ФЭНДОМ

! Неканон!
!

«Последний кольценосец» — роман российского писателя и учёного Кирилла Еськова, представляющий собой альтернативное описание Войны Кольца и последовавших событий с точки зрения мордорской стороны.

Отличия мира романа от толкиновской Арды.Править

При написании романа Еськов в значительной степени отошёл от толкиновского канона. Так, орки и тролли Средиземья у Еськова — отнюдь не иные расы, созданые Морготом, а всего лишь человеческие народы (кочевники степей и пустынь (орки, в книге - орокуэны) и горцы (тролли); их описание в «Алой книге», на которой базировалась «литературная обработка эпоса», то есть «Властелин Колец» — всего лишь следствие пропаганды победителей, желавших демонизировать противника. Хоббиты у Еськова не упоминаются (хотя Шир и существует), по косвенным обмолвкам персонажей можно сделать вывод о том, что они не существуют.

Радикально пересмотрено соотношение Средиземья и Валинора: у Еськова Арда разделена на мир «физический» (Средиземье, где, однако, действуют некоторые законы магии) и мир «магический» (Валинор, где, однако, существуют закономерности, напоминающие законы физики). Связь между двумя мирами может осуществляться с помощью возникших (а не изготовленных) в Валиноре артефактов — палантиров и Зеркала. Маги, в свою очередь — не майар, посланные в Средиземье, а люди, способные, пусть ненадолго, побывать в Валиноре. Эльфы, в свою очередь — коренные обитатели магического мира, способные, однако, жить и в мире физическом, не теряя большинства способностей. Сам Саурон из мятежного майа превратился лишь в короля Мордора, при этом — восьмого, носящего это имя.

Так же радикально расширено и само Средиземье: у Еськова упоминаются страны на дальнем востоке (в частности, оттуда идёт боевое искусство шпионов и убийц «ниньокве» (легко догадаться, что это ироническое переосмысление историй о ниндзя). Описана совсем другая история Харада: у Еськова это государство, созданное вождём Фасимбой, боровшимся против работорговцев из Кханда (опять-таки переосмысление истории вождя зулусов Чаки). В борьбе Фасимбу поддержал Мордор, желая сдержать аппетиты набирающего силу Кханда, и в итоге Харад стал мощным союзником Мордора, после уничтожения своих «северных друзей» начавшим экспансию на север, и лишь неимоверными усилиями гондорской тайной дипломатии и разведки удалось развалить Харадскую империю:

«... в коей не было ни письменности, ни градостроительства, но зато с избытком хватало ритуального каннибализма, мрачной черной магии и охоты на колдунов...»
—К. Еськов "Последний Кольценосец"

Сюжет романаПравить

Вся история Арды полна борьбой между двумя тайными магическими организациями: Белым Советом, желавшим превратить Средиземье в копию Валинора, и Орденом назгул, стремящимся защитить развивающиеся общества и естественно-научный прогресс. И очередной этап их борьбы начался, когда изменения климата и продвижение пустынь начали губить мордорское сельское хозяйство.

Мордор, озабоченный продовольственной проблемой, предпринял грандиозные ирригационные работы для орошения земель, далёких от озера Нурнон. Однако из-за ошибки в расчётах вода поливных каналов соприкоснулось с зеркалом сильно засолённых грунтовых вод, и началось стремительное превращение полей Горгоратского оазиса в безжизненные солончаки. Мордор, самое научно-технически развитое государство Средиземья, попытался выжить за счёт торговли продукцией своих мануфактур и металлургических заводов и преуспел в этом. Однако в итоге государство оказалось привязанным к Итилиену, через который проходили караванные тропы, по которым доставлялось продовольствие из Харада и Кханда. И маг Гэндальф решает воспользоваться этой уязвимостью для «окончательного решения мордорского вопроса». Для этого он планирует привлечь на свою сторону эльфов (до того изолированно проживавших на дальнем западе и в глубинах лесов) и передать им контроль над Зеркалом.

Глава Белого Совета Саруман сначала пытается образумить и переубедить коллег-магов, но затем складывает с себя полномочия главы Совета и переходит к прямому противодействию планам Гэндальфа. Он формирует в Ортанке армию, посылает к королю Рохана Теодену консула Гриму, открывает правителю Гондора Денетору II тайну использования палантира. Трёхсторонняя связь Сарумана, Денетора и Саурона VIII, короля Мордора, на время смягчает обстановку. Эомер, племянник Теодена и главный сторонник войны с Мордором и Изенгардом, с помощью интриг Гримы отстранён от всякой власти и находится в опале.

Назгул в свою очередь пытаются расколоть гондоро-роханский союз с помощью "Кольца Всевластия": они распускают слухи о том, что некое кольцо даёт власть над Средиземьем и забрасывают в мир фальшивое кольцо. Попытка отчасти удаётся: сын Денетора Боромир, лидер "партии войны", отправляется на север, где вскоре при невыясненных обстоятельствах погибает.

Однако Гэндальф продолжает свою игру: он дискредитирует Гриму и сообщает опальному Эомеру о переброске войск из Мордора в Изенгард (король Саурон надеялся, что ударная группировка в тылу Рохана, способная за пять дней дойти до столицы, заставит, в случае войны, рохиррим ограничиться только обороной). Эомер самовольно поднимает войска, перехватывает на марше и уничтожает три элитных полка мордорской армии. Король Теоден, вынужденный теперь поддержать "партию войны", прощает его и объявляет войну Изенгарду. Однако несмотря на численное превосходство, взять Ортханк не удаётся, и тогда союзники-эльфы просто разрушают плотины в горах и топят город-крепость вместе с гарнизоном и населением. Гэндальф наконец понимает, что эльфы видят в людях не равноправных партнёров, а лишь подчинённых.

Тем временем в Итилиене сразу несколько караванов с продовольствием уничтожается отрядами воинов в гондорской форме, но говорящими с акцентом северян-арнорцев. Мордор немедленно вводит войска на прежде демилитаризованную территорию Итилиена. Начинается война.

Первоначально конфликт был вялотекущим: мордорская армия захватила переправы у Осгилиата, но не делала попыток прорваться дальше в Гондор. В свою очередь гондорцы, тоже не заинтересованные в войне, ограничивались в основном лишь вызовом бойцов противника на поединок. Некоторое "оживление" вносили лишь диверсионные отряды северян-дунэдайн, "перерезающие коммуникации противника" (в смысле - занимающиеся грабежом в мордорском тылу). Но после падения Изенгарда Мордор обнаружил, что в одиночку остался против трёхкратно превосходящего по силам гондорско-роханского союза, и решил закончить войну как можно быстрее, "блицкригом" разбив поодиночке силы Гондора, Рохана и эльфов и заключить «мир в обмен на земли», оставив за собой Итилиен. Сковав отвлекающим ударом на Лориен основные силы эльфов, мордорская Южная армия начала наступать на Минас-Тирит. Застав врасплох гондорцев, Южная армия осадила не готовый к обороне город. Поэтому, когда король Саурон связался с Денетором через палантир и предложил немедленный мир в обмен на право мордорских войск находиться в Итилиене, правитель немедленно согласился.

Однако на следующий день вместо Денетора к палантиру подошёл некий Митрандир, военный комендант Минас-Тирита, который сообщил, что правитель тяжко болен, его старший сын Боромир убит несколько месяцев назад, а младший Фарамир ранен в бою, поэтому подписывать мир пока некому. Мордорцы соглашаются подождать... но дожидаются лишь подхода роханской тяжёлой кавалерии и контратаки гондорской армии. Битва на Пелленорских полях окончилась полным поражением Мордора (не без помощи авантюриста-дунадан Арагорна и его отряда оживших мертвецов, пробуждённых заклятием и высадившихся в тылу мордорцев с кораблей).

Арагорн, пользуясь смертью Денетора и тяжёлой раной Фарамира, принимает командование объединённой армией Закатной коалиции, громит при Моранноне последнюю мордорскую группировку; Король Саурон, бившийся в конном строю своей лейб-гвардии, погибает. Войска Коалиции входят в Мордор. Начинается резня и тотальное уничтожение всего культурного и научного наследия.

Тем временем двое уцелевших мордорских солдат, сержант Кирит-Унгольского егерского полка орк (орокуэн) Цэрлэг и военлекарь (в прошлом – видный, хотя и молодой учёный-биолог Барад-Дурского университета) Халаддин пробираются через пустыню домой. В урочище Тэшгол они находят вырезанное до последнего человека стойбище небольшого оркского племени – и, неожиданно, живого гондорца, лейтенанта Тангорна: он пытался помешать отряду наёмников-вастаков под командованием эльфа Элоара убивать безоружных мирных жителей, и за это был закопан своими же по шею в песок. В благодарность за своё спасение Тангорн помогает Цэрлэгу и Халаддину перебить отряд наёмников во время ночной стоянки. Большая часть вастаков и сам Элоар погибают, Тангорну, Цэрлэгу и Халаддину удаётся скрыться, спастись от прочёсывающих местность наёмников (из-за хитрости Цэрлэга те считали, что эльф жив, и искали в первую очередь его, а не "партизан-орков") и уйти из пустыни в предгорья.

Во время одной из ночёвок к Халаддину является Шарья-Рана – один из назгул, последний из оставшихся. Он рассказывает ему об истинных причинах войны, передаёт информацию о мордорской разведывательной сети за рубежом и даёт задание: уничтожить Зеркало. При этом физический и магический мир окажутся навсегда разделёнными, а цивилизация Средиземья сможет развиваться самостоятельно. В противном случае рано или поздно эльфы с помощью Зеркала изменят историю так, что любая наука станет невозможной, и Средиземье навсегда окажется лишь придатком Заокраинного Запада под владычеством эльфов. Напоследок перед развоплощением (Шарья-Рана, как и все назгул – лишь призрак) Кольценосец передаёт Халаддину своё кольцо.

Герои находят способ: нужно сбросить палантир, волшебный шар связи, в вулкан Ородруин, перед этим поместив другой рядом с Зеркалом и настроив их друг на друга. Пылающая лава вырвется из шара и сожжет зеркало. Чтобы добыть второй палантир, герои отправляются в Итилиэн, где под почётным домашним арестом сидят гости-заложники победившего Арагорна: наместник Фарамир и принцесса Эовин.

Для того, чтобы перенести палантир к Зеркалу, они решают шантажировать одну из фрейлин Галадриэли, солгав ей, что держат в заложниках её сына. Тангорн отправляется в Умбар, лавируя между разведками и тайными полициями разных держав, наводнившими город, выходит на представителей эльфийского дома. Эта операция будет стоить ему жизни.

План Халладина сработал: эльфийка поместила видящий шар рядом с Зеркалом, а врач и его друг Цэрлэг уже на вершине вулкана. В последний момент с героями связывается Саруман. Он пытается отговорить Халладина от его предприятия, но тот всё же сбрасывает шар в жерло.

Спустя много столетий Средиземье развивается по направлению обычного технологического мира, ничто не напоминает о прежнем влиянии эльфов.

Интересные фактыПравить

Многие мордорские и умбарские названия в книге (Цаганцаб, Ирапуато и др.) – это реальные названия известных местонахождений ископаемых насекомых (Кирилл Еськов – учёный-палеонтолог).

Имя вождя (а впоследствии – императора Харада) Фасимбы построено на следующей литературно-исторической "игре": история Харада по Еськову – это в значительной мере переосмысление истории Зулуленда и его вождя Чаки; при этом в книге американского писателя-фантаста Гарри Гаррисона "Специалист по этике" (The Ethical Engineer) упоминаются вожди дикарских племён на отдалённой планете Чака и Фасимба. Само же по себе имя "Фасимба" (точнее, "Mwasimba") в переводе с языка суахили (родственного зулу) означает "человек-лев".

СсылкиПравить

Начать обсуждение Обсуждение статьи «Последний Кольценосец»

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики