ФЭНДОМ

Садор
477px-Catherine Chmiel - Turin and Labadal
Катерина Шмель. Турин и Лабадал
Имя: Садор
Раса: человек
Культура: Эдайн
Пол: Мужской
Государство: Дор-ломин
Время жизни:  ? П.Э.495 ПЭ

Садор — плотник и слуга в доме Хурина, был другом детства Турина Турамбара.

Биография Править

В доме Хурина Садор был занят тем, что чинил небольшие, но нужные в хозяйстве вещи. Юный Турин часто подносил инструменты, избавляя калеку от ходьбы. Случалось, что Турин находил и приносил Садору необходимые для работы материалы, однако тот отвергал дар и просил Турина вернуть подарки, поясняя: «Дари щедро, но дари свое!» Садор наслаждался компанией Турина и часто вырезал для него из дерева фигурки людей и зверей, однако более всего любил Турин слушать истории Садора.

Садор ранее был воинов из числа народа Дома Хадора и участвовал в битве Дагор Браголлах. Тем не менее, войско, в составе которого он числился, подошло слишком поздно и людям оставалось лишь вынести с поля боя павших воинов. Затем Садор служил много лет в крепости Эйтель Сирион и был там, когда Хурин принял на себя командование. Через какое-то время человек оставил службу, ибо «пролил много крови и получил множество ран», и вернулся в леса, по которым давно тосковал, и стал лесником. Там, Садор, избегший злого рока на поле битвы, случайно отсёк себе ступню, получив увечье от собственного топора. Позже Садор говорил: «тот, кто бежит от страха своего, увидит, что лишь выбрал короткий путь к нему…»[1].

В день рождения Турина, отец подарил тому нож эльфийской работы. Турин жалел Садора и решил отдать свой подарок ему. Садор принял, ибо отказ бы выглядел грубо, хотя сам понимал, что не сможет отплатить Турину за столь дорогой и ценный дар. Этим ножом Садор вырезал большой трон для Хурина[2].

Мать Турина, Морвен, не слишком сочувствовала Садору и говорила: «Покалечил он себя по собственной неловкости, и работает неспешно, тратя время на ненужные мелочи»[1].

После ухода Турина, Садор остался в доме Морвен, хотя и не желал влачить рабское существование, а мечтал пасть в бою смертью храбрых. По возвращению Турина из Нарготронда, Садор присоединились к мятежу в доме Бродды против восточан, оккупировавших Дор-ломин. В стычке он был смертельно ранен и погиб на глазах у Турина в 495 году Первой эпохи[3].

Другие версии и мнения критиков Править

Изначально Толкин задуман Садора как простого человека Дор-ломина, предположительно родом из народа Дома Хадора, что отражено в «Неоконченных сказаниях», «Сильмариллионе» и книге «Дети Хурина». Тем не менее, в более поздней версии ленедариума, Садор должен был быть одним из друэдайн[4]

В обоих версиях истории о Детях Хурина из третьего тома Истории Средиземья и рассказе «Турамбар и Фоалокэ» из второй Книги утраченных сказаний персонаж опущен.

Профессор Томас Шиппи, анализируя в своей книге «Дорога в Средьземелье» роль случая в произведениях Толкина, предполагает, что, если Моргот действительно имел возможность управлять судьбами людей в мире, то его злой умысел вполне мог лежать на всех событиях, связанных с детьми Хурина. В том числе и в роковой случайности, по причине которой Садор лишился ноги[5].

Этимология имени Править

В переводе с синдарина sador означает «стойкий, надёжный, верный»[6].

Варианты имён Править

  • Лабадал — переводится как «хромоног». Прозвище было дано Садору юным Турином. Авто подчёркивает, что имя было дано из сочувствия, но не в насмешку[1].
  • Одноног (Садор-Одногог[7]) или Садор-Одноногий[3] — так представился Садор Турину, когда тот возвратился в Дор-ломин из Нарготронда.
  • Садог — вариант имени, который был использован автором лишь однажды[4]. Возможно, является опечаткой.

Примечания Править

  1. 1,0 1,1 1,2 Толкин Дж. Нарн и Хûн Хýрин, гл. Детство Турина // Неоконченные сказания = Unfinished Tales / Пер. Степан М. Печкин — 1996-2000.
  2. Толкин Дж. Нарн и Хûн Хýрин, гл. Уход Турина // Неоконченные сказания = Unfinished Tales / Пер. Степан М. Печкин — 1996-2000.
  3. 3,0 3,1 Толкин Дж. Глава XII. Возвращение Турина в Дор-ломин // Дети Хурина = The Children of Húrin / Под ред. К. Толкина; Пер. с англ. С. Лихачевой. — М.: АСТ-Москва, 2008. — С. 75. — 313 с. — ISBN 978-5-9713-8948-4
  4. 4,0 4,1 Tolkien J. Part Two. Of Dwarves and Men // The Peoples of Middle-earth / Ed. C. Tolkien. — Boston: Houghton Mifflin, 1996. — P. 10—120. — 496 p. — (The History of the Middle-Earth). — ISBN 0-395-82760-4
  5. Шиппи Т. Тьюрин Турамбар турун’амбартанен // Дорога в Средьземелье = The Road to Middle-Earth / Пер. с англ. М. Каменкович. — СПб.: Лимбус Пресс, 2003. — 824 с. — 2 000 экз. — ISBN 5-8370-0181-6
  6. Tolkien J. Words, Phrases and Passages in Various Tongues in The Lord of the Rings // — Parma Eldalamberon, v. XVII (ed. Gilson C.), p. 183
  7. Толкин Дж. Нарн и Хûн Хýрин, гл. Возвращение Турина в Дор-ломин // Неоконченные сказания = Unfinished Tales / Пер. Степан М. Печкин — 1996-2000.
Содержимое этой страницы частично или полностью заимствовано из статьи, распространяемой по лицензии GNU Free Documentation License версии 1.3.Список авторов оригинальной статьи можно увидеть на странице истории.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики