ФЭНДОМ

Нолдор
Noldor-noldor(demo)-20131212064546
Места обитания Аман, Средиземье
Лидеры Тата, Финвэ, Феанор, Финголфин, Финарфин, Маэдрос, Фингон, Финрод, Маглор, Тургон, Ородрет, Келегорм, Ангрод, Куруфин, Аэгнор, Карантир, Келебримбор, Гиль-галад, Элронд
Государства Эльдамар, Хитлум,

Предел Маэдроса, Химлад, Дор Карантир, Дор-ломин, Невраст, Гондолин, Земля Маглора, Дортонион, Нарготронд, Линдон, Эрегион

Официальный язык Квенья, синдарин
Продолжительность жизни Равна сроку существования Арды

Нóлдор (англ. Noldor | ед. ч. нóлдо (noldo)) — род эльфов Арды, более всех одарённый в плане интеллекта и созидательного искусства. Из-за своего изначального знания о настоящем и прошедшем, их называли нолдор - "Мудрые". До разделения у Куивиэнэна, нолдор принадлежали к племени Татьяр.

Нолдор являлись самым любимым гномами племенем эльфов. В разные эпохи мира, нолдор прославили себя как великие враги двух Властелинов Тьмы: Моргота и Саурона. О их деяниях и подвигах поются песни даже в самых поздних Эпохах Мира (и будут воспеваться до самого его Конца).

История нолдор и их войны, является ключевой для Легендариума Дж. Р. Р. Толкина. Она присутствовала ещё в "Книге Утраченных Сказаний" и формировала завязку всех последующих историй, изложенных в "Хоббите" и "Властелине Колец". В ранних текстах о мире Арды, нолдор именовались нолдоли (noldoli) или номы (gnomes).

Описание Править

Изначально их было больше, чем Ваниар, но меньше, чем Тэлери. В Амане нолдор многому научились у Аулэ и Йаванны, став искуснейшими среди эльфов и единственными из них, кто занимался изучением языков (у нолдор была школа лингвистики - Ламбенголмор). Так же они занимались вышивкой, кулинарией, охотой, рисованием и ваянием. Нолдор более всего нравилось золото и работа с ним. Строили они из камня, в особенности любили возводить высокие башни; также нолдор любили горные склоны и открытые равнины. Они самыми первыми научились добывать и обрабатывать драгоценные камни, создавая великие и уникальные творения. Нолдор отличались пытливым умом, стремясь получить больше знаний и умений; во многом они вскоре превзошли учителей. Нолдор превзошли все народы в кузнечном мастерстве, и лишь в закалке стали они уступали гномам. Нолдор всегда тянуло к познанию нового в техническом и интеллектуальном планах; в этом была их главная уязвимость для лжи Врага, которая позднее привела к "Падению нолдор".

Нолдор были могущественными эльфами и приводили врагов в ужас своей яростью. Их характерными чертами были: высокомерие, упрямство, своеволие, свободолюбие, порывистость и бесстрашие. Подобно величайшему из своего рода, Феанору, мудрецы и учёные нолдор были доблестными воинами, вождями или королями, потому не стали бы жертвами в случае войны.
Feanor by choistar - jggy4

Феанор. Иллюстрация choistar

Статью и телосложением нолдор превосходили телери, отличаясь большей силой и стойкостью. По большей части нолдор были высокими: мужчины - ок. 198 см. и выше; женщины - не ниже ок. 183 см. Почти все нолдор были темноволосыми, хотя находились и исключения: в роду Махтана передавался редкий для нолдор цвет — рыже-каштановый; у Мириэль волосы были серебристые. Благодаря смешанным бракам, золотые волосы ванияр временами появлялись и среди нолдор (как в случае Дома Финарфина или Идрили). Также у нолдор были серые или серо-голубые (как в случае с Финвэ), глаза. У тех нолдор, что рождались или жили в Амане, глаза были неестественно яркими (в гневе они горели как звёзды). Из-за этого, вернувшихся в Средиземье нолдор называли "огненноглазыми". Как и прочие эльфы, нолдор были светлокожими.

Эпоха Древ Править

Поход в Аман Править

Нолдор произошли от племени Татьяр (Вторые), которых возглавлял эльф-отец Тата. Число татьяр – из первых 144 пробудившихся эльфов – составляло 56 эльфов.

Основная статья: Пробуждение эльфов

Когда Оромэ у Куивиэнен призвал с собой трёх послов от трёх народов, от вождей-татьяр вызвался Финвэ, который позже стал Верховным королём нолдор. После возвращения из Валинора, Финвэ рассказал о красоте и величии Амана, убедив половину своего народа двинуться в Поход. Другая же половина татьяр осталась у озера, став авари; тогда произошло Разделение эльфов. Та половина, что отправилась в Валинор, прозывалась нолдор.

Нолдор шли вслед за племенем ваниар, а позади них шли тэлери, хотя и весьма неохотно. Ваниар и нолдор не задерживались: они обошли море Хэлкар, переправились через реку Андуин, перешли Мглистые горы, затем Синие горы и пришли в Белерианд. После продолжительной задержки, из-за страха перед морем, оба племени переправились в на континент Аман.

Основная статья: Великий поход

Приплыв в Аман, нолдор вместе с ваниар возвели в ущелье гор Пелори, Калакирии, холм Туну, а на нём город Тирион. Нолдор сразу полюбили Аулэ и его супругу Йаванну, многому обучились у них, и стали кузнецами и ремесленниками. Вскоре нолдор превзошли своих учителей, так как их тяга к знанию была неутолима.

Тирион на Туне

Тирион - город нолдор в Амане. Иллюстрация Теда Несмита

Ваниар вскоре покинули Тирион, переселившись в Валимар и на гору Таниквэтиль, так что в Тирионе остались лишь нолдор. После прибытия к берегам Амана запоздавших тэлери, нолдор с радостью приветствовали их, выстроив для родичей-моряков город на берегу моря - Альквалондэ. Впоследствии нолдор более общались с тэлери, нежели с ваниар. Когда нолдор научились создавать драгоценные камни, они щедро делились с тэлери и те усыпали ими свои берега. Нолдор также пытались научаться строить корабли, но даже в случае успеха, их суда шли ко дну.

Дом Финвэ Править

Finwe

Герб Дома Финвэ

Вскоре у короля нолдор Финвэ и его жены, Мириэль Тэриндэ, родился сын - Феанор, могущественнейший из всех Детей Илуватара. Однако из-за Искажения Арды, все жизненные силы Мириэль потребовались для рождения такого сына и через год королева умерла. Финвэ сильно горевал, однако ему хотелось иметь ещё детей, потому, с особого позволения Валар, их брак с Мириэль был расторгнут. Вскоре Финвэ взял в жёны Индис, из ваниар, и у него родились ещё двое сыновей: старший Финголфин, и младший - Финарфин.

У Феанора было семь сыновей: Маэдрос, Маглор, Келегорм, Карантир, Куруфин, Амрас и Амрод.

Feanor (1)
Основная статья: Дом Феанора

У Финголфина было трое сыновей: Фингон, Тургон и Аргон; а так же дочь, Аредель.

Fingon
Основная статья: Дом Финголфина

У Финарфина также было трое сыновей: Финрод, Ангрод и Аэгнор; а так же дочь, Галадриэль.

Finarfin
Основная статья: Дом Финарфина

Феанор не любил вторую семью отца, поскольку теперь его мать не могла вернуться к жизни, если бы её духовные силы восстановились.

Смута Нолдор Править

Когда Валар освободили Мелькора, он пришёл обучать нолдор, однако не с добрыми намерениями, а желая настроить их ложью против Валар. Вскоре после этого, Феанор создал великое сокровище, нерушимые камни Сильмарили, в которых заключался свет Древ и судьбы мира. Мелькор пожелал их украсть и для осуществления плана, стал распространять лживые слухи и клевету среди нолдор, воздействуя на недолюбливающих друг друга Феанора и Финголфина. Так Мелькор сумел разжечь междоусобицу в Доме Финвэ и восстание нолдор против Валар; тогда же нолдор научились у Мелькора делать оружие и доспехи. Закончилось всё тем, что Финголфин тайно попытался настроить Финвэ против Феанора, но тот поймал брата на этом и в гневе пригрозил убить, если тот предпримет ещё что-либо подобное. За это Валар изгнали Феанора из Тириона; Финвэ, сыновья Феанора и некоторые нолдор ушли из города вместе с ним. Они построили на севере Амана крепость, Форменос, где хранились Сильмарили.

KVJVr2zMv7g

Форменос - крепость нолдор в Амане. Иллюстрация LuisFBejarano

Бунт Нолдор и поход в Средиземье Править

Во время великого пира, на котором Манвэ хотел примирить Феанора и Финголфина, Унголиант уничтожили Древа и на Аман пала тьма. После этого Мелькор (отныне Моргот), сговорившийся с Унголиант, пришёл в Форменос и убив там Финвэ, украл Сильмарили. Ускользнув от погони Валар, Моргот сбежал в Средиземье, а Феанор восстал против Валар, считая их всех возможными врагами эльфов (каковым себя обнаружил Мелькор). Феанор собрал весь свой народ в Тирионе и произнёс пламенную речь, призвав нолдор отправится мстить за Финвэ и вернуть Сильмарили, чтобы в их свете обрести потерянное благоденствие, в свободных от влияния Валар землях Средиземья. Феанор намеревался не допустить, чтобы люди заселили всё Средиземье и тем вытеснили оттуда эльфов.

Основная статья: Исход Нолдор

Почти все нолдор поддержали бунт и отправились в поход, хотя Валар запретили его, предрекая неудачный итог войны без их, Владык Валинора, помощи. Нолдор отвергли власть Валар, считая их врагами и лжецами, но многие взбунтовались уже против Феанора, ставшего после начала похода Верховным королём над нолдор (теми, что отправились в Исход). Возглавивший бунтовщиков Финголфин, потребовал корону, так как его приспешников было больше чем тех, кто остался верен Феанору. По этой причине нолдор оказались разобщены, и выступили в Исход двумя воинствами, однако на пути лежало море и потребовались корабли. Феанор отправился на переговоры с тэлери, однако, несмотря на долгие убеждения, те не желали как-либо помогать бунтовщикам против Валар. Нолдор попытались украсть суда, но тэлери дали отпор и многие нолдор были сброшены в море. Тогда обнажились мечи и произошла братоубийственная Битва в Альквалондэ, в итоге которой нолдор Феанора и Финголфина одолели тэлери и украли их Флот. На дальнейшем пути многих нолдор утопила майа Уинен, а от выживших Валар оградили Аман. Они приказали нолдор вернуться на суд и в случае неподчинения, Предсказали поражение, предательства, гибель и заточение, после неё, в Чертогах Мандоса за греховное братоубийство.

Alqualonde

Битва между нолдор и тэлери. Иллюстрация Теда Несмита

Хотя Финарфин с многими нолдор своего Дома вернулся и получил прощение Валар за бунт (он стал королём нолдор в Амане), большинство нолдор пророчество не остановило и они продолжили путь. Также ушли и дети Финарфина, что не желали бросать родичей из Дома Финголфина. Когда же два воинства добрались до Арамана, обнаружилась нехватка судов, а поочерёдными группами нолдор опасались переправляться из-за междоусобной вражды. В это время нолдор, что были верны Финголфину, возвёл на Феанора хулу, а сам Финголфин открыто самопровозгласил себя Верховным королём. Всё это разгневало Феанора и увидев удобную возможность, он бросил бунтовщиков. С оставшимися верными подданными он переправился в Средиземье, где сжёг все корабли, чтобы даже один не был предательски послан назад.

Losgar-TedNesmith-32

Сожжение кораблей в Лосгаре. Иллюстрация Теда Несмита

Финголфин со своим народом не повернул назад, в Аман, как рассчитывал Феанор. Они двинулись по льдам Хэлкараксэ, которые до этого времени считались непреодолимыми и гибельными. В тех льдах погибло много нолдор из народа Финголфина, но они проявили великую стойкость и смогли преодолеть льды, придя в Белерианд. С их приходом началась Первая Эпоха. Всех ушедших в Средиземье против воли Валар нолдор, впоследствии, называли Изгнанниками.
TN-Fingolfin Leads the Host Across the Helcaraxe

Переход через Хелкараксэ. Иллюстрация Теда Несмита

Первая Эпоха Править

Валар, как и обещали, не помогали нолдор и огородили Аман так, что туда невозможно было добраться. Более всего на нолдор обиделся Аулэ, даже на тех, что отказались от Исхода и вернулись. Тем не менее Улмо, что любил нолдор более прохладно, оказался милосерднее к ним и их ошибкам. Он не помогал в открытую, однако часто давал мудрые советы потомкам Финвэ из Домов Финголфина и Финарфина. Также не желал оставлять нолдор Манвэ; его Орлы время от времени приходили на помощь нолдор (хотя не участвовали открыто).

Как к тому нолдор и стремились, они основали в Средиземье свои королевства. Дом Феанора основался на востоке Белерианда, в Пределе Маэдроса, Химладе, Земле Маглора и Таргелионе. Дом Финголфина основался на западе, в Хитлуме и Неврасте, но население последнего позднее ушло в тайный город-королевство Гондолин (см. Гондолиндрим). Дом Финарфина основался на острове Тол Сирион и в Дортонионе (север Белерианда), однако большинство поселилось в городе-королевстве Нарготронде (юго-запад).

В Белерианде, ещё до возвращения нолдор, правил Тингол, король эльфов из племени тэлери не ушедших в Аман (их нолдор назвали синдар). Он холодно встретил нолдор, а когда узнал о убийстве его родичей в Альквалондэ, открыто стал враждебен к Дому Феанору и всем его друзьям. Он также запретил синдар говорить на квенья, и потому, для удобства общения, нолдор также перешли на синдарин.

Более недружелюбны к нолдор оказались авари, из числа принадлежавших когда-то к роду татьяр. Они ненавидели своих мудрых собратьев и завидовали их талантам. К тому же, авари возмущало высокомерие нолдор.

Тингол не принимал участия в войне, хотя его вассал, правитель фалатрим и друг Дома Финарфина, Кирдан, часто приходил на помощь нолдор. Тем не менее, даже без помощи синдар нолдор в начале преуспевали и громили войска Моргота, взяв Ангбанд в Осаду почти на 400 лет.

Основная статья: Великая война

Во время осады, с востока в Белерианд пришли люди-эдайн, которых приветливо встретил Финрод, старший сын Финарфина. Эдайн многому обучились у нолдор и в итоге стали могучими союзниками в войне против Моргота. В то время на востоке, четвёртый сын Феанора, Карантир, создал торгово-военный союз с гномами Ногрода и Белегоста. Позднее он и его старшие братья, Маэдрос и Маглор, заключили союз с людьми-истерлингами.

Несмотря на могучих союзников, нолдор вскоре стали проигрывать Морготу. В войне погибли Феанор, Финголфин, Фингон и Тургон - Верховные Короли нолдор-изгнанников. Сами нолдор, под конец войны, оказались на голову разбиты и многие попали в рабство к Морготу. Ключевую роль в войне сыграли истерлинги, которые предали Дом Феанора, благодаря чему Моргот одержал сокрушительную победу над эльфами, людьми и гномами.

Когда эльдар и люди уже не могли сдерживать натиск Моргота, Эарендилю Полуэльфу, внуку Тургона, удалось доплыть до Валинора и выпросить помощь Валар, а также прощение для нолдор. Тогда Валар начали Войну Гнева, послав войско, где были и ваниар, и нолдор Амана (последние под предводительством Финарфина). Моргот был повержен, Белерианд разрушен и затоплен, а Сильмарили до Конца Мира исчезли. Большинство выживших нолдор уплыли по призыву Валар, обосновавшись на Тол Эрессеа. Но некоторые остались и обосновались в Средиземье, которое любили. Эта часть нолдор, видимо, была в большинстве своём последователями Дома Феанора, поскольку эти нолдор решительнее всех уходя в Исход, в последствии, никогда не тосковали по Аману и не называли его Мэламаримма (Наш Дом).

Вторая Эпоха Править

Большинство оставшихся в Средиземье нолдор жили в Линдоне, во главе с Гиль-галадом, Верховным Королём нолдор-изгнанников. Позднее некоторые переселились в Эриадор и основали королевство Эрегион, где стал править Келебримбор, внук Феанора. Келебримбор и его народ построили город Ост-ин-Эдиль и создали общество Гвайт-и-Мирдайн (Народ Златокузнецов).

500px-Ost-in-Edhil

Ост-ин-Эдиль - крепость нолдор во Вторую Эпоху. Иллюстрация LuisFBejarano

Нолдор Эрегиона подружились с гномами Мории, и их крепкая дружба была полезна обоим народам: нолдор украсили Морию, а гномы укрепили Эрегион, сделав его гораздо мощнее. В 1200 В. Э. к эльфам пришёл Саурон, назвавшись посланцем Валар Аннатаром, и сказав, что желает помочь нолдор украсить Средиземье и сделать его подобным Валинору. Гиль-галад не поверил Саурону и не позволили ему войти в Линдон, но Келебримбор с Гвай-и-Мирдайн впустили Саурона в Эрегион, желая учиться у него и так улучшить свое мастерство. С помощью Саурона, нолдор создали Кольца Власти, а Келебримбор лично Три Кольца эльфов. Эти кольца могли задерживать изменения окружающего мира и тем продлевать благоденствие эльфов в Средиземье.

Саурон обманул нолдор и создал Единое Кольцо, желая контролировать эльфов, людей и гномов. Узнавший о том Келебримбор выступил против Саурона и Владыка Тьмы начал Войну, двинув свои орды на Эрегион. Келебримбор защищал королевство и лично сражался с Сауроном, но проиграл и был взят в плен, а позднее убит.

Fall of Eregion by abepapakhian

Падение Ост-ин-Эдиля (Бой Келебримбора и Саурона). Иллюстрация abepapakhian

Основная статья: Война эльфов и Саурона

Те дни войны с Сауроном были названы эльфами Днями Бегства, поскольку тогда многие эльдар (среди них и нолдор) покинули Средиземье. Многие нолдор Эрегиона, бежав через Морию, поселились среди эльфов Лориэна. В тоже время родичь Гиль-галада, Элронд, что был послан на помощь Келебримбору, оказался осаждён Сауроном в крепосте Имладрис.

Разорив Эрегион, Саурон двинулся на Линдон и чуть его не захватил, но ему помешало войско Нуменора. В союзе с эльфами, нуменорцы уничтожили орды Саурона, сам же Владыка Тьмы еле успел сбежать.

Gilgalad

Гиль-галад - последний Верховный Король нолдор-изгнанников. (Кинотрилогия "Властелин Колец")

По прошествии почти двух сотен лет, после Низвержения Нуменора (3430 В. Э.), Саурон вновь пошёл войной на людей и эльфов. Тогда Гиль-галад и Верховный король дунэдайнЭлендиль, заключили Последний Союз людей и эльфов против Саурона, собравшего огромные силы. Столь прекрасного и могучего войска не собиралось с тех времен, когда воинство Валар повергло Моргота.

Основная статья: Война Последнего Союза

В войне были разгромлены все войска Саурона и сам он был развоплощён, но Гиль-галад и Элендиль погибли в поединке с Владыкой Тьмы. Эльфы понесли огромнейшие потери и с тех пор отдалились от людей.

С помощью Колец Келебримбора, эльфы Имладриса и Лотлориэна не испытывали печаль от изменяющегося мира, но и радость он им более не приносил. К тому же, поскольку сила Колец зависела от Кольца Саурона, она рано или поздно иссякла бы (с уничтожением Единого Кольца). В начавшейся после падения Саурона Третьей Эпохе, многие эльфы бежали из Средиземья на Тол-Эрессеа. Остатками нолдор правили Элронд в Имладрисе, и Келеборн с Галадриэль, ставшие хранителями Лотлориэна и смешанного народа галадрим.

В Четвёртой Эпохе, после уничтожения Единого Кольца, последние из известных нолдор-изгнанников покинули Средиземье, отправившись по Прямому Пути на Тол Эрессеа.

Этимология Править

Нолдор (Noldor) - означало «Мудрые» - «те, кто имеет большие познания и острый ум». Весьма вероятно, это имя старше, чем "Vanyar", быть может, оно появилось еще до начала Похода. Эльфы второго клана получили его от других и признали сами; позднее все эльдар этого клана во все времена употребляли его как главное и должное имя. Формы этого имени в разных языках - Q Ñoldo, T Goldo, S Golodh (Ngolodh) - позволяют установить первоначальное *ñgolodō из PQ, производное от корня *NGOL «знание, мудрость». Этот корень проявляется также в Q ňóle «основательное изучение (какого-либо предмета)», iňgole «Знание», ingolmo «лормастер». В тэлерине слова góle, engole имели то же значение, что и в квенья, но относились чаще всего к особому «знанию», которым располагали нолдор. В синдарине слово gûl, эквивалент квенийского ňóle, вызывало не столь лестные ассоциации. Обычно оно относилось к тайному знанию, особенно к познаниям искусников, творивших чудесные вещи; оно приобрело весьма мрачный оттенок, потому что постоянно использовалось в составном слове morgul, «черное искусство», означавшем полные опасностей или лжи знания и искусства, происходящие от Моргота. Те из числа синдар, кто не испытывал к нолдор дружественных чувств, объясняли их превосходство в науках и искусствах обучением у Мелькора-Моргота. Это была ложь, которая, в конечном счете, сама исходила от Моргота, хотя она и заключала в себе долю правды (без того редко обходились речи лжеца). Однако великие изобретения нолдор не происходили от Мелькора, поскольку Феанор никогда не вел с ним дел в Амане и был его величайшим врагом.

Другие названия –– Глубокомудрые Эльфы, Мудрецы, Мудрые, Золотые, Отважные, Эльфы Меча, Эльфы Земли, Враги Мелькора, Искусные, Любящие Самоцветы, Творцы Самоцветов, Товарищи Людей, Следующие за Финвэ, Спутники Таты.

В ранних текстах о мире Арды, нолдор именовались нолдоли (noldoli) или номы (gnomes). В письме от 1973 года, Толкин отнёс слово "ном" (gnome) к Парацельсу, который в 16 веке использовал латинское слово gnomus в своём трактате. Слово происходит от genomos, "обитатели земли". Оно сходно с греческим γνώσις (нозис) - "знание", и потому Толкин использовал его для имени мудрого клана эльфов (квенийское Ñoldo - "мудрый"). Также людское слово nóm означает "мудрость".

Галерея Править