Wikia

Википалантир

Сэмуайз Гэмджи

Обсуждение1
1656статей на этой вики
Сэмуайз Гэмджи
Сэм
Имя: Сэмуайз Гэмджи
Титул: Бургомистр Шира
Раса: хоббит (мохноног)
Пол: мужской
Оружие: меч из могильников

сковородка
меч Жало

Экранизация:
Актёр: Шон Астин
«Есть много хорошего в этом мире, мистер Фродо... и за него стоит побороться»
—Сэм

Сэмуайз Гэмджи (родился 6 апреля 2983 Т.Э.; по летоисчислению Шира жил с 1383 г.), также известен как Сэм. Был слугой Фродо Бэггинса и самым верным Хранителем Кольца.

Персонаж Править

Сэм, казалось, был обычным хоббитом — простой садовник, он не говорил красивых речей, не питал пустых иллюзий. Однако его любовь к эльфам и поэзии, а также уверенность, что в мире гораздо больше чудес, чем увидит за всю свою жизнь обычный житель Шира (конечно же, всего этого Сэм понахватался от своего наставника Бильбо) делали Сэмуайза далеко не рядовым хоббитом. К тому же, именно Сэм первым затронул тему отплытия эльфов из Средиземья — это прозвучало как тонкое предзнаменование грядущего последнего путешествия Фродо и Бильбо с эльфами на Заокраинный Запад. Сэм жил со своим отцом Хэмфастом Гэмжи, так же известным под прозвищем «Старчина», на улице Бэгшот Роу, в Шире, недалеко от Бэг-Энда. Мать Сэма звали Бэлл Гудчайлд; кроме того, у него было два родных брата — Хэмсон и Хэлфрид, и три сестры — Дэйси, Мэй и Мэриголд.

В качестве «наказания» за подслушанную беседу Фродо и Гэндальфа об опасностях, которые таит в себе Кольцо, Сэм был выбран первым спутником Фродо в его поездке в Ривенделл. Сэм не раз спасал Фродо жизнь на протяжении всего их путешествия — он был до конца со своим хозяином и прошёл с ним весь путь до Роковой Горы.

Samwise the Brave

Сэм в бою с Шелоб

После того, как Шелоб напала и парализовала Фродо, Сэм взял Кольцо, намереваясь закончить путешествие в одиночку. Поскольку он держал у себя Кольцо какое-то время, его тоже принято считать Хранителем.

После Войны за Кольцо, Сэм женился на Роуз «Рози» Коттон и вернулся в Шир. У него было тринадцать детей: Эланор Веселая, Фродо, Роуз, Мерри, Пиппин, Златовласка, Хэмфаст, Дэйси, Примула, Бильбо, Руби, Робин и Толман. После того как Уилл Шерстолап оставил пост бургомистра Мичел Делвинга (самого большого города Шира, официальной столицы Шира) и всего Шира, в 7 г ЧЭ, или 1427 по ЛШ Сэм был избран бургомистром Шира и избирался затем ещё семь сроков подряд.

После того, как жена Сэма умерла в 62 году ЧЭ (1482 по ЛШ), он передал Красную Книгу Эланор и покинул Средиземье, чтобы переплыть Море и присоединиться к Фродо на Заокраинном Западе.

Имя Править

Придумывая имя своему персонажу, Толкин думал о так называемом «материале Гэмджи», изобретённом в XIX столетии бирмингемским хирургом по имени Джозеф Самспон Гэмджи. Слово «гэмджи» стало в Бирмингеме разговорным названием ваты; Толкин писал, почему он выбрал такое имя для своего героя:

«Выбор имени Гэмджи обусловлен прежде всего аллитерацией; но не я изобрел это. Я просто помнил, что в детстве это было какое-то комическое слово или имя. Фактически, в Бирмингеме так называли вату (отсюда следует определённая ассоциация с Хлопком (Коттон — фамилия жены Сэма)). Я ничего не знал о происхождении этого слова.»[1]

Возможно, Толкин подсознательно помнил доктора Гэмжи (который умер в 1886 г. и удостоился мемориальной доски в Бирмингемском Медицинском Институте, расположенном всего в нескольких ярдах от дома Толкина), однако он утверждал, что был искренне удивлён, когда в марте 1956 года получил письмо от некоего Сэма Гэмжи, который слышал, что его имя используется в книге «Властелин Колец», но самой книги не читал. Толкин ответил 18 марта:

«Дорогой мистер Гэмджи, Было очень любезно с вашей стороны написать мне письмо. Вы можете вообразить мое удивление, когда я увидел вашу подпись! Я могу вас заверить, для вашего успокоения, что Сэм Гэмджи — один из самых героических персонажей моей истории. Его любят многие читатели, несмотря на его простое происхождение.»[1]

Толкин выслал мистеру Гэмджи подписанные копии всех трех частей романа. Однако, этот инцидент вызвал у него определенное беспокойство. Вот что Толкин пишет в своем дневнике:

«В течение некоторого времени я жил в постоянном опасении, что получу письмо, подписанное ‘С. Голлум’. С ним было бы куда труднее иметь дело.»[2]

В приложениях к Властелину Колец (страницы 1109 и 1111) упоминается, что на Вестроне имя Сэма звучит так — Banazîr Galbasi (иногда пишут Galpsi). Banazîr складывается из элементов, означающих «полумудрый» или «простой». Galbasi же ассоциируется с названием деревни Galabas. Имя Galabas можно разложить на элементы galab-что означает игра, и bas-, соответствует словам «-ферма», или «-деревня».

Актеры Править

Родди Макдоуол озвучивал Сэма в анимационном фильме «Возвращение Короля», сделанном для телевидения. В куда более популярном анимационном фильме, выпущенном в 1978 году, Сэма озвучивал Майкл Шолес.

Уильямом Найи играл Сэма в радио сериале BBC по Властелину Колец.

В кинофильмах Питера Джексона Властелин Колец: Братство Кольца (2001), Властелин Колец: Две Башни (2002) и Властелин Колец: Возвращение Короля (2003), Сэма играет Шон Остин.
Sean Astin 9

Шон Остин

Неизвестно, слышал ли Остин радио выступление Уильяма Найи, но их понимание образа персонажа очень схоже.

Комментарии Править

Многие считают Сэма Гэмджи «настоящим главным героем» истории Толкина. Сам автор так описывает подобные настроения поклонников в одном из своих писем: Сэм действительно является одним из «главных героев». Дополнительный акцент делается на его «простоватой любви» к Рози[3]. Сэм неоднократно выручает Фродо, спасает ему жизнь (например, спасение в башне Кирит Унгол). Фактически, Сэм является одним из Хранителей Кольца, достаточно сильным, чтобы добровольно расстаться с ним.

Отношения Фродо и Сэма, по мнению многих, являются центральными во Властелине Колец. Современному читателю они кажутся архаичными — ведь в них чётко прослеживается классовое деление (скромность Сэма, называющего своего друга «господином», подчёркнутая простота его речи, в отличие от «аристократизма» Фродо — и в то же время взаимная любовь и доверие между ними, наиболее сильно проявляющиеся в башне Кирит Унгол, где Сэм клянётся вернуться к своему очевидно мёртвому хозяину, дабы воссоединиться с ним в смерти).

Толкинисты часто называют Сэма адъютантом Фродо. В британской армии адъютант чаще всего был личным помощником офицера. Это была должность, с которой Толкин знаком не понаслышке (во время Первой Мировой войны он служил офицером). Сэму присущи все типичные черты адъютанта — он выполняет поручения Фродо, он готовит ему еду и несёт его поклажу. Толкин подтверждает эту интерпретацию в своём письме:

«Мой Сэм Гэмджи действительно похож на английского солдата, личного помощника и адъютанта, которых я знал на войне 1914 года…»[1]

Часто взаимоотношения Фродо и Сэма сравнивают с взаимоотношениями между Дон Кихотом и Санчо Пансо.

Примечания Править

  1. 1,0 1,1 1,2 Карпентер, Хамфри. «Д. Р. Р. Толкин. Письма»
  2. Толкин: Биография, Хамфри Карпентер
  3. Карпентер, Хамфри. «Д. Р. Р. Толкин. Письма», письмо #131
Братство Кольца
Фродо Сэм Мерри Пиппин Гэндальф Арагорн Леголас Гимли Боромир

Викия-сеть

Случайная вики