Фэндом

Википалантир

Сильмарили

2452статьи на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться
Сильмарили
Сильмарилли.jpg
Marco - The Silmarils
Создано 1449 - 1450 гг. Эпоха Древ
Создатель Феанор
Владелец Феанор, Моргот, Берен, Тингол, гномы Ногрода, Лутиэн, Диор, Эльвинг, Эарендиль, Эонвэ, Маэдрос, Маглор
Сила Свет Древ Валинора
Сильмарили или Сильмарилли (англ. Silmarils кв. Silmarilli) — драгоценные камни, величайшее и драгоценнейшее творение эльфов, сотворённые Феанором и запечатлевшие свет Двух Древ:

Формой они походили на три больших драгоценных камня. Но пока не придет срок возвращения Феанора, того, кто погиб еще до сотворения солнца, а сейчас ожидает в залах Мандоса и не приходит больше к своим родичам; пока не исчезнет Солнце и не разрушится Луна — до тех пор не станет известно, из чего были созданы Сильмарили.

Feanor and Silmarils by Gerwel.jpg

Феанор и Сильмарили Шаблон:Gerwel

Они напоминали кристаллы алмаза, но были твёрже адаманта, и в Арде не было силы, которая могла бы испортить или уничтожить их. И эти кристаллы, подобные телу детей Илуватара, служили лишь оболочкой внутреннего огня. Тот огонь — внутри их и в каждой их частице, и он — их жизнь. Феанор создал его из смешанного света Дерев Валинора. И этот свет еще живет в Сильмарилях, хотя сами деревья давно засохли и не сияют больше. Поэтому во мраке самой глубокой сокровищницы Сильмарили горят собственным огнём. Как живые существа, эти камни радовались свету и поглощали его, и отдавали — более красивых оттенков, чем прежде.

Название Править

Ед. ч. - Сильмариль (Silmaril) -  в приложениях к "Властелину Колец" Дж. Р. Р. Толкин отмечает, что в квенья "L" смягчается если стоит между "E", "I" и согласным или после "E", I" в конце.

Мн. ч. - Сильмарили - Сильмарилли (Silmarili - Silmarils) - во множественном числе равно допустимы как Сильмарили, так и Сильмарилли. В письмах Дж. Р. Р. Толкин употреблял две формы написания во множественном числе: квенийскую и английскую (т.е. по правилам квенья и английского). Сильмарилли (Silmarilli) является квенийской формой множественного числа слова Сильмариль. Сильмарили (Silmarils) является английской формой множественного числа слова Сильмариль.

Склонение слова происходит, согласно с выше сказанным, по правилам русского языка.

В поздних редакциях российского издания "Сильмариллиона" в переводе Н. Эстель, употребляется исправленный перевод слова - Сильмариль, Сильмарили (аналогично используется в переводе С. Лихачевой). В переводах Н. Григорьевой и В. Грушецкого, а так же в переводе З. Бобырь, используется форма: Сильмарил, Сильмарилл, Сильмарилы, Сильмариллы.

История создания и похищения Сильмарилей Править

После создания Сильмарилей Варда освятила их, так что потом ни один смертный человек и ничья нечистая рука не могла коснуться их — потому что тогда огонь опалил и иссушил бы их. А Мандос предсказал, что в этих камнях заключены судьбы Арды.
Silmarilli.gerb

Герб Сильмариллов

Феанор гордился и очень любил созданные им Сильмарили, надевал их на праздники, в другое же время хранил в сокровищнице под охраной. Мелькор возжелал заполучить Сильмарили, поэтому распускал различные слухи, вносившие раздор между Нолдор и Валар, а также настраивающие нолдор друг против друга; в особенности Феанора и Финголфина.

После гибели Древ, Валар просили Феанора разбить камни и отдать их свет, чтобы можно было восстановить деревья. Феанор сперва хотел согласиться, но в итоге отказал, так как заподозрил Валар в скрытых воровских намерениях (на которых уже ловил одного из них - Мелькора). В тот момент приехали Сыновья Феанора и известили о похищении Мелькором Камней и убийстве Финвэ — отца Феанора. Последний проклял Мелькора и нарёк его Морготом; только так с тех пор звали Властелина Тьмы.

Феанор собрал нолдор в Тирионе и произнёс яростную речь, призвав отомстить за Финвэ и вернуть Сильмарили, что бы в их Свете вновь познать радость, в землях свободных от влияния Валар. Затем Феанор дал Клятву о том, что будет преследовать враждой любого, кто завладеет Сильмариллами, что принадлежат ему и его сыновьям. Сыновья Феанора тут же встали рядом с отцом и повторили клятву. Они поклялись именем Илуватара, и призвали на себя Вечную Тьму, если не выполнят клятву.
The Oath of Feanorians by Jenny Dolfen.jpg

Клятва

Валар не могли удержать нолдор силой, из-за обвинений Феанора о рабстве, однако уходить им запретили. Нолдор отвергли их указы и отправились в Исход в Средиземье. Там они вступили в долгую и кровопролитную Войну.

Сильмарили в Средиземье Править

Во время своего бегства, демон-паучиха Унголиант и Мелькор-Моргот поссорились из-за камней, которые последний не желал отдавать. Унголиант попыталась убить Моргота, но того спасли балроги. Сильмарили жгли руки Моргота, но он высоко ценил их и вправил их в свою корону, которую никогда не снимал; руки Моргота после этого почернели и постоянно саднили.

220px-Morgoth 2.jpg

Моргот

Через многие годы, по случайному стечению обстоятельств, король Дориата Тингол потребовал у Берена принести ему Сильмариль, как условие для брака с его дочерью Лутиэн. В конце концов возлюбленные смогли похитить один Сильмариль из железной короны Моргота.

Beren.jpg

Берен и Сильмариль

Однако огромный волк Кархарот, слуга Моргота, проглотил драгоценный камень, откусив руку Берена в которой тот его сжимал. Сильмариль так жёг его внутренности, что волк в агонии прибежал в Дориат и уничтожал всё на своем пути. Тогда Тингол, Берен и Маблунг отправились на охоту за Кархаротом. В итоге они убили зверя и заполучили камень, но ценой жизни Берена. Однако, благодаря заступничеству Лутиэн и особому разрешению Эру, Берен был воскрешён из мёртвых.

Позже Тингол приказал вправить Сильмариль в ожерелье Наугламир, что невольно послужило причиной его смерти — гномы Ногрода, которым он поручил эту работу, из желания завладеть чудесным сокровищем спровоцировали короля на гнев и убили его.

Thingol s end by peet-d8wraoc.jpg

Тингол и гномы

Это привело к Войне между Дориатом и Ногродом, в процессе которой гномы уничтожили королевство и украли Нугламир. После того, как Берен атаковав гномов и вернул ожерелье с Сильмарилем, его носила Лутиэн до самой смерти; после ожерелье было передано их сыну — Диору.

Сыновья Феанора узнали, что их Сильмариль у Диора, и предъявили ультиматум - отдать камень или же будет война. Диор проигнорировал угрозу и воинство сынов Феанора напало на Дориат, разорив его и убив Диора; однако его дочь, Эльвинг, сбежала в Гавани Сириона с Сильмарилем. Там она вышла замуж за Эарендиля и у неё родились сыновья Элронд и Элрос.

Выжившие Феаноринги более не горели желанием исполнять свою клятву, но та обязывала их в конце концов действовать. Маэдрос отправил в Гавани дружественное но повелительное письмо, требуя вернуть их собственность. Эарендиля, правителя Гаваней Сириона, в это время не было, а Эльвинг и жители Гаваней ответили отказом. Сыновья Феанора атаковали Гавани Сириона и уничтожили их. Но Эльвинг с Сильмарилем кинувшись в море, была обращена Улмо в птицу и улетела на корабль к Эарендилю.

Судьба Сильмарилей после Войны Гнева Править

При помощи Сильмариля, Эарендиль и Эльвинг смогли преодолеть преграду Зачарованных Морей и попасть в Валинор, чтобы просить Валар о помощи в борьбе с Морготом.

Earendil.Tirion.jpg

Эарендиль с Сильмарилем на груди

Те прислушались к Эарендилю и была начата Война Гнева, в которой Моргот и его легионы были сокрушены. Сильмариль же, так и остался у Эарендиля; Валар вознесли его корабль в небо и Эарендиль охранял Стены Мира от Моргота, которого Валар выкинули за его круги через Врата Ночи:

Теперь корабль стал удивительно прекрасным, и Эарендиль сел у руля, а Сильмариль был закреплён у него на лбу. Далёкие путешествия совершил Эарендиль на этом корабле, даже в беззвёздную пустоту. Но чаще его видели утром или вечером, блистающего в лучах заката, когда он возвращался в Валинор из странствий за границами мира.
После поражения Моргота, два оставшихся Сильмариля были взяты на хранение Эонвэ, глашатаем Манвэ. Однако два оставшихся в живых сына Феанора — Маэдрос и Маглор, послали к нему и потребовали отдать им Камни. Эонвэ же ответил им, что, совершив во исполнение клятвы множество злодеяний, они потеряли своё право на Сильмарили, и отказал им, приказав возвращаться в Валинор и ждать суда Валар. Тогда сыновья Феанора выкрали Сильмарили, но, потеряв право на них, они не смогли стерпеть огня Камней, и Маэдрос бросился вместе с доставшимся ему Сильмарилем в огненную пропасть, а Маглор со своим в море.

Prepared.jpg

Маэдрос и Маглор крадут камни

Судьба Сильмарилей в Конце Мира Править

Согласно Пророчеству Мандоса, Сильмарили вернутся в Конце Мира после Битвы Битв, в которой Моргот будет навсегда повержен. Камни будут использованы для окончательного спасения Мира и исполнения замысла Эру Илуватара.

Мандос изрёк такое пророчество:
Когда мир будет стар, а Силы утомятся, тогда Моргот, увидев спящую стражу, вернётся через Врата Ночи из Безвременной Пустоты; и уничтожит он Солнце и Луну. Но к нему спустится Эарендиль, подобный белому опаляющему пламени, и низвергнет его с небес. Тогда на полях Валинора грянет Последняя Битва. В тот день Тулкас сразится с Морготом, и по правую руку от него будет Эонве, а по левую — Турин Турамбар, сын Хурина, освобождённый от Судьбы Людей в Конце Мира; и чёрный меч Турина принесёт Морготу смерть и окончательную гибель; и так будут отомщены дети Хурина и все люди.

После этого Земля будет разрушена и переделана, и Сильмарили будут извлечены из Воздуха, Земли и Моря; ибо Эарендиль спустится и отдаст то пламя, что было дано ему на хранение. Тогда Феанор возьмёт Три Самоцвета и он разобьет Камни, и с помощью их огня Йаванна вновь зажжет Два Древа, и тогда загорится великий свет. И падут Горы Валинора, так что Свет распространится по всему миру. В том свете Боги вновь станут юными, а эльфы пробудятся, и восстанут все их мёртвые, и замысел Илуватара касательно эльфов будет завершён.

— «История Средиземья», т. XI, «Поздняя Квента Сильмариллион» (The History of Middle-earth vol.XI, The Later Quenta Silmarillion/Sketch of the Mythology)

Толкин о Сильмариллах Править

Если говорить о символическом или аллегорическом значении, Свет — настолько основополагающий символ в природе вселенной, что проанализировать его вряд ли возможно. Свет Валинора (источник коего — свет до падения) — это свет искусства, не отъединенного от разума, что провидит явления как на научном (или философском) плане, так и на плане образном (или плане вторичного творчества) и «говорит, что это хорошо» — поскольку прекрасно. Свет Солнца (или Луны) был взят от Дерев лишь после того, как их осквернило Зло. (Характерное различие между этими легендами и большинством других состоит в том, что Солнце — не божественный символ, но вещь «второго порядка», и «солнечный свет» (мир под солнцем) становятся терминами для обозначения падшего мира и искаженного, несовершенного видения). Однако главный искусник эльфов (Феанор) заключил Свет Валинора в три непревзойденных самоцвета, Сильмарили, еще до того, как Древа были осквернены и погибли. Таким образом, впредь сей Свет жил лишь в этих драгоценных камнях. Сотворение драгоценных камней главным образом символизирует собою эльфийскую функцию вторичного творчества, однако ж Сильмарили — нечто большее, чем просто красивые вещицы. Эльфы (воплощение вторичной реальности) стали Злу непримиримыми врагами; на них обращалась его жажда и ненависть и они же оказались уязвимы для его лжи. Их Падение — это собственничество (в том числе, собственническое отношение Феанора и его сыновей к Сильмарилям) и (в меньшей степени) искажение своего искусства и превращение его в средство обретения власти. - Письмо 131

Другие версии Легендариума Править

Книга Утраченных Сказаний Править

В Книге Утраченных Сказаний Сильмарили ещё не являются чем то большим, нежели просто драгоценные камни (при том, сюжет в дальнейшем вовсе не "крутится" вокруг них). Также описывается совершенно иное создание камней:

"Тогда появился Феанор из Нолдоли и отправился к Солосимпи и выпросил большую жемчужину, и он получил к тому же кувшин, полный ярчайшего фосфорного света морской пены, собранной во мраке, с чем он и возвратился домой, и он собрал все другие драгоценные камни и соединил их отблески в свете белых ламп и серебряных свечей, и он взял блеск жемчуга и слабые оттенки опалов, и он их [? омыл] в морской пене и лучистой росе Сильпиона, и уронил туда одну-единственную каплю света Лаурэлин, и дал всем тем волшебным огням тела из столь совершенного стекла, которое не смог бы создать даже Аулэ, так велико было тонкое искусство перстов Феанора - создал он драгоценный камень, что во тьме сиял собственным светом; и он оставил его в ней и очень долго любовался красотой. Затем сделал он ещё два, и истощились его запасы, и привёл он других, чтобы те узрели творение его рук, и были те ошеломлены,  и эти драгоценности он назвал Сильмарилли, или, как мы говорим имя в речи Нолдоли сегодня Сулубрильтин."

Источники Править

Также на Фэндоме

Случайная вики