ФЭНДОМ

Numenors

Менельтарма

Менельтарма - Кв. "Столп Небес", от menel, "небо", и tarma, "столп"; адун. Минул-Тарик, др.-англ. Heofonsyl - тж. Гора, Гора Илуватара, Гора Нуменора, Столп Небес, Священная гора. Отвергнутые варианты: Менельминдон, Менельминда, Менельминдо, Менельмин, Менельтьюла; Менель-тубель, Менель-тубиль, Менель-тубал, Мениль-Тубал, Мениль-Тубал.

Высокая, отвесная скала в центре острова Нуменор, в пределах области Арандор. С вершины Менельтармы возможно было увидеть весь остров и различить Аваллонэ, эльфийскую гавань на Тол Эрессеа - самую восточную часть Бессмертных Земель.

От горы, как корни, в направлении пяти полуостровов тянулись пять длинных невысоких гребней (Тармасундар, Корни Столпа); по вершине юго-западного гребня к горе шла дорога; между юго-западным и юго-восточным гребнем лежала Долина Усыпальниц; рядом, на холме, находилась столица острова, Арменелос. Подступы к горе были пологими и поросли травой; по мере подъема склоны становились круче, вершина была неприступной. По склонам спиралью вилась дорога, начинавшаяся у подножия с южной стороны и заканчивающаяся у северной кромки вершины. Вершина Менельтармы, - плоская, вогнутая, способная вместить множество народу, считалась святилищем Эру Илуватара. Искусственных построек на вершине не было. Никто не приносил на вершину ни оружия, ни каких-либо орудий; и никто, кроме короля, не мог нарушить царящего там безмолвия. Трижды в год, во время Трех Молений (в день весеннего праздника Эрукьермэ, в день середины лета Эрулайталэ и в день осеннего праздника Эруханталэ) король острова пешим поднимался на вершину, возглавляя процессию жителей острова, одетых в белое, в венках из цветов, и возносил молитвы. В любое другое время на вершину мог подняться каждый, один или со спутниками. Однако говорится, что даже попади туда чужестранец, незнакомый с обычаями, и тот не осмелился бы заговорить вслух. Туда не залетали птицы, кроме орлов. При появлении кого-то на вершине появлялись три орла и садились на три скалы у западного края вершины. Во время Трех Молений орлы не опускались, но кружили в небе над толпой (их называли Свидетелями Манвэ). Нуменорцы верили, что орлов посылает Манвэ из Амана, чтобы наблюдать за Священной горой и всей страной.

После Тар-Анкалимона (1986-2386 В.Э.) обычай приношения первых плодов Эру был предан небрежению и на святилище поднимались редко. При Ар-Гимильзоре (2960-3177 В.Э.) от обычая отказались вовсе. При Тар-Палантире (3035-3255 В.Э.) обычай подниматься в святилище Эру в положенное время был ненадолго возрожден. Последний король Ар-Фаразон (3118-3319 В.Э.) запретил подниматься в святилище под страхом смерти. В ранних вариантах именно "на горе Илуватара, в центре земли" был возведен храм Моргота. Впоследствии эта версия была отвергнута: "даже Саурон не смел осквернить вершину". Одним из знамений незадолго до отплытия кощунственной армады стало начало вулканической деятельности в недрах горы: "затряслась земля... и над Менельтармой заклубился дым". При Низвержении Менельтарма погрузилась в море.

Среди Изгнанников существует предание, будто вершина Менельтармы не ушла под воду навсегда, но вновь поднялась над морем как одинокий островок; с этой скалы возможно различить вдали мерцающий отблеск Бессмертных Земель, а также "увидеть образы далекого прошлого". Многие мореходы пытались отыскать остров Менельтарму (и в ходе поисков убеждались, что мир и в самом деле стал круглым), однако достоверно неизвестно, удалось ли это кому-либо. Менельтарма (по имени не названа) упоминается в стихотворении "Смерть святого Брендана" (в романе "Записки клуба "Мнение" приписано авторству Фрэнкли, одного из членов клуба): в своем путешествии святой Брендан проплывает мимо одинокой скалы над морем, над вершиной ее курится дым, а подножие - "в затонувшей земле, где покоятся короли королей".

Известно, что Менельтарма привиделась в пророческом сне Туору, отцу Эарендиля: "Туор видел остров, и крутую гору посреди него... а над горой сияла одинокая ослепительная звезда".

ИсточникиПравить

  • Silmarillion ("Akallabeth")
  • UT (Part I, Ch.1; Part II, Ch. 1)
  • HoME V (Part I)
  • HoME IX (passim)

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики