре показывают Валар жестокими тиранами, а Мелькора — несломленным, несправедливо оболганным творцом и учителем (Тано):
Мелькор и против Финголфина.jpg
…В жгучей сверкающей пыли распята чёрная звезда, птица ночи с изломанными крыльями — пред лицом Единого Круга Маханаксар.[2]

Даже многочисленные незаживающие раны не могут исторгнуть стон из его уст:

…Расплавленный металл ожёг запястья, и лицо Отступника исказилось от боли. Но он не закричал.[2]

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 Сильмариллион: Сборник. / Пер. с англ. — М.: ООО Издательство «АСТ»; СПб.: Terra Fantastica, 2001. 592 c.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Н. Васильева. Чёрная Книга Арды. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000

Викия-сеть

Случайная вики