ФЭНДОМ

Финголфин
Fingolfin by mathiaArkoniel
Иллюстрация MathiaArkoniel
Имя: Финголфин
Другие имена: Финвэ

Нолофинвэ
Аракано

Титул: Верховный Король нолдор-изгнанников

Родоначальник Второго Дома

Раса: эльф
Культура: нолдор
Пол: мужской
Государство: Эльдамар, Хитлум
Время жизни: 1190 Э. Д. - 456 П. Э.
Семья: Финвэ (отец)

Индис (мать)
Финарфин (брат)
Финдис Фаниэль Иримэ (сёстры)
Анайрэ (жена)
Фингон, Тургон, Аредэль и Аргон (дети)

Оружие: меч Рингиль
Left pointing double angle quotation mark sh4 Финголфин был сыном своего отца, высоким, темным и высокомерным, как и большинство нолдор, и в конце концов, несмотря на вражду с Феанором он по своей воле присоединился к восстанию и изгнанию, хотя продолжал требовать власть над всеми нолдор. Right pointing double angle quotation mark sh4
"Шибболет Феанора"

Финголфин (англ. Fingolfin) — эльф, старший сын Финвэ и его второй жены Индис. Младший брат Феанора (только по отцу) и Финдис; старший - Фаниэль, Финарфина и Иримэ. Отец Фингона, Тургона, Аредель и Аргона. Дед Идриль, Маэглина и Гиль-галада.

Стремясь к королевской власти единокровного брата в силу поддержки большинства нолдор, присоединился к походу нолдор-изгнанников в Средиземье. Стал Верховным королём нолдор-изгнанников после гибели Феанора и отказа от титула его старшего сына, Маэдроса. В Средиземье основался и правил в землях Хитлума. Принял на вассальную службу людей Дома Хадора и отдал им во владение Дор-ломин.

Имя Править

  • Финвэ (англ. Finwё) — самое первое имя, которым Финвэ назвал Финголфина. В последствие получило расширение.
  • Нолофинвэ (англ. Nolofinwë) — расширение предыдущего отцовское имя Финголфина. С квенья означает «Мудрый Финвэ» (от "Nolmё" - философское знание (включает науку)). На синдарин не переводилось, но звучало бы как Голфин (англ. Golfin).
  • Аракано (англ. Arakano) — материнское имя Финголфина. С квенья означает «Благородный Командир» (от "Аra" - высокородный, благородный; и "Kano" - вождь, командир). Так обычно называли младшего вождя, особенно действующего как заместитель старшего по рангу. На синдарине оно звучало как Аргон. Этим именем Финголфин назвал своего третьего сына.
  • Финголфин (англ. Fingolfin) — имя, получившееся в следствие предания синдаринского звучания и соединения имён «Финвэ Нолофинвэ». Финголфин взял королевской приставкой имя Финвэ во время Исхода, когда стремился узурпировать королевский титул. В Белерианде, элемент «Ñolo» был переведён в его синдаринский эквивалент -«gol». Также «Finwё», по правилам синдарина, было урезано до «fin» (как в начале, так и в конце). Таким образом, получилось имя очень похожее по стилю на синдаринское, но не имеющее никакого смысла на этом языке. Эту странную процедуру повторил только Финрод с именем своего отца - Финарфина[1].

Герб Править

Fingon

Родовыми цветами Финголфина и его Дома, были голубой и серебряный[2].

Ранние годы Править

Финголфин родился в Тирионе, в 1190 Э. Д.[3]. Лицом и телом он походил на отца - Финвэ (последний был белокож и черноволос[4])[1]; также Финголфин был сильным, стойким, доблестным[5], мудрым, высокомерным и своевольным.

Финголфин был женат на Анайрэ (женщине из нолдор), у них было трое сыновей:

и дочь:

Смута нолдор и вражда с Феанором Править

В 1410 Э. Д. Мелькор, выпущенный из Чертогов Мандоса поверившим в его раскаяние Манвэ, начал распускать лживые слухи, разжигая вражду между нолдор и Валар. Обучая нолдор мастерству, Мелькор между делом рассказывал им, будто бы Валар привели эльдар в Аман из зависти к их красоте и искусности, боясь что не смогут ими управлять, если они размножатся на просторах Арды; теперь же Валар держат их в плену в Амане, желая отдать Арду людям, которых легко покорить, и лишить этим эльфов наследства Илуватара[6]. Тогда Финголфин, как и многие другие нолдор, возроптал против Валар[1].

После создания Феанором бесценных камней Сильмарилей, Мелькор пожелал добыть их, потому пустил новую ложь и до Финголфина дошли слухи, будто бы Феанор желает изгнать из Тириона сынов Индис, а Финвэ под его полным контролем. До Феанора же дошло иное: будто бы Финголфин с сыновьями желают захватить власть, которая принадлежит королю Финвэ и его законному наследнику, Феанору; притом захватить с помощью алчущих Сильмарилей Феанора Валар. Так между Финголфином и Феанором разгорелась вражда[6].

В Доме Финголфина всегда говорили на квенья с произношением через "s", но теперь это делалось в противостояние Дому Феанора, где произносили и призывали произносить своих сподвижников через "þ" ("т")[1].

Когда Мелькор убедился в действенности своей лжи, он заговорил с нолдор об оружии и доспехах, которыми можно себя защитить; сначала с сыновьями Феанора, после с Финголфином и Финарфином. В следствие этого нолдор и их владыки вооружились тем оружием, которое у них было ещё с Великого Похода; также они стали ковать доспехи и открыто носить щиты с гербами своих Домов (однако оружие нолдор предусмотрительно прятали). В это же время Феанор стал открыто бунтовать и призывать других нолдор к уходу из Валинора в Средиземье вместе с ним.

Обеспокоенный смутой, Финвэ призвал лордов нолдор на совет в Тирионе, но Финголфин поторопился к отцу до начала совета и прихода Феанора. Ссылаясь на открытые призывы Феанора, Финголфин обвинил старшего брата в стремлении занять место Финвэ как короля. Под конец же, Финголфин указал на свою (и Финарфина) поддержку Финвэ, если он выступит против Феанора. В этот момент в зал вошёл сам Феанор и придя в ярость от поступка Финголфина, приказал брату убираться. От того реакции не последовало и выхватив меч, Феанор повторил приказ. Финголфин, всё так же игнорируя брата, поклонился Финвэ и решил уйти, но Феанор настиг его у ворот дворца. Приставив меч к груди Финголфина, Феанор пригрозил брату смертью, если тот ещё раз попытается настроить отца против него; под конец же, Феанор обвинил брата в стремление занять место Финвэ как короля. Финголфин всё также не отвечая, ушёл повидаться с Финарфином.
Feanor and Fingolfin by Tuuliky - dcfg

Угроза Феанора. Иллюстрация Tuuliky

Весть о угрозе Феанора дошла до Валар и потому всем, кто был замешан в этом деле, было приказано явиться на суд в Маханаксар. Роль Мелькора быстро прояснилась, но найти его и вновь пленить, не удалось. Феанор же, по приговору Валар, должен был отправиться в изгнание на 12 лет за свою угрозу; по истечении срока, вина его будет забыта, если другие освободят его от неё. Финголфин сказал, что освободит брата, но Феанор проигнорировал его и ушёл. Вместе с ним в изгнание отправился Финвэ[6], отказавшись от короны, пока его наследник изгнан[7]; тогда править в Тирионе Манвэ поставил Финголфина[8] и этим ложь Мелькора оправдалась, что усилило вражду меж Домами.

Через 5 лет, Манвэ, решив исцелить вражду между нолдор, устроил великое празднество и приказал Феанору явиться на Таникветиль. Там, пред троном Манвэ, Финголфин как и обещал освободил брата, но помимо этого дал клятву верности, что отныне Феанор предводитель, а он, Финголфин, его последователь; Феанор согласился с обещанием брата. В этот момент, Унголиант уничтожила Древа Валар, и тьма пала на Валинор[7].

Feanor and Fingolfin by sasheenka

Финголфин примиряется с Феанором

Мятеж и претензии на Власть Править

После гибели Двух Дерев, Мелькор (отныне Моргот) убил Финвэ и похитил Сильмарили. Феанор вернувшись в Тирион поднял нолдор на бунт и уход из-под власти Валар в свободное Средиземье, чтобы отомстить Морготу за Финвэ и вернуть Сильмарили, в свете которых нолдор вновь обрели бы благодать и создали независимые королевства[3]. Финголфин также присоединился к идее мятежа против Валар, к тому же, и он желал мести за убийство отца[1]. Но когда Феанор дал Клятву именем Эру воевать с любым, если он посягнёт на Сильмарили, Финголфин и его сын Тургон, выступили против него так, что чуть не началась схватка; однако Финарфин успокоил собравшихся и призвал их одуматься. Его не слушали, дети Финголфина также были за поход, и в конце концов речь Феанора разожгла сердца нолдор - 90% решились покинуть Аман.

Когда нолдор уже были готовы к походу, произошёл раскол. За 5 лет (48 лет по Солнцу) правления Финголфина в Тирионе, большинство нолдор склонилось на его сторону и была настроена против Феанора - законного короля над нолдор-бунтовщиками при последующем уходе последних из-под власти Валар. Эльфы сказали, что будут считать королём Финголфина, если тот пойдёт с ними[3]. Финголфин желал власти над всеми нолдор после смерти Финвэ и хотя присоединение к Исходу значило бы потерю на неё прав, Финголфин отправился в поход, продолжая в то же время требовать корону; тем самым, он нарушил свою клятву признавать предводителем Феанора[1]. Таким образом, ополчения Финголфина и его сподвижников были самыми многочисленными из всех ушедших нолдор; к нему так же присоединился Финарфин с последователями своего Дома. Валар запретили нолдор уходить (хотя не удерживали силой), но те отвергли власть Богов и отправились в путь.

На пути в Средиземье, между нолдор и тэлери, произошла Битва, в которой на помощь нолдор Дома Феанора, пришли первые отряды войск Финголфина, под предводительством Фингона и Аргона. Неизвестно, участвовал ли в битве Финголфин. Когда было произнесено Пророчество Мандоса и Финарфин повернул назад, Финголфин не последовал за ним, поскольку весь его народ шёл вперёд ведомый волей Феанора. В войске Финголфина также были остатки народа Финарфина, во главе с его детьми, не желавшими оставлять родню.

Бунт в Арамане и переход через Хэлкараксэ Править

Когда два воинства нолдор подошли к Араману, возникла проблема недостатка кораблей для перевозки всех воинств сразу, а нолдор не доверяли друг другу. В это самое время, среди нолдор Дома Финголфина поднялся ропот и проклятия на Феанора[3], сам же Финголфин, в стремлении к власти, самопровозгласил себя Верховным королём.

Fingolfin-Feanor by Vironia255

Финголфин и Феанор. Иллюстрация Vironia255

Феанор указал сводному брату на беспочвенность его притязаний, поскольку они были бы справедливы лишь в случае подчинения нолдор-изгнанников законодательству Валар (в его рамках Финголфин правил в Тирионе); однако нолдор отвергли его при уходе. Финголфин на это ответил, что он вовсе не отвергает закон Валар в плане своего утверждения королём[1].

Тогда Феанор в гневе забрал все корабли и с верными нолдор преодолел море, после чего сжёг все суда для предотвращения их отправки предателям. Увидев пожар и посчитав себя преданными, подданные Финголфина не пожелали возвращаться с позором на суд Валар, но решились идти через ледник Хэлкараксэ. Сам же Финголфин теперь более всего желал встретиться с Феанором.

XZCYCROX78c

Переход через Хэлкараксэ (первый план - Финголфин, второй - Финрод, Галадриэль). Иллюстрация Jenny Dolfen

Под предводительством Финголфина, его сыновей, а также Финрода и Галадриэль, нолдор отправились в длинный и тяжёлый переход, где выказали великую стойкость, хотя многие погибли. В итоге с первым восходим Луны, подданные Финголфина вступили во Внешние Земли[3]. Когда они проходили близ Ламмота, на них неожиданно напал отряд орков и в Битве погиб младший из сыновей Финголфина - Аргон. Однако орки пали духом и нолдор одержали верх[1]. Когда впервые взошло Солнце, Финголфин приказал развернуть знамёна и трубить в серебряные трубы. Так войска нолдор беспрепятственно подошло к вратам Ангбанда, но опасаясь коварства Моргота, Финголфин повернул к Митриму для отдыха и защиты под утёсами Эред Ветрина[2].

Правление и войны в Средиземье Править

В Миртиме находилось войско Феанора и хотя он сам погиб, а численностью его подданные всё ещё уступали, вновь возникла угроза междоусобицы. Желая примерить враждующих нолдор, Фингон спас из плена Моргота старшего сына Феанора, Маэдроса. Так как последний был и наследным Верховным королём всех Изгнанников, он, для примирения нолдор, передал королевскую власть Финголфину. Хотя другие сыновья Феанора были против поступка Маэдроса, вражда меж нолдор была забыта и они объединились против Моргота.

После этого Ангрод, по наущению Финрода, прибыл к королю синдар Тинголу в Дориат с приветствием. Тот же, в своём послании запрещал нолдор как-либо притеснять его подданных или селиться там, где он не позволяет[9]. Финголфин испытывал благоговение перед Тинголом и не меньше уважал его супругу, Мелиан[2], но высокомерие Тингола привело в ярость сыновей Феанора, а Карантир обвинил Ангрода в предательском доносительстве. Тогда вражда между нолдор вновь пробудилась и Маэдрос увёл народ Феанора на восток, чтобы не произошло стычки. Сам Маэдрос оставался в дружбе с Домами Финголфина и Финарфина.

Через 20 лет после прихода в Средиземье, Финголфин созвал всех на Пир Воссоединения. Туда пришли многие нолдор, вожди и подданные Финголфина и Финрода, синдар и лаиквенди, а из сыновей Феанора, Маэдрос и Маглор со своими подданными. Там было заключено множество союзов и установлены добрые отношения между народами эльфов[2].

После расселения нолдор по Белерианду Финголфин правил в Хитлуме вместе со своим сыном Фингоном. Они построили Барад Эйтель на востоке Эред Ветрина и откуда велось наблюдение за Ард-Галеном[5].

JON5xVuP8rY

Барад Эйтель

Когда минуло 40 лет с Пира Воссоединения, Моргот атаковал нолдор, но Финголфин и Маэдрос не утратили бдительности и разбили противника. Они с двух сторон обрушились на главное вражеское войско, когда оно атаковало Дортонион, и уничтожили всех воинов Моргота на равнине Ард-Гален. После этой победы началась Осада Ангбанда и Финголфин гордо говорил, что если не случится предательства, то Моргот не сможет ни прорвать осаду, ни застать эльфов врасплох[2].

После прихода в Белерианд эдайн, Финголфин, как король всех нолдор-изгнанников, отправил к людям гонцов с приветствиями и призывом на службу. Многие люди приняли приглашение и в их числе был Малах, наследный вождь людей Племени Мараха. Он пришёл в Хитлум на службу к Финголфину и пробыл на ней 14 лет. В последующие годы, потомок Малаха, Хадор, оказался при дворе Финголфина и завоевал его благорасположение. Финголфин отдал Хадору в вассальное владение Дор-ломин, и тот собрал там свой многочисленный народ, став самым могущественным из правителей эдайн.[10].

Поединок с Морготом и гибель Править

Когда с начала осады прошло 362 года, Финголфин принял мудрое решение о штурме Ангбанда, так как нолдор стали многочисленны и могущественны, а Моргот был свободен и мог копить силы для новой атаки. Но желание нолдор воевать уже отпало, потому ни кто не поддержал Финголфина, кроме Ангрода и Аэгнора (на их земли пришёлся бы основной удар врага).

Ещё через 33 года, Моргот внезапно начал битву Дагор Браголлах, прорвав и без того незамкнутое кольцо блокады вокруг Ангбанда, в результате великое множество людей и эльфов было уничтожено в первые же дни войны. Финголфин и Фингон, с армиями Хитлума, пытались прийти на помощь Ангроду и Аэгнору, но были отброшены с великими потерями к Эред Ветрину. Благодаря доблести людей и эльфов, Хитлум остался непокорённым. Однако Дортонион, Тол Сирион и почти все владения сыновей Феанора пали, а сами они бежали прочь из них.

Когда Финголфин осознал это, то решил, что наступило окончательное поражение эльфов и людей в войне с Морготом. Охваченный гневом и отчаянием, в одиночку, верхом на своём коне Рохаллоре и вооружившись мечом Рингилем, он подобно молнии пересёк выжженные земли Ард-Галена, направляясь прямиком в Ангбанд. Враги в ужасе бежали перед ним, страшась его гнева и принимая его за самого Вала Оромэ, покровителя охотников.

Lastrideof

Финголфин скачет на бой с Морготом

Беспрепятственно достигнув врат цитадели Моргота, Финголфин протрубил перед ними в рог и единственный раз в истории Арды, Тёмный Властелин был вызван на поединок:

"Выходи же, король-трус и бейся сам! Живущий в норе, повелитель рабов, лжец и соглядатай, враг Богов и эльфов, выходи! Ибо я хочу увидеть твое трусливое лицо!"

[2]

Моргот понимал своё "падшее" положение и потому боялся лишиться тела или получить ранение, даже самое слабое[11]. Но насмешки Финголфина слышали его командиры, потому Моргот выступил на бой перед вратами Ангбанда.

Tumblr mh7j0k4F7V1r9sav2o2 r1 1280

Поединок с Морготом

Финголфин был бесстрашен, обладал преимуществом в ловкости и быстроте, потому уворачивался от ударов Гронда, нанеся Врагу семь тяжёлых и болезненных ран[2]. Моргот же, расточивший свои врождённые (магические) силы Айну на управление слугами и приспешниками, пал до столь жалкого состояния, что был связан своим телом, но даже им не мог управлять[12]; после боя с Финголфином, раны Моргота так никогда и не исцелились. Однако Враг всё же был сильнее Финголфина физически, а Король утомился, потому был сокрушён Грондом и Моргот раздавил его шею ногой. Однако в предсмертной агонии, Финголфин пригвоздил ногу Моргота Рингилем к земле, нанеся ему последнюю рану, после которой Владыка Тьмы стал хромым.

Моргот, подняв тело Финголфина, хотел разорвать его и бросить на съедение волкам, однако Торондор, повелитель Орлов Манвэ, спас тело короля от осквернения и перенёс его в горы окружающие Гондолин. Там орлы возвели над телом Финголфина большую пирамиду из камней.[2]
Предшественник:
Маэдрос
Верховный Король нолдор-изгнанников
5 П. Э.456 П. Э.
Преемник:
Фингон

Биографическая хронология Править

Образ в искусстве Править

  • Композиция в стиле Пауэр Метал - Time Stands Still (At the Iron Hill) - немецкой группы Blind Guardian, посвящена истории поединка между Морготом и Финголфином;
  • В песне Иллет «Ты славить его не проси меня» поётся о Финголфине от лица его оруженосца;
  • Композиции ФС ПROJEKT - "Финголфин" и Альбион - "Гибель короля", также описывает поединок между Морготом и Финголфином.

ГалереяПравить

Примечания Править

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 История Средиземья, Народы Средиземья: «Шибболет Феанора»
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 История Средиземья, Народы Средиземья: "Анналы Белерианда или Серые Анналы"
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 История Средиземья, Кольцо Моргота: «Анналы Амана»
  4. История Средиземья, Кольцо Моргота, Поздняя Квента Сильмариллион (том 10) (фаза два): «О Феаноре и освобождении Мелькора»
  5. 5,0 5,1 История Средиземья, Утраченный путь и другие истории: «Квента Сильмариллион (том 5)»
  6. 6,0 6,1 6,2 История Средиземья, Кольцо Моргота, Поздняя Квента Сильмариллион (том 10) (фаза два): «О Сильмарилях и смуте Нолдор»
  7. 7,0 7,1 История Средиземья, Кольцо Моргота, Поздняя Квента Сильмариллион (том 10) (фаза два): «О Омрачении Валинора»
  8. История Средиземья, Кольцо Моргота: «Законы и обычаи Эльдар»
  9. История Средиземья, Война Самоцветов, Поздняя Квента Сильмариллион (том 11): «О Осаде Ангбанда»
  10. История Средиземья, Война Самоцветов, Поздняя Квента Сильмариллион (том 11): «О приходе людей на запад»
  11. История Средиземья, Кольцо Моргота: «Преображённые мифы»
  12. Журнал "Виньяр Тэнгвар", номер 39 - Дж. Р. Р. Толкин (под ред. Карла Ф. Хоштеттера):"Осанвэ-кэнта"

Дом Финголфина Править

Финвэ
 
Индис

Финголфин
 
Анайрэ
 
Финарфин

Фингон
 
Тургон
 
Эленвэ
 
Аргон
 
Аредэль
 
Эол

Гиль-галад

Идриль
 
Туор

Маэглин

Эарендиль
 
Эльвинг

Элронд
 
Келебриан
 
Элрос

Арвен
 
Арагорн II Элессар
 
Элладан и Элрохир
 
Правители Нуменора

Эльдарион