ФЭНДОМ

Пробуждение людей (англ. Awakening of the Men) - одно из самых знаменательных событий Легендариума Средиземья. Пробуждение Младших Детей Эру Илуватара, людей (или атани), в краю Хильдориэн, в Средиземье.

В рамка мифологической концепции Дж. Р. Р. Толкина, информация о подробностях Пробуждения исходит из "Cказания Аданэль". Последняя являлась женщиной из Дома Мараха, сестрой Хадора, которая передала это предание Андрет, а та Финроду Фелагунду.

История Править

Люди пробудились в краю Хильдориэн, в 1 году Первой Эпохи, при первом восходе Солнца. Валар не явились к людям[1], но их наставлял Голос самого Эру, говоря:

"Вы - мои дети. Я назначил вам жить здесь. В свое время вы унаследуете всю эту Землю, но прежде вам должно учиться и быть детьми. Взывайте ко мне - я услышу; ибо я храню вас".
Люди тогда ещё не знали слов, но в глубине сердца понимали Голос. Тогда люди захотели создать речь для познания всего, но их было мало, а учение трудно, и слова пробудившиеся люди изобретали медленно. Люди часто взывали к Эру, но он редко отвечал на их вопросы, говоря, что им нужно сначала попробовать самим найти ответы, поскольку тогда люди обретут радость, мудрость и станут старше.

Эру также предупреждал, что людям не следует торопиться взрослеть, однако они спешили, так как желали воплотить свои желания и помыслы в жизнь; потому, они всё реже стали взывать к Голосу. И тогда к людям явился некто, с виду похожий на них но выше и прекраснее[2] - это был Владыка Тьмы Моргот, первым узнавший о пробуждении людей и отправившийся из Ангбанда к ним, чтобы склонить ко злу[3]. Он говорил:

"Не должно оставлять вас одних, без наставника. Мир полон дивных богатств, владеющий знанием сможет добыть их. Ныне бедны ваши трапезы, а могут стать обильнее и вкуснее. Вы бы могли поселиться в светлых надежных жилищах, куда ночь не посмеет войти. А одеваться могли бы вы так же, как я".
А Моргот был одет в золотые и серебренные одежды, а на кудрях его сверкала корона с драгоценными камнями. Он сказал, что если люди ходят быть подобными ему, они должны признать его своим учителем. Люди так и поступили, но Моргот не спешил исполнять свои обещания, а лишь сильнее разжигал в людях желание большего, говоря, что им не будет недостатка в его дарах, если они останутся верны ему.

Так люди стали почитать его как и называли Приносящим Дары, а прошлая жизнь теперь казалась им сложной и трудной - они не желали возвращаться к ней. Моргот же всё чаще говорил, что превыше всего безграничная Тьма и он пришёл из неё, но он же ей и хозяин. Владыка Тьмы также лгал, будто он создатель Света: Солнца, Луны и Звёзд; без их защитного света Тьма поглотила бы людей.

Тогда люди рассказали о Голосе Морготу и тот придя в ярость, сказал, что это голос Тьмы и она таким образом жаждет погладить их, отвадив от него. После Владыка Тьмы ушёл прочь и долго не появлялся, а люди без его даров стали несчастны[2].

Вернувшийся в Ангбанд и увидев, что нолдор из-за раздоров друг с другом не нападают на него, Моргот сотворил густые дымы и туманы, что заслонили свет Солнца[3]. После он вернулся к людям, шествуя в сумраке как яркое пламя. Люди пали перед ним ниц, а Моргот сказал:

"Есть еще те среди вас, кто слушает Голос Тьмы, и потому Она подходит все ближе. Выбирайте! Можете избрать своим Господом Тьму, или - Меня. Но если Меня вы не признаете Господом и не поклянетесь служить Мне, Я уйду от вас. У Меня немало иных обиталищ и царств, и Мне не нужна Земля, и вы не нужны Мне также".
И люди в страхе ответили:  
"Ты - Господь, Тебе одному будем служить. Отрекаемся от Голоса, не станем слушать его больше".
И Владыка Тьмы приказал возвести ему дом на холме, куда он будет приходить, а именоваться он будет Дом Господа и там люди будут поклоняться ему и молиться.

Когда поручение Моргота было выполнено, он пришёл туда и сказал, чтобы вперёд выступили те, кто ещё слушает Голос. Такие среди людей были, но они в страхе промолчали и Моргот приказал склониться перед ним и восславить его. Так люди и сделали, называя его своим Богом Единым и говоря, что они принадлежат ему. Как только люди это сделали, Моргот предстал перед ними опаляющим огненным столпом, а когда пламя погасло и пала Тьма, испугавшиеся её люди бежали из Дома.

С тех пор людей всегда преследовал ужас Тьмы, а Моргот теперь редко являлся им в прекрасном облике и приносил мало даров. Но если люди всё же осмеливались войти со своей просьбой в Дом, то слышали голос Моргота, который велел им выполнять его волю или приносить жертвы, прежде чем просить о чём-либо. С каждым разом, повеления Моргота становилась всё ужаснее, а жертвы всё тяжелее.

С той поры лишь раз услышали люди Голос Эру; он сказал:

"Вы отреклись от Меня, и все-таки вы - Мои. Я дал вам жизнь. Отныне дни ваши будут кратки, и каждый предстанет передо Мною в свой срок, дабы узнать, кто Господь ваш: тот ли, кому поклоняетесь вы; или Я, создатель его".
Но люди считали, что этим голосом говорит Тьма и стали бояться ещё сильнее. Тогда некоторые люди, страшась уходить во Тьму, стали умирать от ужаса и отчаяния. Другие в ужасе взмолились к Морготу об избавление от смерти, но тот не отвечал. И тогда люди пришли в Дом и стали молиться Владыке Тьмы об избавление от ужаса смерти. Наконец явившись, Моргот сказал:
"Вы - Мои, и должны быть покорны Мне. А Мне нет дела, что кто-то из вас умирает, дабы насытилась Тьма; иначе вы расползетесь, как вши, по лику Земли. Но если вы не покоритесь Мне, то умрете еще скорее - ибо Я разгневаюсь и убью вас".
С тех пор людей стали терзать болезни, усталость и голод; деревья и травы источали яд, а звери и птицы стали либо бояться людей, либо пытаться их убить.

Люди стали прозревать и боялись Моргота не меньше Тьмы, однако страшась что будут убиты, исполняли любую волю и злодеяние, что Владыка Тьмы велел. Но всё было тщетно; лишь самым жестоким и надменным, что чаще всего являлись в Дом, стал благоволить Моргот. Он дал им богатства и знания, после чего они поработили своих собратьев. Тогда некоторые люди открыто сказали:

"Теперь поняли мы, кто лгал, кто желал погубить нас. Не первый Голос. Тот, кого мы признали Хозяином, и есть Тьма. Неправда, что он вышел из Тьмы; там - его дом. Не желаем служить ему больше! Он - наш Враг".
Однако большинство людей, что страшились кары от Моргота для всех, убивали "неверных", а пленных приводили в Дом и сжигали заживо. Люди из числа приближённых к Морготу говорили, что это угодно ему; тогда жизнь стала казаться людям не такой уж и горькой. Тем же, кому удавалось бежать, всё равно не могли укрыться от гнева Эру, поскольку они возводили храм лже богу и поклонялись Морготу[2].

Итоги Править

Несмотря на все усилия, Моргот не смог завершить начатое. Мощь нолдор в Белерианде росла и Моргот, испугавшись этого, вернулся в Ангбанд лично руководить ведением Войны. В Хильдорионе он ставил лишь немногих прислужников; да и те не отличались ни силой, ни особым коварством[3].

Люди же повстречались с тёмными эльфами (авари и нандор), которые отнеслись к ним по дружески и многому обучили[1]. Тогда, желая найти на западе Свет, с востока бежали Три Племени людей. На долгом пути сменилось несколько поколений, но в конце концов Племя Беора, Племя Халет и Племя Мараха пришли в Белерианд. Там, первых из пришедших, приветливо встретил король Финрод из числа Высших эльфов. Он многое поведал людям, но те мало о себе говорили; Беор сказал Финроду:

«Тьма лежит за нами, но мы отвернулись от нее и не желаем возвращаться к ней даже в мыслях. К Западу обратились сердца наши, и верим мы, что там обретем Свет».
К великой ярости Моргота, Три Племени людей стали союзниками эльфов в войне против него. Однако были и другие племена людей, позднее пришедшие в Белерианд; они звались истерлингами (или вастаками) и многие из них были тайными слугами Моргота, что помогло последнему победить в ключевой битве с эльдар и эдайн. Однако Тень лежала на всех людях[3] и лишь два брака, что произошли в Первую Эпоху между эльфами и людьми, давали последним право на истинное благородство[4].

ПримечанияПравить

  1. 1,0 1,1 История Средиземья, Кольцо Моргота: «Анналы Амана»
  2. 2,0 2,1 2,2 История Средиземья, Кольцо Моргота: «Сакзание Аданель»
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 История Средиземья, Кольцо Моргота: «Поздняя Квента Сильмариллион (том 11)»
  4. Дж. Р. Р. Толкин (под ред. Кр. Толкина) - Письма: "Письмо 144"