Фэндом

Википалантир

Солнце и Луна

2452статьи на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Солнце и Луна — астрономические объекты из легендариума Дж. Р. Р. Толкина. Они присутствуют во всех его произведениях, наиболее подробно описаны в различных версиях «Сильмариллиона», который в окончательном виде был издан в 1977 году Кристофером Толкином. Однако Солнце и Луна появляются в произведениях автора уже начиная с 1920-х годов.
Солнце и Луна, согласно легендариуму, были описаны в произведении «Нарси́лион», «Песнь о Солнце и Луне».

Солнце и Луна были созданы по желанию Валар, чтобы те освещали землю, погрузившуюся во мрак после разрушения Двух Древ. Также не хотели Валар оставлять до конца изгнанников-нолдор и авари, оставшихся у вод Куйвиэнен.
Ниэнна и Йаванна не смогли исцелить Два Древа, однако прежде, чем умереть окончательно, Тэлпэрион породил цветок, а Лаурелин плод, которые впоследствии стали Луной и Солнцем. Ауле изготовил для них ладьи, которыми стали править Майар: Тилион и Ариэн.

По замыслам Варды обе ладьи должны были ежечасно находиться в Ильмэне, но порознь друг от друга. Одна должна была отплывать от Валинора, а затем возвращаться на восток. Другая в то же время должна была отбыть с востока и стремиться на запад.

Позже по просьбе Валар Ирмо и Эстэ, Варда изменила своё решение: теперь А́нар должен был после прихода в Валинор находится какое-то время над Внешним Морем, после чего подданные Улмо уносили его вглубь и переносили незримо на восток, где и всходило вновь Солнце. Луна же должна была делать тоже самое, но всходить лишь после заката Солнца.

С первым восходом Солнца началась Первая Эпоха Средиземья, а время стало иcчисляться Годами Солнца, вместо прежних Валианских лет.

Солнце Править

В опубликованном «Сильмариллионе» говорится, что Солнце было плодом Лаурэлин, помещенным в ладью, созданную Вала Ауле; Он и его помощники сделали судно, которое должно было нести последний плод Великого Древа. Судном управляла Майа Ариэн.

«…и А́наром, Златым Огнем нарекли они Солнце, плод Лаурелина. Но́лдор звали их еще Ра́на, Бродяга и Ва́са, Дух Огня, что пробуждается и пожирает»[1]
TN-The First Dawn of the Sun.jpg

Тед Несмит. Первый рассвет

Эльфы называли на Квенья Солнце Анар (Ánar) или Златым Огнём, название, данное эльфами Тэлери. На Синдарине Солнце именовалось Анор (Ánor). Из него позднее произошли многие названия объектов Средиземья, в частности Минас Анор (Крепость Солнца), Анориэн; Нолдор называли Солнце Васа (Vása), или «Сердце Огня». В других текстах Солнце часто именуется Дневной Зведой. Голлум называл его Жёлтой Мордой.

Эльфы ценили Солнце меньше, нежели Луну. Ведь именно Луна являлась цветком старшего из Двух Древ. А ещё потому что «…Солнце было создано как знак пробуждения и увядания эльфов, а Луна лелеяла их воспоминания».

Орки боялись Солнца, за исключением Урук-хай, они не выходили из укрытий в то время, пока оно было в небе.
Ещё больше опасались Солнца тролли. Под его светом они превращались в камень. Позже Саурон вывел породу троллей Олог-хай, которые подобно Урук-хай могли выдерживать свет Солнца.

Луна Править

Майа Тилион был выбран для управления судном, нёсшим последний цветок Тэлпэриона, Луну.

«…Исиль Сияющий звали в древности Ваниар Луну — цветок Тэлпэриона;»[1]

Эльфы называли Луну Исил (Ísil) или Сияющей, именем, которое дано было ей Ваниар. На Синдарине Луна звалась Итил (Ithil), откуда произошли названия объектов Средиземья - Минас Итил (Крепость Луны) и Итилиэн (Лунная земля). Нолдор называли Луну Рана (Rána) или Своенравная.
В текстах Луну также именуют Серебряным Цветком. Голлум называл её Белой Мордой.

Луну эльфы ценили более высоко, нежели Солнце. В частности из-за того, что она являлась цветком старшего Древа

Ранние версии Править

В ранних версиях "Сильмариллиона", в частности в первой книге Утраченных Сказаний, включенной в сборник Истории Средиземья, Солнце было описано как огромный остров огня. Луна же описывалась, как кристальный остров. Также там было указано, что Тилион, который управлял Луной, был тайно влюблён в Ариэн, деву, правящую Солнцем. Из-за того, что он приближался к Ариэн слишком близко, Луна была обожжена, получив навсегда тёмные пятна на своей поверхности. Ауле разработал вирин - кристаллический материал, из которого и изготовил чашу для Розы Си́льпиона. Когда же Вала Ирмо Лориэн попытался сорвать цветок, сухая ветвь надломилась и низверглась Роза на землю так, что «часть росы-света стряхнулась, а иные хрустальные лепестки измялись, потускнев». Так и образовались пятна, видимые на Луне. В более поздних версиях плод Лаурелин также был низвергнут на землю, когда Ауле споткнулся, не в силах нести столь тяжелую ношу.

В «Круглом Мире» последнего тома «Истории Средиземья» выдвинута ещё одна версия. По ней, Солнце и Луна не были плодами Двух Древ, а на самом деле предшествовали их созданию. Два Древа сохранили свет Солнца, прежде, чем Мелькор затмил его.

Нарсиль Править

На́рсиль — меч короля Элендиля (позже перекованный для Арагорна и названный Анду́риль), содержит в названии элементы из языка Квенья - Nar и Sil, «огонь» и «белый свет», которые дают отсылку к Солнцу и Луне.

Человек на Луне Править

В некоторых произведениях Толкина можно найти историю, представляющую собой фольклор хоббитов, повествующий о старом эльфе, который скрылся на Острове Луны и построил там минарет. Похожая история появляется также и в «Роверандом», в котором Человек на Луне также живёт в минарете. Если рассматривать эту историю вкупе с эльфийскими знаниями, которые изложены в легендариуме, то история Человека на Луне, вероятно, должна была возникнуть из легенды о Майа Тилионе. В «Книге Утраченных Сказаний» этот человек именуется Uolë Kúvion, но о его появлении на Луне не говорится ничего.

Интересные факты Править

  • в Испании существует музыкальная группа, носящая название Нарсилион - Песнь о Солнце и Луне в переводе с языка Квенья.

Литература Править

Ларсен, Кристине. «Маленькая собственная земля. Создание Толкином Лунных мифов», Толкиен 2005. Бирмингем, Великобритания. 12 августа 2005.
  • Кисор, Иветт. «Эльфы (и Хоббиты) всегда обращаются к Солнцу — Она». Заметки к Приложениям во «Властелине колец» Толкина, Tolkien Studies — Том 4, 2007, стр 212—222
  • Хоннегер, Томас. «Человек на Луне: Структурная глубина в работах Толкина». Издательство «Корни и Ветви» (2000), из «Walking Tree Publishers».
  • Bolintineanu, Александра (2006). «Астрономия и космология, Средиземье». В Drout, Michael D. C.. «Дж. Р. Р. Толкин. Энциклопедия», «Критическая оценка». ISBN 0-415-96942-5.
  • Беляков, Сергей. «Отражение астрономических познаний Толкина в его творчестве»

См. также Править

Примечания Править

  1. 1,0 1,1 «Сильмариллион», гл. «О Солнце и Луне»

Также на Фэндоме

Случайная вики