ФЭНДОМ

Рохиррим
Rohirrim
Места обитания Каленардон
Лидеры Короли Рохана
Государства Рохан
Официальный язык Роханский язык, Вестрон
Продолжительность жизни ~ 80 лет
Рохиррим (англ. Rohirrim) — народ людей, населявший королевство Рохан и происходивший от племени эотеод.

Этимология Править

Название состоит из двух синдаринских слов: roch — конь и kher — владеть, образующих таким образом слово Рохир (синд. Rochir) — всадник, повелитель коней, и множественного суффикса -rim.

В русскоязычных изданиях "Властелина колец", встречаются варианты перевода: рохиримцы, роханцы, рохирримы, коневоды, мустангримы.

История Править

После победы в битве на полях Келебранта (2510 Т. Э.), которая далась Гондору благодаря помощи эотеод во главе с Эорлом, наместник Кирион даровал эотеод в награду земли Каленардона. Эорл в свою очередь дал клятву, что он и его потомки всегда будут в союзе с Гондором, и всегда придут к нему на помощь.

Эотеод, к тому времени выросшие в числе, полностью заселили Каленардон и он стал их королевством - Роханом. Его земли тянулись от прохода между Мглистыми и Белыми Горами (его стали называть Врата Рохана) на западе, до Андуина на востоке; от леса Фангорн и реки Лимлайт на севере, до северных отрогов Белых Гор на юге. Столицей королевства был Эдорас, город на холме у подножья Белых гор. Врата Рохана охранялись крепостью Хорнбург на юге, а к северу от неё находилась крепость Изенгард, по прежнему принадлежащая Гондору.

Rohan-map

После основания королевства, истерлинги атаковали его и Эорл погиб в битве на равнинах Волда. Сын Эорла и новый король, Брего, разгромил врагов и на Рохан многие годы ни кто не нападал. В 2569 Т. Э. Брего закончил строительство большого дворца Медусельда в Эдорасе. По этому случаю был созван пир, в ходе которого принц Балдор поклялся пройти тропой мёртвых. Он так и не вернулся, а Брего умер от горя на следующий год.

При Алдоре Старом, втором сыне Брего, рохиррим стали могущественнее и заселили горные долины Харроудела. Также последние дунландцы, жившие к востоку от Изена, были изгнаны или подчинены Рохану. При следующих трёх королях (2645 - 2699), в Рохане царил мир. Наконец, при Деоре дунландцы вновь стали атаковать рохиррим, переправляясь через Изен. В 2710 Т. Э. они заняли кольцо пустующего Изингарда, и выбить их оттуда не удалось.

В годы правления Хельма Молоторукого, некто Фрека, что называл себя родичем короля Фреавина (хотя происходил из дунландцев), правил обширными землями у реки Адорн и мало считался с королём. Хельм не доверял ему, но приглашал на советы. На один из таких советов Фрека явился и требовал руки дочери Хельма для своего сына, Вулфа. Хельм лишь посмеялся над ним и Фрека разгневавшись, стал бранить короля. Хельм оставил это до конца совета, а когда остался с Фрекой наедине, избил до его смерти. Хельм выгнал Вулфа и его людей из Рохана, назвав их врагами короны.

Спустя четыре года (2758 Т. Э.), истерлинги атаковали Рохан с востока и Гондор не мог помочь, так как и сам был атакован. Дунландцы, объединившись с умбарскими пиратами, пошли на Рохан войной с запада и Изегарда; их вёл Вулф. Войска Рохана были разгромлены и его владения оказались захвачены. Выжившие и не попавшие в плен укрылись в Белых гора, а Хельм укрылся в Хорнбурге и оказался там осаждён (с тех пор это ущелье звалось Хельмова падь). Эдорас был захвачен и погиб сын Хельма, Халет, а Вулф провозгласил себя королём Рохана.

Вскоре началась Долгая Зима и Рохан утонул в снегу (с ноября по март, 2758-9 Т. Э.). Рохиррим страдали от голода и холода не меньше своих врагов. В отчаянии второй сын Хельма, Гама, вывел отряд на вылазку и погиб. После этого Хельм выходил один, прокрадывался в лагерь дуладнцев, и многих убивал голыми руками. Дунладнцы были напуганы его яростью и верили, что его невозможно убить, и что Хельм пожирал убитых врагов. В итоге, Хельм замёрз на смерть в одной из вылазок, однако ни кто из врагов не осмелился подойти к нему, стоящему как статуя у выхода из ущелья.

Вскоре зима кончилась и из горных долин Дунхарроу спустился Фреалаф, племянник Хельма. С отрядом воинов, он захватил и убил Вулфа в Медусельде. Вскоре началось таяние снегов, что заставило врагов отступить. В это время из Гондора пришла помощь и дунланцы были изгнаны их Рохана. Освобождённый Изенгард был передан во владение магу Саруману, который стал помогать Рохану. Он также приехал на коронацию Фреалафа и все приветствовали его с радостью. Королевство понесло большие потери, многие погибли от голода и войны, но на протяжении многих лет на рохиррим ни кто более не нападал.

После изгнания гномами орков из Мглистых гор (2799 Т. Э.), они бежали на юг, в Белы горы. Рохиррим дали им отпор и казалось, что орков не осталось, однако это оказалось не так. Король Валда, возвращаясь из Дунхарроу, был атакован ими и погиб. Сын Валды, Фолка, уничтожил всех орков, но сам умер во время охоты на огромного кабана.

Во времена правления сына Фолки, Фолквина, Рохан наконец восстановил силы после войны и Долгой Зимы. Фолквин отвоевал западные территории (между Изеном и Адорном), занятые дунландцами. В те годы харадрим атаковали Гондор и Фолквин послал на помощь своих сыновей, Фастерда и Фолкреда, хотя хотел вести войско сам. В 2885 Т. Э. они погибли в Итилиэне, но битва была выиграна и наместник Турин II щедро выплатил виру золотом, за погибших сыновей Фолквина.

С 2953 Т. Э. Саруман стал определённо враждебен к Рохану, собирая у себя в подчинении его врагов. С 2980 Т. Э. правление в Рохане принял Теоден, сын Тенгела. Он был главнокомандующим сил Рохана (первым маршалом), но собирал войска лишь для учений и парадов, так как его королевство уже многие годы находилось в мире. С 3014 Т. Э. Саруман стал представлять серьёзную опасность и Теодред, второй маршал Рохана и его принц, удерживал западную границу в Хорнбурге. Третий маршал, Эомер (племянник Теодена), командовал войсками Альдбурга из Фолда. В эти годы Теоден подпал под магическое влияние Сарумана, из-за чего стал преждевременно дряхлеть. В то же время королевский советник, предатель Грима, старательно поддерживал такое положение, чтобы Рохан оставался без главнокомандующего. Все королевские указы, со временем, стали передаваться только через Гриму.

Саруман тем временем готовил войска для нападения на Рохан, но главным препятствием стали Теодред и Эомер. Против них Теодена настроить оказалось нельзя, но Грима ложью убеждал короля, что Эомер желает укрепить своё влияние в Рохане. Когда Теодред узнал о готовящихся в Изенгарде войсках (3018 Т. Э.), он повёл войска рохиррим Эдораса к бродам Изена. Там произошла битва, в ходе которой Теодред погиб. Рохиррим бы проиграли, но из Эдораса пришли четыре отряда под предводительством Эльфхельма, командира гарнизона столицы. Броды остались за Роханом, но многие погибли и командование войсками на западе принял Эркенбранд из Вестфолда. Он решил собрать войска в Хорнгбурге, полагая, что Саруман атакует его в первую очередь если прорвётся. Теодену были направленны гонцы, но Грима удержал короля от каких-либо действий, а Эомер был заточён в темницу по ложному обвинению. Броды удерживались Гримболдом и Эльфхельмом, но силы Изенгарда оказались огромны и во второй битве у бродов рохиррим проиграли. Тем не менее, Эльфхельму и Гримболду удалось увести многих воинов с поля битвы.

В это время маг Гэндальф Белый вылечил Теодена и он выступил с войском к Хельмовой пади. Гэндальф по пути отделился от королевского войска, отправившись предупредить Эркенбранда о скорой битве в Хельмовой пади. Эркенбранд прибыл как раз вовремя, чтобы поддержать отчаянную атаку Теодена и войска Изенгарда были разгромлены. Сам Изенгард к тому времени был взят Энтами, но Саруман на переговорах пытался притвориться другом Рохана, что лишь разгневало Теодена.

11921172

У Хельмовой Пади

Через несколько дней наместник Гондора, Дэнетор II, призвал Рохан на помощь, так как войска Мордора были уже готовы к атаке. Несмотря на большие потери в войне с Саруманом, Теоден ответил на призыв, так как помнил клятву Эорла. Войско рохиррим успело битву при Пеленорских полях благодаря друэдайн, которые показали им короткий путь. В ходе битвы Теоден был убит предводителем назгул, Королём-Чародеем, однако того тут же убила племянница Теодена, Эовин, и оруженосец Теодена, хоббит Мериадок. Несмотря на помощь рохиррим, битва была бы проиграна из-за численного превосходства армии Саурона, но в решающий час пришли подкрепления из южного Гондора во главе с Арагорном.
XUiVHU8Nwyc

Теоден ведёт свою армию в бой на Пеленноре

На совете было принято решение атаковать Саурона в открытую, чтобы отвлечь его войска и дать возможность хоббитам, Фродо и Сэму, уничтожить Единое Кольцо. В битве у Чёрных Врат войска Рохана и Гондора оказались окружены полчищем врагов на двух холмах. В тот момент, когда победа Саурона казалась неизбежной, Единое Кольцо было уничтожено и войска Саурона бежали или были уничтожены.

Эомер стал новым королём Рохана, начав третью линию его правителей после Эорла и Фреалафа. Он приводил королевство в порядок, дав звание командующего войсками западного Рохана Эркенбранду, а восточного – Эльфхельму. Гномы под руководством Гимли, сына Глоина, приняли участие в разработке пещер Хельмовой Пади (Агларонда), в которых обнаружили множество драгоценных камней и металлов.

ИсточникиПравить