Фэндом

Википалантир

Низвержение Нуменора

2465статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться
Drowning of numenor by mattleese87-d1rfxt7.jpg

Иллюстрация mattleese87

Низвержение Нуменора (англ. The Downfall of Numenor | вариант перевода Падение Нуменора) - событие, послужившее причиной уничтожения самого могущественного государства людей Второй Эпохи, а так же исчезновения из физического мира королевства Валар - Валинора.

В "Заметках об орэ" Толкин называет это событие вторым падением людей, а в "Фрагментах об эльфийской реинкарнации" Нуменорской катастрофой.

В "Письме 276" Толкин писал следующее:

"Нуменор — это моя личная переделка мифа об Атлантиде и/или традиции, и попытка согласовать его с моей общей мифологией. Из всех мифических или «архетипических» образов этот наиболее глубоко укоренен в моем воображении; на протяжении многих лет мне снился вновь и вновь повторяющийся сон про Атлантиду: громадная,неотвратимая волна надвигалась из Моря или накатывала на землю, порою погруженную во тьму, порою зеленую и солнечную."
В "Письме 131", Толкин делит Низвержение Нуменора ко злу на три фазы:

  • первая - добровольное повиновение Запрету Валар;
  • вторая - нарастание недовольства и мятежа нуменорцев против Запрета;
  • третья - открытый бунт нуменорцев и поклонение злу.

Фаза первая (Предыстория) Править

За помощь в Войне против Мелькора, Валар даровали людям-эдайн остров Эленна, при том, им был возвращён (как праведникам) изначальный срок жизни по замыслу Эру (200-300 лет) и неподвластность болезням. Но лишь один Запрет Валар наказали эдайн - никогда не плавать в Аман.

В 32 В. Э., эдайн переселились на остров и стали зваться дунэдайн (синд. Эдайн Запада), хотя чаще их звали нуменорцами, от названия их государства - Нуменора. Первым королём стал Элрос, сын Эарендиля Полуэльфа; лишь потомки этого рода правили Нуменорам впоследствии.

Тем людям, что жили в Средиземье, нуменорцы стали благодетелями и покровителями, многому обучая и помогая. С эльфами, в особенности Верховным королём нолдор-изнгнанников, Гиль-галадом, нуменорцы и их короли сдружились в 600 В. Э.

Многие годы после этого, Нуменор и его народ благоденствовали и их мощь возрастала. Нуменорцы любили плавать по морям и исследовать неведомые дальние земли. У них был могучий и огромный Флот, который, в 1700 В. Э. прибыл в Средиземье на помощь Гиль-галаду и разгромил войска Саурона. Последний, бежав в Мордор, затаил на нуменорцев ненависть и поклялся отомстить. Тем не менее, Саурон показываться на западе не осмеливался, так как опасался мощи нуменорцев, которые с 1800 В. Э. стали создавать в Средиземье постоянные поселения.

Фаза вторая (Восстание нуменорцев) Править

С возрастанием могущества нуменорцев, росла их жажда к более долгой жизни и недовольство запретом Валар на путешествие в Бессмертные Земли.

Уже король Тар-Минастир, который пришёл на помощь Гиль-галаду, завидовал эльфам и во времена его правления (~1700 В. Э. - 1869 В. Э. ), тоска от страха смерти пришла к нуменорцам.

Сын Минстира, Тар-Кириатан, принудил отца отдать ему власть. При его правлении, нуменорцы стали совершать грабительские рейды в Средиземье, угнетая жителей Средиземья. Сын Кириатана, Тар-Атанамир, вступивший на престол в 2029 В. Э., не слишком отличался от отца. При его правление на людей Средиземья налагалась тяжёлая дань, а нуменорцы начали разделяться на Верных (выступающих за дружбу с эльдар и повиновение Валар) и Людей Короля (большинство нуменорцев, жаждущих бессмертия). Нуменорцы стали открыто роптать против Запрета, говоря о несправедливости своей судьбы. Эти вести дошли до Манвэ и тот послал Вестников с посланием к королю Тар-Атанамиру. Они сказали, что бессмертие жителей Валинора лишь часть природы их самих, а в самой земле бессмертия для людей нет, поскольку Эру предопределили для них смерть как великий дар и спасение. Но короля, как и большинство нуменорцев, Вестники не убедили и они желали обещанное спасение от смерти сию же минуту.

Тар-Атанамир цеплялся за жизнь как мог и он был первым из королей Нуменора, что не передал скипетр и не умер добровольно; смерть забрала его, сошедшего с ума, в 2221 В. Э. Начиная с него, срок жизни последующих королей Нуменора и всех нуменорцев вообще, начал уменьшаться, что приводило их в ужас.

При правлении сына Атанамира, Тар-Анкалимона (2221 В. Э. - 2386 В. Э.), разрыв между Верными и Людьми Короля разросся сильнее, а в семьях нуменорцев перестали изучать язык эльфов, квенью (хотя короли ещё носили эльфийские имена).

Снедаемые страхом смерти, люди стали возводить богатые усыпальницы для мёртвых; весь остров загромоздили безмолвные гробницы. В то же время, учёные Нуменора пытались найти источник бессмертия, но лишь смогли изобрести искусство сохранения плоти умерших не тленной. Тем временем, большинство нуменорцев пытались насладиться жизнью так, как только можно, устраивая разгульные пиры и накапливая горы сокровищ.

Во времена правления сына Тар-Анкалимона, Тар-Телемэитэ (2386 В. Э. - 2526 В. Э.), нуменорцы пренебрегали приносить на гору Менельтарму, в святилище Эру, дары.

Нуменорцы также не поклонялись Валар, однако ещё опасались их и не смели нарушить Запрет. Вместо этого, дунэдайн стали активно завоёвывать земли в Средиземье, так как на острове им было тесно и они жаждали богатств и власти. Активнее всего, завоевания проводил король Тар-Кальмакила (2516 В. Э. - 2825 В. Э.) и он же первым (хотя и не официально) стал величать себя именем на адунаике - Ар–Бельзагар. Благодаря завоеваниям, богатство и могущество Нуменора колоссально возросли, а Саурон, затаив ненависть, отступил и вёл войны только на востоке Средиземья. Верные нуменорцы, однако, продолжали дружить с эльфами Гиль-галада и помогать ему всем, чем могли. Гавань Верных была близ устья Андуина и называлась Пеларгир.

Внук Кальмарила, правивший с 2899 В. Э. по 2962 В. Э., официально взял при восхождении на престол имя на адунаике - Ар-Адунакор, что означало "Владыка Запада" (так у нуменорцев было принято именовать лишь Валар). При его правлении, все эльфийские языки было запрещено использовать и учить, хотя Верные королевский запрет в тайне отвергли. Они теперь единственные встречали корабли эльфов с Тол-Эрессеа, которые приплывали в гавань Андуниэ изредка и тайно.

Ситуация ухудшилась при правлении правнука Адунакора, Ар-Гимильзора (3102 В. Э. - 3177 В. Э.). Он был непримиримым врагом Верных, хотя его супруга, Инзильбет, тайно была одной из Верных. Ар-Гимильзор забросил ухаживать за Белым Древом, никогда не посещал Святилище Эру, окончательно запретил использовать языки эльфов и не позволял самим эльфам приплывать на остров, карая тех дунэдайн, что водили с эльдар дружбу. Также, король повелел всем Верным переселиться на восточные берега острова, к гавани Роменна; там за Верными следили днём и ночью. Многие из Верных ещё отбывали в Средиземье, к Гиль-галаду, о чём знали короли Нуменора, но не препятствовали этому, поскольку не хотели, чтобы Верные общались с эльфами Тол-Эрессеа, которых прозвали Доносчиками Валар. Однако Манвэ и так знал обо всём, потому Валар разгневавшись, лишили всех нуменорцев своего заступничества и дружбы; более корабли с Эрессеа не приплывали.

Старший сын Ар-Гимильзора, пошёл в свою мать и отличался почтением к эльдар и Валар; второй же был сыном своего отца и именно ему, Гимильзор с радостью передал бы власть, если бы позволял закон.

Приняв Скипетр Нуменора, старший сын назвался именем на квенья Тар-Палантир; он был последним королём из числа Верных. При его правлении (3177 В. Э. - 3255 В. Э.), Люди Короля впервые не поддерживали монарха, а противостояли ему; их главой был младший брат Тар-Палантира, Гимильхад. Тар-Палантир пытался исправить ошибки своих предшественников: он вновь стал ухаживать за Белым Древом, посещать в нужное время Святилище Эру и ожидал корабли с Тол-Эрессеа. Но его раскаяние было тщетным и большая часть нуменорцев его не поддерживала.

Сыном Гимильхада был Фаразон, великий полководец, отличавшийся более жадным до богатств и власти нравом, чем его отец. Он вставал во главе воинств нуменорцев и предпринимал завоевательные компании в Средиземье, желая упрочить власть Нуменора над землями и людьми Средиземья. Когда отец Фаразона умер (3243 В. Э.), тот вернулся на остров и щедро раздавал награбленные богатства, склонив тем самым к себе сердца большинства людей. Когда в 3255 В. Э. Тар-Палантир умер, на трон по закону должна была взойти его дочь, Мириэль, но Фаразон, стремясь к власти, насильно взял её в жёны и это было против законов Нуменора (они были в слишком близком родстве). Тем не менее, народ признал узурпатора и Ар-Фаразон был внесён в перечень королей Нуменора; из них всех, не было никого могущественней и высокомерный Ар-Фаразона Золотого.

После ухода Фаразона, Саурон, ненавидевший нуменорцев, стал осаждать прибрежные крепости и величать себя владыкой всех людей, обещая скинуть дунэдайн в море и уничтожить сам Нуменор. Ар-Фаразона привело это в ярость, поскольку он жаждал в тайне безграничного могущества и единовластного правления над всеми людьми Арды. Потому Ар-Фаразон принял решения сделать Саурона своим рабом и не позволить оспаривать могущество наследника Эарендиля.

С огромным и хорошо вооружённым воинством, великая армада кораблей Ар-Фаразона явилась в Умбар.

Arrival ar pharazon in umbar by ivanalekseich-d8pp44b.jpg

Прибытие флота Ар-Фаразона в Умбар. Иллюстрация ivanalekseich

Подойдя к Мордору, Ар-Фаразон приказал Саурону сдаться и прийти к нему на поклон. Владыка Тьмы, увидев мощь воинств Нуменора и понимая, что даже самые сильные из его слуг не смогут противостоять нуменорцам, сдался, но затаил хитрость. Саурон начал вести коварные и лживые речи, принося клятвы верности Нуменору, но Ар-Фаразона это не обмануло и он решил взять Саурона в Нуменор заложником, за его слуг в Средиземье. Саурон с притворной неохотой согласился, но в тайне обрадовался, поскольку желал уничтожить своих врагов изнутри.

Ар-Фаразон.jpeg

Ар-Фаразон и Саурон. Иллюстрация ivanalekseich

Фаза третья (Падение Нуменора) Править

Прибыв в Нуменор (3262 В. Э.), Саурон был поражён его красотой, но от этого лишь сильнее исполнился гнева и зависти. При Сауроне было Единое Кольцо, о котором не знал Ар-Фаразон (эльфы, с которыми он не общался, хранили сведения о Кольцах в тайне), потому не прошло и трёх лет, как из врага и пленника, Владыка Тьмы стал главным советником короля, подчинив себе воли и умы большинства дунэдайн. Лишь Амандиль, предводитель Верных, бывший в юности другом Фаразона, не раболепствовал перед советником монаха, как это делали другие.

Своими лживыми советами, Саурон начал склонять ко злу жителей и короля Нуменора. Владыка Тьмы говорил, что Валар просто придумали Эру, чтобы так доносить до нуменорцев свои собственные желания. Но главной ложью было то, что Саурон выдал за истинного бога Мелькора, говоря, что тот сможет создать для своих слуг множество королевств в Пустоте, когда будет свободен. Запрет же — не более чем обманная уловка, подсказанная страхом и рассчитанная на то, что нуменорцы не смогут отвоевать для себя вечную жизнь и соперничать с Валар.

Тогда Ар-Фаразон стал в тайне, а затем открыто поклоняться Мелькору и его примеру последовали многие, но не Верные. Амандиль был отстранён от королевского совета, но он пользовался большим авторитетом у короля и народа, потому ни кто не смел поднять на него руку, даже Саурон. Последний же замыслил уничтожить Белое Древо, с которым, по предсказанию Тар-Палантира, была связана судьба династии королей Нуменора. Узнав об этом, внук Амандиля, Исильдур, сын Элендиля, отправился к Древу и сорвал один из плодов. Его заметила стража, но Исильдур смог прорваться через их ряды и уйти, получив множество ран и оставшись не узнанным, поскольку был переодет.

Isildur and the fruit of nimloth by mirachravaia-d5y7y2k.jpg

Иcилдур готовится украсть плод Древа. Иллюстрация MirachRavaia

Исильдур успел вовремя, поскольку после этого король уступил Саурону и дерево срубили. Древесину сожгли на алтаре в Храме Мелькора, который выстроили по приказу Саурона в Арменелосе. С тех пор, огонь в Храме не угасал, а в жертву Мелькору стали приносить Верных, отказывающихся поклоняться ему; этим, нуменорцы пытались угодить "Богу" и добиться избавления от смерти.

Sauron Numenor.jpg

Саурон приносит жертву в Храме Мелькора

Но этим зло, к которому пришли нуменорцы, не ограничивалось. Они стали враждовать друг с другом по ничтожнейшим поводам, стремясь владеть тем, что было у более высокопоставленных людей, а те, узнавая об этом, жестоко мстили. При том, нуменорцы стали умирать ещё быстрее, одряхлевая и впадая в слабоумие.

Тем не менее, дунэдайн считали это временем великого благоденствия, поскольку если счастливее они не становились, могущество и мощь их возросла. В этом, большую помощь оказал Саурон, в прошлом майа Аулэ, сохранивший способности к искусству этого народа. С его помощью, нуменорцы стали строить мощные металлические корабли, которые могли ходить без ветра и не тонуть в штиль или шторм. Также нуменорцы изготавливали оружие, которое могло с грохотом стрелять до самого горизонта.

Во всеоружии, нуменорцы приплывали теперь к берегам Средеземья не как дарители или правители, а как захватчики, отнимая добро живущих там людей, обращая их в рабство или принося в жертву на алтарях Мелькора.

Таким образом, Ар-Фаразон стал самым могучим тираном со времён Моргота, хотя на самом деле всем руководил Саурон и когда король постарел (3310 В. Э.), Владыка Тьмы сумел убедить, боящегося смерти Фаразона, атаковать Аман и завоевать бессмертие. Ар-Фаразон приказал возвести в западных гаванях великий Флот и готовиться к войне (что продолжалось следующие 9 лет).

Об этом узнал Амандиль и сказал своему сыну Элендилю, подготовить в Роммене корабли и созвать всех Верных, чтобы быть готовыми отплыть в Средиземье. Сам же Амандиль тайно отправился в Аман, просить Валар о милости к нуменорцам и избавление их от Саурона, однако неизвестно, сумел ли Амандиль совершить задуманное.

Валар знали о замысле нуменоцев и на западе, над Аманом, по вечерам поднималось грозное облако в виде орла, на крыльях которого вспыхивали молнии. Но хотя некоторые испугались, другие нуменорцы лишь ожесточились, говоря, что Валар наносят первый удар, а значит, пора им ответить.
TN-Downfall of Numenor.jpg

Иллюстрация Теда Несмита

Тогда молнии засверкали с удвоенной силой и стали ударять в людей и в купол Храма Мелькора, разбив его верхушку надвое (но сам храм устоял). Саурон же стоял на вершине храма и молнии его не тронули; с того момента нуменорцы нарекли его богом и преклонились перед его волей. В это самое время земля затряслась и на вершине горы Менельтармы заклубился дым. Но от этого, нуменорцы стали только сильнее торопиться с подготовкой флота; на западе простирался целый архипелаг из кораблей с лесом мачт.

Наконец в 3319 В. Э., как последнее предупреждение над Нуменором пролетели орлы Манвэ, а на западе поднялось багровое зарево. Тогда поднявшись на флагман своей армады, Алкарондас, Ар-Фаразон двинулся на Валинор; Саурон же остался в Нуменоре и приносил в храме жертвы.

Когда флот приблизился и окружил Тол-Эрессеа, Ар-Фаразон дрогнул и испугался, решив было отступить назад; однако страх смерти был сильнее и он ступил на берега Валинора, объявляя эту землю свей, если её ни кто не станет отстаивать.

Воинство Нуменора вошло в ущелье Калакирию и осадило Тирион, хотя он был пуст (нолдор загодя бежали оттуда).

В это время Манвэ, с горы Таникветиль, воззвал к Эру и сложил с себя полномочия Короля Арды. Илуватар же сам вмешался в историю мира и изменил Повесть; огромная пропасть разверзлась между Аманом и Нуменором, поглотив флот Нуменора. Сошедшие на берег Амана нуменорцы был похоронены в пещерах под обрушившимся стенами ущелья; там им надлежит оставаться до Конца Мира.

Сам остров Эленна и все его жителе были убиты, когда огромная волна обрушилась на них. Последней погибла королева Тар-Мириэль; она слишком поздно раскаялась и отправилась на Менельтарму в Святилище Эру.

TN-Queen Tar.jpg

Гибель Мириэль. Иллюстрация Теда Несмита

Континент Аман был сильно разрушен и затонул с западной стороны; все его жители, эльдар и Валар, лишились плоти и стали духами, живущими памятью о истинном Валиноре. Так будет продолжаться до Конца Мира и разрушения Сильмарилей, когда Два Древа возродятся. Однако уцелеть удалось кораблям Верных; они стояли на якоре в море в дали от берега и благодаря милости Валар, девять кораблей смогли уцелеть в катастрофе, пристав к берегам Средиземья.
396px-Ted Nasmith - The Ships of the Faithful.jpg

Корабли "Верных" покидают Нуменор. Иллюстрация Теда Несмита

Последствия Править

Очертания мира, в следствии катастрофы, сильно изменились. Благословенные Земли и всё, что было в них, не только оказались значительно разрушены, но и потеряли свою "благодать", поскольку она (как говорил нуменорцам Манвэ) зависела от обитателей. Без эльдар и Айнур, Аман стал обычной землёй, с такой же как и в Средиземье, флорой и фауной. Однако эльфы из Средиземья могли прибыть в Истинный Аман по Прямому пути, что было добровольном отказом от жизни и становление бесплотным духом. То же могло совершать некоторые и люди, например, Фродо, который задержался в призрачном Валиноре до момента ухода за круги мира.

В 3320 В. Э., четыре корабля Элендиля, достигли берегов Линдона, где нуменорцев встретил Гиль-галад; на севере Средиземья, Элендиль основал королевство Арнор. Сыновей Элендилая, Исильдура и Анариона, с пятью кораблями, отнесло южнее и они основали королевство Гондор, к западу от Мордора. В городе Минас Итиль, Исильдур посадил саженец от Белего Дрва Нуменора, которое уничтожил Саурон.

Последний также уцелел при Низвержении; он был майа и хотя его тело ушло в пучину вместе с островом, дух Саурона ушёл в Мордор, однако унёс с собой и Единое Кольцо. Там он создал себе новую оболочку, однако теперь, Саурон потерял способность принимать прекрасный облик.

Саурон знал, что его враги уцелели, потому начал собирать своих слуг, к которым присоединились и выжившие нуменорцы из числа бывших Людей Короля, известные теперь как Чёрные нуменорцы. В 3429 В. Э. Саурон напал на Гондор, осадил и захватил Минас Итиль (уничтожив Белое Древо, хотя его саженец Исильдур снова унёс) и осадил войска Анариона в Минас Аноре и Осгилиате.

В следующем году, Гиль-галад и Элендиль сформировали Последний Союз людей и эльфов против Саурона, что привело к Войне, в которой Саурон был низвергнут.

Основная статья: Война Последнего Союза

ИсточникиПравить

Также на Фэндоме

Случайная вики