ФЭНДОМ

Ниэнна
Nienna The Mourning Vala by moon blossom
Иллюстрация: moon blossom
Имя: Ниэнна
Титул: Аратар
Раса: Айнур
Культура: Валар
Пол: Женский
Государство: Валинор
Время жизни: До сотворения Арды - ∞
Семья: Намо — брат

Ирмо — брат

Оружие: Сила Валар
Ниэнна (англ. Nienna) — айну из Валиэр, одна из Аратар. Сестра Намо и Ирмо. Владычица жалости, горя и надежды в Арде.

Этимология Править

Биография Править

Как и другие Айнур, Ниэнна была создана Эру Илуватаром до создания всего сущего. Она была создана вместе с двумя другими Айнур, Фэантури, которые в мыслях Илуватара были братьями Ниэнны.

Jenny Dolfen - Masters of Souls

Иллюстрация: Jenny Dolfen

В Музыке Айнур Ниэнна приняла участие, вплетая в общий хор ноты печали и скорби. Прежде чем Музыка окончилась, песня Ниэнны превратилась в плач и вплелась в темы мира ещё до его возникновения.

Как и многие другие Айнур, Ниэнна пришла в созданную в ходе Музыки Арду, став подданной короля Манвэ и одной из великих Валар. В последующих войнах Манвэ с Мелькором, Ниэнна оплакивала весь вред и раны, которые нанёс Арде Мелькор.

После гибели Алмарена и Светильников, Ниэнна с другими Валар покинула Средиземье и поселилась в Валиноре. В те годы холм Эзеллохар был орошен слезами Ниэнны, прежде чем Йаванна запела свою песнь, вырастившую Древа Валинора.

Чертоги Ниэнны находились на крайнем западе Амана, неподалёку от Мандоса, и их окна глядели за пределы стен мира. Ниэнна редко приходила в Валимар, столицу Валинора где царила радость, но часто бывала в Мандосе; она утешала души находящихся там, если они взывали к ней, и обращала их скорбь в мудрость.

Те, кто внимает Ниэнне, учатся жалости, терпению и надежде. Одним из тех, кто часто приходил в чертоги Ниэнны и обучался у неё был майа Олорин, впоследствии известный как Гэндальф.

В 1169 Э. Д. у короля нолдор, Финвэ и его жены, Мириэль, родился сын - Феанор. Эру наделил ребёнка великим могуществом и Мириэль истратила всю духовную силу для его рождения. Финвэ просил помощи Манвэ и тот поручил Мириэль заботам Ирмо в Лориэне. Через год Мириэль умерла и её душа отказалась покидать Чертоги Мандоса, желая уединения и покоя. Валар были поражены, так как ранее эльфы никогда не умирали и такая смерть была неестественна.

Финвэ, однако, желал иметь больше детей и обратился за помощью к Манвэ. Тот собрал совет Валар, куда пришла среди прочих даже Ниэнна (редкая гостья в Валимаре). Манвэ призвал Валар высказаться и Аулэ считал, что смерть Мириэль естественная цена за рождение великого ребёнка; тем самым она идёт напрямую от воли Эру. Но Улмо возразил, что смерть неестественна для эльфов и привела к горю, следовательно, идёт от Искажения Мелькора. Йаванна поддержала Улмо, сказав, что слабость тела Мириэль заключается именно в Искажении, так как оно лежит на всех пробудившихся в Средиземье эльфах. Ниэнна согласилась с ней и тем, что слабость тела была связана с Искажением, однако Мириэль смогла сопротивляться ему и родить великого ребёнка. Поэтому подобное деяние лишь похвально для Мириэль и её винить нельзя. Ниэнна также заметила, что вины Финвэ тут тоже нет, так как он не понимал смерти и звал Мириэль, но когда она не вернулась, его жизнь пришла к горю. Улмо возразил, что Мириэль виновата в том, что ушла утратив надежду на исцеление и возрождение, тем самым исказив мужа и лишив воспитания сына. Улмо также обвинил Финвэ в утрате надежды на возвращение супруги и потери любви, так как он считал своё горе большим, нежели горе Мириэль. Улмо настаивал, что данное событие должно было научить Финвэ терпению и тогда Мириэль вернулась бы, что бы они вмести воспитали великого сына как должно. Но Финвэ торопился и постоянно тревожил Мириэль, потому та ожесточилась, а теперь может из-за супруга ещё и остаться навсегда в Мандосе. Тут вмешалась Вайрэ, сказав, что такова возможно природа Детей, так как Финвэ точно знает, что его супруга не вернётся.

Манвэ подвёл итог, согласившись с Улмо и Йаванной, но не согласившись с Вайрэ (природа Детей сокрыта от Валар). Он также сказал, что у Валар ныне два пути: либо разрешить Финвэ жениться вновь, что породит зло от Искажения; либо бороться с Искажением и надеяться на возвращение Мириэль. Манвэ дал последнее слово Мандосу и тот настоял (предвидя будущее), чтобы Финвэ даровали разрешение жениться вторично, так как от детей Индис придёт Эарендиль и более блага, нежели зла. Тогда Манвэ провозгласил "Статут Финвэ и Мириэль" и их брак был расторгнут по обоюдному согласию, а Финвэ женился на Индис из ваниар. Феанор не любил детей Индис ещё до рождения, так как знал, что из-за них его мать теперь никогда не вернётся.

Ниэнна вскоре пришла к Манвэ и просила воскресить Мириэль, так как независимо от искажения, которое пришло с эльфами в Валинор, в королевство Валар не пришли тлен и разложение: тело Мириэль было готово принять душу, если она вернётся. Мандос воспротивился, сказав, что в этом случае Статут будет нарушен и Индис испытает лишения, так как супруг покинет её. Несмотря на непреклонность Мандоса, Ниэнна стояла на своём, считая что Статут не будет нарушен, если Мириэль навсегда останется в чертогах Вайрэ и не вернётся к нолдор.

В 1400 Э. Д. Ниэнна выступала за освобождение Мелькора, когда окончился срок его заточения в Мандосе. Она не углядела в нём зла, как и многие другие Валар, в том числе Манвэ. Мелькор обманул своих собратьев и с помощью свой союзницы, Унголиант, уничтожил Древа Валинора. После этого, Ниэнна слезами смыла со стволов Древ яд Унголиант и оплакала их. Вместе с Йаванной, Ниэнна пыталась исцелить Древа, но все попытки были тщетны. Итогом было создания двух последних плодов Древ, ставших Солнцем и Луной.

Of sun and moon by robleskazeppelin-d6w3uvb

Ниэнна и Йаванна. Иллюстрация robleskazeppelin

После уничтожения Древ, Мелькор убил Финвэ и он встретился с Мириэль в Чертогах Мандоса. Выслушав всё новости о происшедшем в мире, Мириэль решила вернуться и Финвэ согласился остаться в Мандосе, чтобы не нарушить Статут. Когда Ниэнна вновь обратилась к Мандосу с просьбой за Мириэль, он согласился и она воскресла, но не вернулась к нолдор и добровольно ушла к Вайрэ.

Другие версии ЛегендариумаПравить

Имя Править

В "Книге Утраченных Сказаний" приведены имена Ниэнны:

  • Хескиль (от корня hese – "зима")
  • Квалмэ-Тари ("Госпожа смерти")
  • Нури (от корня nuru – "жаловаться")

Ее имя Фуи, по-видимому, означает "мгла, ночь".

Книга Утраченных Сказаний Править

В "Книге Утраченных Сказаний" характеристика Ниэнны значительно отличается от приведенной в "Сильмариллионе". Здесь она носит имя Фуи Ниэнна; она не сестра, но жена Мандоса. Жилище Мандоса и Ниэнны находится к северу от Валимара и в отдалении от него, поскольку они не могут выносить его красоту, блеск и радость. Их чертоги очень обширны, темны и полны эха. Зал Фуи Ниэнны в Мандосе, также называемый Фуи – огромен и темен, перед ее черным креслом жаровня с единственным углем; крыша зала - из крыльев летучих мышей, стены и колонны из базальта. Туда приходят люди, и Ниэнна определяет их посмертную судьбу. Ниэнна плетет темные облака, которые посылает по миру – они несут отчаяние, скорбь и слепое горе.

Когда Валар решали, звать ли эльфов в Валинор, Ниэнна равнодушно отнеслась к спору, потому что была холодна к эльдар, как и ко всему прочему на свете.

Когда было создано Солнце, Ниэнна, как и Мандос, разгневалась на Аулэ и Йаванну за то, что в мире стало слишком много света.

Вместе с Мандосом создала Квалванда (Qualvanda), Путь Смерти, ведущий из Средиземья в Мандос – им приходят в Мандос души умерших.

В последующих текстах характеристика Ниэнны становится близкой к "Сильмариллиону", однако вплоть до "Анналов Валинора" она остается женой Мандоса; кроме того, начиная с этого текста и вплоть до "Анналов Амана", Ниэнна является сестрой Манвэ и Мелькора (и ее просьба о его освобождении приписывается их родству). В материалах к "Квента Сильмариллион", впервые появляется идея родства Ниэнны и Намо, и несколько позже – также и Ирмо.

Галерея Править

ИсточникиПравить