ФЭНДОМ

Улмо
Ulmo by kimberly80-d6g4v3g
© Иллюстрация kimberly80.
Имя: Улмо
Другие имена: Уллубоз, Улу, Гуиар, Гулма
Титул: Владыка Вод Арды. Аратар
Раса: Айнур
Культура: Валар
Пол: Мужской
Государство: Арда, Эккайа
Время жизни:  ? до сотворения Эа — наше время
Оружие: Сила Валар
Left pointing double angle quotation mark sh4 И хотя кажется, что в эти черные дни я противлюсь воле моих собратьев, Владык Запада, таков мой удел среди них, и это было предназначено мне еще до сотворения Мира. Right pointing double angle quotation mark sh4
Улмо Туору

Улмо (англ. Ulmo) — айну из Валар, Владыка Вод Арды.

Третий по могуществу из Айнур, после Мелькора и Манвэ. Верный друг всех людей и эльфов, даже когда те оказывались в немилости у Валар. Особо покровительствовал эльфам-тэлери, Роду Финголфина и Роду Хадора. Оказал значительное влияние на эльфов и людей в годы Войны Самоцветов, поспособствовав победе над Властелином Тьмы Мелькором.

Этимология Править

  • Улмо (Ulmo) - имя на квенья, которое переводится дословно как "Тот, кто льёт". Имя содержит в себе исконно валаринский корень Ул - "Лить", и окончание мо, встречающееся в именах и титулах.
  • Улу (Ulu) - имя Улмо на синдарине, хотя также присутствуют версии Гуиар (Guiar) и Гулма (Gulma).
  • Уллубоз (Ullubōz) - имя Улмо на валарине, содержащая в себе элемент ул(л)у - "вода".
  • Властелин Вод (англ. Lord of Waters) - титул Улмо как верховного повелителя всех вод Арды.
  • Король Моря (англ. King of the Sea) - титул Улмо.
  • Житель Глубин (англ. Dweller of the Deep) - прозвище Улмо.

Биография Править

Музыка Айнур и война с Мелькором Править

Как и другие Айнур, Улмо был создан Эру Илуватаром до создания всего сущего. Во время Музыке Айнур, Улмо задумался о водах мира, но восставший против воли Илуватара Мелькор ополчился на владения Улмо. Мелькор привнёс в Музыку огонь и лёд, которые иссушали и замораживали бы воды Улмо. Тем не менее, Эру указал Улмо, что злые намерения Мелькора не принесли желаемого результата, так как с одной стороны вода становилась прекрасным льдом и снегом, а с другой становилась облаками, что приближали Улмо к его другу, Манвэ. С тех пор, Улмо и Манвэ были в союзе против Мелькора и всегда исполняли волю Илуватара.
Manwe and Ulmo by Kallie Lefave

Улмо и Манвэ. Иллюстрация Kallie Lefave

После завершения Музыки, Улмо пришёл в созданную Эа в числе многих других Айнур, намереваясь улучшить её к приходу Детей Илуватара. Им в удел должна была достаться Арда, в создании которой Улмо, Манвэ и Аулэ приняли главное участие. Однако и Мелькор был там, вмешиваясь во всё, что создавали его собратья и мечтая захватить Арду. Манвэ, которого Илуватар назначил королём в Арде, выступил против Мелькор и тот был вынужден уйти из Арды. После этого Валар упорядочили Арду, но Мелькора это разгневало и он вернулся, начав войну против Валар. Долгое время Мелькор в одиночку побеждал всех Валар и владел большей частью Арды. В те годы, на его сторону встали многие майар, в том числе майа Улмо, Оссэ. Мелькор не мог подчинить море и ненавидел его, однако обещал Оссэ все владения Улмо в награду за службу. Оссэ создал великий шторм, что принёс Арде не малые разрушения, но в итоге отрёкся от Мелькора и вернулся на службу Улмо. Валар всё же сумели выиграть в войне и изгнать Мелькора из Арды, после чего завершили её строительство и поселились в Средиземье. Улмо, в свою очередь, поселился во Внешнем океане, омывающим берега континентов Имбра. Оссэ и его супруге, Уинен, Улмо доверил управлять водами внутренних морей мира.

После разрушения Алмарена в тайне вернувшимся Мелькором, Валар покинули Средиземье и поселились на континенте Аман, создав своё королевство Валинор. Улмо был против решения собратьев покинуть Средиземье, оставив его под властью Мелькора. Улмо не поселился в Валиноре и появлялся там лишь на великих советах. Благодаря власти Улмо, даже под покровом тьмы Мелькора, по многим тайным жилам струилась жизнь и земля не умирала. Улмо никогда не оставлял Средиземье и всегда заботился о нём.

Прибытие эльфов в Аман Править

В 1050 Э. Д. в Средиземье пробудились первые дети Эру Илвутара, эльфы, угрозой которым стал Мелькор. По велению Эру, Манвэ начал войну и пленил Мелькора, после чего Валар держали совет о судьбе эльфов. Большинство из них, во главе с Аулэ, желала привести эльфов в Валинор и уберечь от угроз, оставшихся в Средиземье после Мелькора. Другая часть, во главе с Улмо, выступила против, желая чтобы эльфы жили на свободе в землях Средиземья, излечивая и преображая его своим искусством. Улмо был прав и действовал в соответствии с замыслом Илуватара, но большинством было решено обратное, что привело к дурным последствиям и многим горестям. Тем не менее, Улмо принял решение Манвэ и помог эльфам преодолеть страх перед морем, лежащим на пути к Аману. Сдвинув с центра моря Белегаэр остров Тол-Эрессеа, Улмо перевёз на нём в Валинор племена нолдор и ваниар. Третье племя, тэлери, не услышало призыв Улмо и осталось в Средиземье. Через многие годы (1149 Э. Д.), уступив просьбам нолдор, Улмо вернулся за тэлери и перевёз их на острове через море. Оссэ, правивший морями Средиземья, любил мореплавателей тэлери и не желал их ухода в Аман, где бывал редко. Из-за него, тэлери упросили Улмо прервать их путь и Тол-Эресссеа был закреплён на дне залива Эльдамар (1151 Э. Д.). Улмо сделал это охотно, так как был против ухода эльфов из Средиземья, но остальные Валар остались недовольны. Вскоре тэлери пожелали прибыть в Валинор, чтобы увидеться с родичами, и Улмо нехотя исполнил волю Манвэ, отправив в помощь тэлери Оссэ. Тэлери поселились на берегах залива и нашли покровительство Улмо, который научил их музыке вод.

Статут Финвэ и Мириэль Править

В 1169 Э. Д. у короля нолдор, Финвэ и его жены, Мириэль, родился сын - Феанор. Эру наделил ребёнка великим могуществом и Мириэль истратила всю духовную силу для его рождения. Через год Мириэль умерла и её душа отказалась покидать Чертоги Мандоса, желая уединения и покоя. Валар были поражены, так как ранее эльфы никогда не умирали и такая смерть была неестественна.

Финвэ, однако, желал иметь больше детей и обратился за помощью к Манвэ. Тот собрал совет Валар, куда пришёл среди прочих даже Улмо (редкий гость в Валимаре). Манвэ призвал Валар высказаться и Аулэ считал, что смерть Мириэль естественная цена за рождение великого ребёнка; тем самым она идёт напрямую от воли Эру. Улмо возразил, сказав, что смерть неестественна для эльфов и привела к горю, следовательно, идёт от искажения Мелькора. Йаванна поддержала Улмо, сказав, что слабость тела Мириэль заключается именно в искажении, так как оно лежит на всех пробудившихся в Средиземье эльфах. Ниэнна согласилась с ней и тем, что слабость тела была связана с искажением, однако Мириэль смогла сопротивляться ему и родить великого ребёнка. Поэтому, подобное деяние лишь похвально для Мириэль и её винить нельзя. Ниэнна также заметила, что вины Финвэ тут тоже нет, так как он не понимал смерти и звал Мириэль, но когда она не вернулась, его жизнь пришла к горю. Улмо возразил, считая Мириэль виноватой в том, что она ушла утратив надежду на исцеление и возрождение, тем самым, исказив мужа и лишив воспитания сына. Улмо также обвинил Финвэ в утрате надежды на возвращение супруги и потери любви, так как он считал своё горе большим, нежели горе Мириэль. Улмо настаивал, что данное событие должно было научить Финвэ терпению и тогда Мириэль вернулась бы; их совместное воспитание стало бы благом для Феанора. Но Финвэ торопился и постоянно тревожил Мириэль, потому та ожесточилась, а теперь может остаться навсегда в Мандосе. Тут вмешалась Вайрэ, сказав, что такова возможно природа Детей, так как Финвэ точно знает, что его супруга не вернётся.

Манвэ подвёл итог, согласившись с Улмо и Йаванной, но не согласившись с Вайрэ (природа Детей сокрыта от Валар). Он также сказал, что у Валар ныне два пути: либо разрешить Финвэ жениться вновь, что породит зло от Искажения; либо бороться с Искажением и надеяться на возвращение Мириэль. Манвэ дал последнее слово Мандосу и тот настоял (предвидя будущее), чтобы Финвэ даровали разрешение жениться вторично, так как от детей Индис придёт Эарендиль и более блага, нежели зла. Тогда Манвэ провозгласил "Статут Финвэ и Мириэль" и их брак был расторгнут по обоюдному согласию, а Финвэ женился на Индис из ваниар. Как и говорил Улмо, отсутствие материнского воспитания пошло во вред Феанору. Род старшего сына Индис, Финголфина, подружился с Улмо и потому Мелькор особо не любил их.

Бунт Нолдор Править

В 1400 Э. Д. Мелькор был выпущен из Мандоса и вновь предстал перед Валар, моля о милости. Мавэ не мог понять зла Мелькора и поверил в его лживое раскаяние, но Улмо не остался обманут. В 1410 Э. Д. Мелькор пришёл к нолдор и стал помогать им, обучая новому в искусстве. Но также он сеял меж них семена лжи, направленные против Валар. Нолдор в итоге поверили лжи и стали роптать, а во главе бунтующих встал Феанор (отличавшийся лидерскими качествами). В 1450 Э. Д. Феанор создал несокрушимые самоцветы, хранящие в себе Свет Древ и судьбы мира - Сильмарили. Этими камнями пожелал завладеть Мелькор и, видя неприязнь между Феанором и сыновьями Индис (Финголфином и Финарфином), направил на них ложь. Тогда нолдор стали враждовать друг с другом, тайно вооружаться, а Феанор открыто призывал нолдор уходить из Амана в Средиземье. В 1490 Э. Д. Феанор пригрозил Финголфину смертью, если тот будет продолжать пытаться настраивать отца против него. Валар призвали виновных на суд и план Мелькора был раскрыт, но сам он сбежал.

В 1495 Э. Д. Манвэ устроил празднество, где намеревался примирить Феанора и Финголфина. В это время Мелькор, с помощью Унголиант, уничтожил Древа Валинора и прибыв в Форменос, украл Сильмарили и убил стоящего у него на пути Финвэ, после чего бежал в Средиземье. Феанор поднял нолдор на бунт против Валар, упрекая последних в неспособности защитить эльфов, ради чего их и привели в Аман. Также в речи Феанора была и та ложь против Валар, которой Моргот когда-то отравил нолдор (в том числе, и Феанора): что Валар привели эльфов обманом, желая контролировать и отдать Средиземье людям. Под конец, Феанор, а затем его сыновья, дали клятву именем Эру враждовать с любыми, даже с Валар, если они попытаться завладеть Сильмарилями. Почти все нолдор взбунтовались и против воли Манвэ, оправились в поход, но верные Валар тэлери отказались как либо помочь собратьям в пересечении моря. Нолдор Феанора попытались украсть флот тэлери и те дали отпор, после чего закипела братоубийственная битва, в которой нолдор победили. В 1496 Э. Д. Мандос предсказал нолдор поражение в войне и приказал эльфам вернуться на суд за братоубийство. Некоторые повернули назад, но большая часть нолдор покинула Валинор и более не могла вернуться. В отличие от многих своих собратьев, Улмо относился к Феанору и прочих нолдор более прохладно, однако теперь не отвернулся от бунтовщиков, проявив милосердие к их ошибкам и злым деяниям. Бунт Феанора был следствием прихода эльфов в Амана и нарушения замысла Илуватара.

Улмо и Тургон Править

После возвращения нолдор в Белерианд, Валар создали Луну и Солнце. С восходом последней пробудились люди, за которыми приглядывал Улмо по воле Манвэ. Воды Улмо несли людям послания, но те их не понимали и вскоре пали во зло, когда к ним пришёл Мелькор.

Улмо собирал вести обо всем, что происходит в Белерианде, и каждый ручеек, бегущий из Средиземья к Великому морю, был его вестником и посланником; а кроме того, в дружбе с Улмо были моряки-фалатрим Кирдана, жившие в гаванях Фаласа. В 50 П. Э. Улмо поднялся вверх по реке Сирион и послал спящим на берегу внукам Финвэ, Финроду и Тургону, видения неминуемой победы Мелькора. Прислушавшись к Улмо, Финрод построил тайную крепость Нарготронд, но Тургон не сумел найти подходящего места для своей твердыни. В 53 П. Э. Улмо явился Тургону и привёл его в долину Тумладен, где тот в 116 П. Э. выстроил тайный город Гондолин. Своей властью, Улмо закрыл ход в долину Тумладен от слуг Мелькора и предсказал Тургону, что Гондолин простоит более остальных королевств эльфов. Однако Улмо предупредил Тургона, что над ним тяготеет рок Мандоса и Гондолин однажды падёт, потому не стоит надеяться на него. По требованию Улмо, Тургон оставил в Неврасте свои доспехи и меч, которые предъявит посол Улмо, если угроза Гондолину будет близко. Улмо вернулся в море, а Тургон отправился в Гондолин, где правил в процветании многие годы. Тем не менее, несмотря на предупреждения Улмо, Тургон сильно привязался к своему городу и понадеялся на его тайну.

Улмо и род Хадора Править

Часть людей, пробудившихся на востоке Средиземья, всё же отвергла Мелькора и отправилась на запад, стремясь найти Валар. Три племени людей, известные у эльфов как эдайн, стали союзниками нолдор в войне с Мелькором. Особо благоволил Улмо к племени Хадора, вассалам Дома Финголфина. В 458 П. Э. Улмо спас внуков Хадора, Хурина и Хуора, подняв туман над рекой Сирион и прикрыв отступление братьев. Хурин и Хуор попали в Гондолин, где им оказал помощь Тургон, которого Улмо заранее предупредил. Владыка Вод слал королю Гондолина вещие сны и послания через воды Сириона, советуя дружить с родом Хадора, так как от него придёт помощь для нолдор. Так и случилось в 472 П. Э., когда Хурин и Хуор прикрыли отступление Тургона в Гондолин, после поражения в битве Нирнаэт Арноэдиад. После этого Тургон решил вымолить у Валар прощение и помощь в войне, но все корабли, которые посылались в закрытый от нолдор-бунтовщиков Аман, топил Оссэ. Лишь одного моряка, Воронвэ, спас Улмо от гнева Оссэ, что следовал воле и приговору Мандоса.

В 490 П. Э. в Нарготронд пришёл сын Хурина, Турин, став правой рукой короля Ородрета. По воле Турина, через реку Нарог был построен каменный мост, по которому войска Нарготронда выходили на битвы со слугами Мелькора. Улмо послал предостережение Ородрету, советуя уничтожить мост, чтобы слуги Мелькора не воспользовались им. Ородрет прислушивался к Турину, который наотрез отказался уничтожать мост. В 495 П. Э. войско Мелькора уничтожило Нарготронд, а через 4 года погиб и сам Турин. Двоюродный брат Турина, сын Хуора, Туор, в 495 П. Э. по зову Улмо пришёл в Невраст, к давно покинутому замку Тургона на берегу моря. Там Улмо явился Туору, приказав оправиться в Гондолин и предупредить Тургона о грозящей опасности.

TN-Ulmo Appears before Tuor

Улмо и Туор. Иллюстрация Теда Несмита

Туор забрал из замка меч и доспехи Тургона, что стало доказательством для короля в правдивости слов посла. Проводником Туора в сокрытый город стал Воронвэ. Услышав послание, Тургон отказался выполнять волю Улмо, так как с годами уверился в несокрушимости и тайне своего города, сильно полюбив Гондолин. В 510 П. Э. Мелькор нашёл Гондолин и уничтожил его вместе с Тургоном. Лишь малая часть жителей, в числе которых Туор с семьёй, сумела бежать. Они укрылись в Гаванях Сириона, где всё ещё распространялась власть Улмо. Как и предсказывал Владыка Вод, Гондолин стал последним из выстоявших против Мелькора королевств эльфов, так как к тому времени Властелин Тьмы сокрушил всех своих врагов.

После падения Гондолина, Улмо явился в Валинор и пытался убедить Валар простить нолдор, отвоевать Сильмарили и свергнуть Моргота. Однако Манвэ не смягчился и ждал прихода посла от Детей Эру, который будет просить за людей и эльфов.

Туор с женой, Идриль (дочерью Тургона), вскоре покинули гавани и там стал править их сын, Эарендиль. Он женился на Эльвинг, владевшей украденным у Мелькора Сильмарилем. Самоцвет пробудил клятву сыновей Феанора, которые потребовали отдать его, но получили отказ. В 538 П. Э. они уничтожили Гавани Сириона, но Сильмариль забрать не сумели, поскольку Эльвинг бросилась с ним в море. Улмо превратил Эльвинг в птицу и в этом обличье она добралась до корабля Эарендиля, тщетно пытавшегося найти Валинор.
Ulmo and Elwing by Kamehame

Улмо и Эльвинг. Иллюстрация Kameheme

С помощью Сильмариля, Эарендиль преодолел Зачарованные моря и добрался до Валинора, где сумел убедить Валар помочь в войне и простить нолдор (542 П. Э.). Мандос требовал для Эарендиля смерти, так как он был отчасти нолдо, из рода взбунтовавшихся против владычества Валар. Всем ушедшим нолдор запретили возвращаться в Аман, а смертным было запрещено ступать на бессмертные земли. Улмо вступился за Эарендиля, но решение вынес Манвэ, прощая поступок Эарендиля, так как он сделал это ради людей и эльфов. 

В 587 П. Э. Мелькор был побеждён и изгнан из Арды через Врата Ночи, хранителем которых стал Эарендиль с Сильмарилем. Два других Сильмариля выкрали сыновья Феанора, но камни принесли им гибель, канув вместе с хозяевами над дно океана и в недра земли.

Характеристика Править

Характер Править

Сердце Улмо было добрым, но он был надменен даже с Айнур, молчалив, и часто предавался глубоким думам. Улмо не жил где-либо подолгу, но странствовал повсюду в глубинах вод, что струились по поверхности земли либо под ней. В месте для отдыха он не нуждался. Порой незримый, Улмо выходил на берега Средиземья, или еще дальше, в глубь материка, вверх по узким морским заливам, и там трубит в рога, гигантские Улумури, что сработал из белых морских раковин майа Салмар. Если кому доводилось услышать ту музыку, она вечно звучала потом в их сердцах и не утихала в них тоска по морю. Превыше всех вод западного мира, после реки Сирион, Улмо любил Гелион.

Внешность и голос Править

Улмо редко облекался в плоть, подобную облику Детей Эру, так как он не любил ступать по земле. Чаще его можно было увидеть в море, подобно вздымающейся волне, что надвигается на землю. Голову Улмо венчал темный шлем с пенным гребнем, похожий на серебряную корону, их под которой выбивались длинные кудри, похожие на морскую пену. Улмо был одет в чешуйчатую броню, мерцающую серебром и темно-зеленым. Улмо также носил зелёный кафтан и серую мантию, подобную туману, лоскут которой Владыка Вод отдал Туору, чтобы того не заметили шпионы Мелькора. Как и другие Валар в физическом воплощении, Улмо был намного выше человеческого роста. Явление Улмо в море было величественным и наполняло эльфов благоговейным ужасом. Голос Улмо был глубоким, подобно глубинам океана.

Возможности и умения Править

Улмо был третьим по могуществу из Айнур, после Мелькора и Манвэ. Благодаря урокам Илуватара, Улмо постиг суть Музыки Айнур гораздо глубже своих собратьев. Из глубин Великого океана, Улмо повелевает движением всех земных вод, приливами и отливами, течением рек и пополнением родников; все воды Арды во власти Улмо. В глубинах океана он задумывает музыку вод и эхо той музыки струится во всех водах мира, звуча и радостно, и печально. С обитателями Средиземья Улмо говорил голосами, что слышны были только в музыке вод. Улмо готов был внять всем, кто заплутал во тьме и позабыл свет Валар; он никогда не оставлял Средиземье своими заботами и вечно помнил о его нуждах. Тем не менее, Улмо держал в мыслях не только Средиземье, но и всю Арду, узнавая из глубин океана то, что осталось бы скрыто от Манвэ. Улмо никогда не шёл против воли Манвэ, как могли ошибочно истолковываться его слова, обращённые к Туору. Благодаря водам Улмо, даже под властью Мелькора земля не умирала. Однако Мелькор мог отравить источники вод в Средиземье, из-за чего Улмо утратил бы над ними власть. Моря и океаны Мелькор не мог осквернить и боясь Улмо, никогда не вёл войн на море.

Галерея Править

Источники Править