ФЭНДОМ

Фродо Бэггинс
Фродо Бэггинс
Элайджа Вуд в роли Фродо в фильме «Властелин Колец».
Имя: Фродо Бэггинс
Другие имена: Мистер Подхолмс, Бинго Бэггинс (в черновиках)
Титул: Хранитель кольца
Раса: Хоббит
Культура: мохноноги
Пол: Мужской
Государство: Шир, Валинор
Время жизни: 22 сентября, 2968 Т. Э. — неизвестно
Семья: Дрого Бэггинс (отец),
Примула Бэггинс (мать),
Бильбо Бэггинс (дядя)
Оружие: Эльфийский меч Жало
Экранизация:
Актёр: Элайджа Вуд
Left pointing double angle quotation mark sh4 Я возьму. Я понесу Кольцо в Мордор… только я не знаю пути. Right pointing double angle quotation mark sh4
Фродо

Фродо Бэггинс (варианты перевода также Торбинс, Сумникс, Сумкинс, Беббинс) — выдающийся хоббит из Шира, родился 22 сентября 2968 ТЭТретью Эпоху). Он единственный сын Дрого Бэггинса и Примулы Брендибак, племянник Бильбо Бэггинса.

 Биография

Frodo Baggins2

Детство

Большую часть детства Фродо провел в Бренди Холле, в Баклэнде — доме семьи Брендибаков со своей матерью Примулой Брэндибак. Как известно, Фродо был очень непоседливым ребёнком, он часто воровал грибы у старого фермера Мэггота.

В 2980 ТЭ, когда Фродо было всего 12 лет, его родители утонули в результате несчастья, произошедшего с их лодкой на реке Брендивайн. Поскольку Фродо не имел родных братьев, он оставался в Бренди Холле один, до тех пор, пока его дядя Бильбо Бэггинс не усыновил его в 2989 ТЭ и не сделал своим наследником. Вскоре Фродо полностью перебрался к нему и стал жить в Бэг-энде, усадьбе Бильбо.

22 сентября 3001 Т. Э. состоялась вечеринка в честь дня рождения Бильбо и Фродо (а родились они, как известно, в один день). Бильбо исполнилось 111 лет, а Фродо 33 года — возраст, достигая которого, хоббит, как полагают многие, становится совершеннолетним.

Отъезд из Шира с Кольцом

Frodoandring

После празднования дня рождения Бильбо покидает Шир и отправляется в Ривенделл, оставляя магическое Кольцо на попечение Фродо. Гэндальф пока не уверен, является ли эта волшебная вещица Кольцом Всевластья, однако, в целях безопасности, он все же просит Фродо спрятать Кольцо в надежном месте и не использовать его.

В течение последующих семнадцати лет Фродо выполняет наказ волшебника и прячет Кольцо в безопасном месте. Однако 12 апреля 3018 ТЭ Гэндальф возвращается в Бэг-энд и сообщает Фродо о том, что его Кольцо и есть то самое Кольцо Всевластья, которое так жаждет заполучить злой повелитель Саурон, чтобы управлять Средиземьем. Хотя Фродо и хотел нести Кольцо к Горе Ородруин — единственному месту, где оно может быть уничтожено, ни сам Фродо, ни Гэндальф не были уверены, что юному хоббиту под силу справиться с этой задачей. Понимая, что Саурон станет искать кольцо, Гэндальф посоветовал Фродо тайно переправится в Ривенделл.

После того, как хоббит и маг все решили, по Ширу стали гулять разные слухи. Поговаривали, что Фродо разорился и возвращается в Бэкланд, где его уже ждет маленький домик, выбранный и купленный юным Мериадоком Брендибаком — другом Фродо. За исключением садовника Сэмуайза Гэмджи, который подслушал разговор мага и Фродо (и в наказание Гэндальф отправил его с Фродо, что Сэму было в радость)  весь остальной Шир думал, что Фродо возвращается на свою малую родину, поближе к многочисленным родственникам.

Фродо продал усадьбу Бильбо Саквиль-Бэггинсам и 23 сентября 3018 ТЭ, на следующий день после своего пятидесятого дня рождения, уехал вместе Сэмом и Пиппином из Бэг-энда. На пути хоббиты столкнулись с Чёрным всадником, как оказалось, выслеживающим хоббита по фамилии Бэггинс. Всадника спугнули эльфы, проходившие рядом, и дружески принявшие хоббитов на привале, так как Бильбо был дружен с эльфами. Эльф Гилдор предупредил Фродо, что ему следует избегать чёрных всадников. Выйдя из леса, хоббиты через поля пришли к дому Мэггота, что дал им приют и рассказал о чёрном всаднике, усиленно расспрашивающем о Бэггинсе. Мэггот помог хоббитам добраться до парома через Берендуин, где их встретил Мериадок Брендибак. Когда хоббиты уже переправились, один из чёрных всадников напал на их след. Фроду остановился в доме, который был куплен в Бэкланде, откуда решил двигаться дальше в Ривенделл.

Старый лес

Ранним утром Фродо с Сэмом, Пиппином и Мэри двинулся через Старый лес, считавшийся по преданиям живым. Когда хоббиты остановись передохнуть, Мерри и Пиппина схватил Старый Вяз. Фродо и Сэм пытались вытащить друзей, но попытки были тщетны и в отчаянии Фрода принялся звать на помощь. В этот момент явился Том Бомбадил и освободил двоих хоббитов, после чего пригласил всех к себе и познакомил с Златеникой. На следующий день хоббиты отправились в Имладрис через могильники, где их схватили и заточили в кургане умертвия. Лишившись сил, Фродо запел песню, которую Том велел им выучить и петь, если попадут в беду. Том пришёл на выручку и освободил хоббитов, после чего вручил каждому по мечу, найденному в могильниках. 

Бри

В романе «Братство Кольца» и в одноименном кино описываемые события происходят в разном порядке. Кроме того, в книге Фродо встречает фермера Мэггота, эльфа Гилдора, Тома Бомбадила и Златенику — всех этих встреч нет в кино.

В Бри хоббиты остановились в старом трактире «Гарцующий Пони». Чтобы не вызывать лишних подозрений, Фродо назвался мистером Подхолмсом. Вскоре он заметил странную, закутанную в плащ фигуру человека, сидевшего в углу и курившего длинную трубку. Когда Фродо спросил трактирщика о странном человеке, тот ответил, что это Арагорн, которого многие зовут Странником.

Несмышлёный Пиппин сильно опьянел от местного эля и стал привлекать чрезмерное внимание посетителей к биографии Фродо, забыв о необходимой секретности. Фродо попробовал отвлечь толпу, но упал, и Кольцо само наделось ему на палец. Благодаря магии Кольца Фродо исчез, но когда появился вновь, Арагорн схватил его за руку и предельно серьёзно сказал о недопустимости подобного поведения.

Той ночью Черные Всадники прибыли в Бри и напали на гостиницу, но Странник сумел укрыть хоббитов в своей комнате. Он рассказал им о Всадниках, о том, что их также зовут Назгул или Кольценосцами. Купив пони по кличке Билл, Странник повёл хоббитов к Заветери.

Первая рана

Ночью 6 октября хоббиты подверглись нападению пяти из девяти Кольценосцев на холме у Заветери. Фродо допустил роковую ошибку, надев Кольцо в присутствии назгул. Он боролся до последнего, призывая себе на помощь одну из Валар, Элберет Гилтониэль. Предводитель назгул ангмарский Король — колдун ранил Фродо в плечо моргульским клинком. Вскоре Кольценосцы были отогнаны Странником, который атаковал их пылающим факелом.

Хотя Арагорн был отличным целителем, он не смог излечить рану Фродо. Обломки моргульского клинка оставались в теле хоббита, где продолжали перемещаться к его сердцу. От смерти Фродо спас Глорфиндель — эльфийский лорд, который усадил раненного хоббита на своего коня по прозвищу Асфалот и повез к броду через реку Бруинен, расположенный близ входа в долину Ривенделла. Как только они пересекли полноводный Бруинен, Фродо повернулся и увидел на той стороне девятерых Кольценосцев. Они приказывали, чтобы Фродо отдал Кольцо, но тот не повиновался. Впоследствии Кольценосцы были смыты наводнением, которое вызвали Гэндальф и Элронд, Владыка Ривенделла.

24 октября Фродо пробудился в Ривенделле и встретился с Бильбо, Гэндальфом, Сэмом, Мерри и Пиппином. Хотя Элронд излечил его рану, она продолжала беспокоить Фродо на протяжении всей его жизни в Средиземье.

Совет у Элронда

На следующий день Фродо был приглашён на Совет, который организовал Элронд. Представители всех Свободных Народов Средиземья выслушали историю Колец и приняли решение уничтожить Кольцо Всевластья. Фродо храбро согласился отнести Кольцо в Мордор и уничтожить его в огне Горы Ородруин, также известной как Роковая Гора. Некоторые члены Совета, включая Гэндальфа, решили сопровождать Фродо. Так появилось Братство Кольца Перед тем, как Братство покинуло Ривенделл, Бильбо подарил Фродо митриловую кольчугу и меч под названием «Жало», лезвие которого светилось голубым светом, если поблизости были орки. 25 декабря Братство Кольца покинуло Ривенделл и отправилось на юг.

Мория

11 января 3019 года Братство не смогло пересечь Мглистые Горы из-за сильной метели — Хранителям пришлось идти через подгорное царство Мории, построенное гномами. Однако хозяева покинули Морию, когда повстречались с Балрогом, прозванным «Проклятием Дурина», и несметными полчищами орков и троллей.

Когда Хранители вошли в Чертог Мазарбул (Летописный Чертог), их атаковали орки и пещерный тролль. В сражении Фродо был ранен, но митриловая кольчуга защитила его от смертельного удара. Братство добралось до моста Казад Дум, и Гэндальф упал в пропасть, защищая остальных от Балрога.

Лотлориен

Глубоко потрясенные потерей, Хранители Кольца выбрались из подземелий Мории на поверхность и двинулись в королевство эльфов — Лотлориен. Там они повстречали Леди Галадриэль и Правителя Келеборна. Галадриэль показала Фродо будущее в своём волшебном Зеркале. Фродо предложил ей Кольцо, но она воспротивилась такому подарку и поборола искушение надеть его. Прежде чем Братство покинуло Лотлориен, Галадриэль вручила каждому Хранителю подарок. Фродо она дала сосуд, который был наполнен светом звезды Эарендиль.

Братство распадается

BoromirFrodoAmonHem

Фродо и Боромир у Амон Хен

Братство продолжало путешествие на юг, к Амон Хену. Там, Боромир — сын наместника Гондора и член Братства, предпринял попытку убедить Фродо отнести Кольцо в Минас Тирит. Тогда хоббит попросил час на то, чтобы обдумать это предложение и отдалился от основного отряда. Боромир последовал за ним. Видя, что Фродо не намерен принимать его предложение, Боромир решает взять Кольцо силой. Фродо надевает Кольцо и убегает к заброшенной Смотровой Башне. Взобравшись на неё, Фродо видит ужасные картины войны, разделившей Средиземье, и ощущает на себя взгляд Ока Саурона.

Сняв Кольцо, Фродо решает идти в Мордор один, не говоря ничего остальным членам Братства. Однако его преданный друг Сэм догоняет Фродо и просит взять его с собой, на юг. Хоббиты идут в Мордор вместе.

Эмин Майл

Оставив Братство в Амон Хене, Фродо и Сэм пробовали пройти по извилистым дорожкам Эмин Муил, но лишь зря потеряли время и заблудились. Неожиданно они встретили Голлума, который напал на хоббитов, стремясь отобрать Кольцо, но был схвачен и связан эльфийской веревкой.

Плененный Голлум согласился вывести хоббитов из лабиринта и повёл их в Мертвые Болота.

Мертвые Болота

Преодоление Мертвых Болот не заняло слишком много времени. Голлум и хоббиты встретили на пути некоторые препятствия, но легко преодолели их.

Итилиен и Осгилиат

Голлум привел двух хоббитов к Черным Вратам Мордора, однако идти напрямик они не решились — это было слишком опасно. Тогда Голлум сказал, что знает секретный путь в Мордор — ‘по ступенькам через туннель’, и хоббиты снова доверились Голлуму, как своему проводнику. После происшествия в Итилиене, Фродо, Сэма и Голлума поймали следопыты капитана Фарамира из Гондора. Хоббитам ничего не оставалось, как пойти с ними в город Осгилиат, который подвергся нападению назгулов и превосходящих сил Мордора. Сэм, Фродо и Голлум вынуждены были в спешке бежать. Эта сцена присутствует только в кино, в книге Фарамир не берет хоббитов в Осгилиат, а оставляет в Итилиене, в секретном укрытии следопытов за водопадом.

Минас Моргул и Логово Шелоб

Голлум ведет хоббитов мимо Минас Моргула — логова ангмарского Короля-Чародея, все выше по ступеням, ‘в туннель’. Как только хоббиты преодолели лестницу, Голлум покинул их. Фродо и Сэм пошли через туннель вдвоем и сумели добраться до конца без проблем, но на выходе их атаковала паучиха Шелоб. Она сумела ранить Фродо своим ядовитым клыком, однако Сэм прогнал её, ранив в схватке «Жалом» и ослепив сосудом Галадриэли. Сэм оставил Фродо, думая, что тот мертв.

Кирит Унгол

Сэм продолжал продвигаться к Мордору, но внезапно заметил шайку орков из башни, охранявшей туннель. Те несли куда-то неподвижного Фродо. Подслушав их разговоры, Сэм понял, что Фродо все ещё жив, а Шелоб только парализовала его. Тогда Сэм решает во что бы тони стало спасти своего хозяина и следует за орками. Когда он подходит к башне Кирит Унгол, то видит совсем небольшой гарнизон. Между урук-хай, охранявшими башню, и орками происходит стычка, в результате которой большая часть гарнизона погибает. Сэм убивает оставшихся и освобождает Фродо из плена. Хоббиты двигаются дальше в Мордор.

Мордор и Роковая Гора

Фродо и Сэм прошли через пустынные равнины Мордора (всех орков отправили к Чёрным Вратам отражать натиск армии людей Запада) и начали подниматься на Роковую Гору. Именно тогда на них вновь нападает Голлум. После непродолжительной борьбы Сэму удается его победить, а Фродо взбирается на гору. Теперь у Фродо есть шанс уничтожить Кольцо, но он колеблется. Сэм уговаривает его выбросить Кольцо, но все тщетно — Фродо не слушает, Кольцо поработило его волю. Внезапно очнувшийся Голлум бьет Сэма камнем по голове и нападает на Фродо, который надевает Кольцо.

Голлум откусывает Фродо палец и завладевает Кольцом. Теперь он счастлив и радостно скачет на краю обрыва. Фродо пытается вернуть Кольцо и падает вместе с Голлумом в лаву, но из последних сил хватается за край обрыва. Его спасает пришедший в сознание Сэм. Кольцо плавится в огне Роковой горы, а Фродо и Сэм выбегают наружу. Роковая Гора рушится, но хоббитов спасает Гэндальф, Гваихир и другие Великие Орлы.

Освобождение Шира

Отдохнув в Минас Тирите, Фродо и Сэм (а также Мерри и Пиппин) возвращаются в Шир. К несчастью хоббитов, Шир хитростью захватил Саруман. Однако Фродо Сэм, Мерри и Пиппин успешно справились и с этой проблемой, подняв весь Шир против захватчиков.

Четвёртая Эпоха

Фродо недолго был помощником мэра Шира. Он понимал, что перенесенные им в путешествии раны никогда уже не затянутся, и позднее удалился от дел. Его мучили воспоминания пережитого, неоправданное чувство вины, что его поход кончился выживанием, а не самопожертвованием, а кроме того, и тёмные искушения: сожаление о том, что не вернулся в Шир «знаменитым героем», а не просто «орудием блага», а также сожаление об утрате Кольца, которое он мог бы присвоить. Заметив это, Арвен передала Фродо драгоценный камень и вместе с ним право плыть в Валинор и упросила Гэндальфа, как представителя Валар, подтвердить передачу права (письмо 246). 22 сентября 1421 году по летоисчислению Шира (Четвертая Эпоха) Фродо присоединился к Бильбо, Гэндальфу, Галадриэли и Элронду на борту эльфийского судна. Ему выпала честь пересечь вместе с эльфами море и достичь Заокраинного Запада, ведь он был Хранителем Кольца, как и Бильбо до него. На 52 году жизни Фродо покинул Средиземье в надежде обрести мир за его пределами.

Валинор был для Фродо «чистилищем» в хорошем смысле, там он получил мир и исцеление. «Наградой ему стал срок для раздумий и отдыха, и обретения более истинного понимания своего положения как в ничтожности, так и в величии, — срок, который ему предстояло провести по-прежнему во Времени, среди природной красоты «Арды Неискаженной», Земли, не оскверненной злом» (письмо 246).

Но так как хоббиты родственны людям, то и Фродо был смертен, и Валар не могли изменить предначертания Эру Илуватара. По истечении неизвестного времени Фродо, исцелившись от ран, мирно и добровольно, как нетронутые пороком люди, умер и перешёл из Времени в иной мир, о котором не знали даже эльфы. Такова же судьба и Бильбо (письмо 325).

Фродо — главный герой романа и фильма «Властелин Колец».

Происхождение имени

В приложении к «Властелину Колец» о происхождении имен и названий, среди других хоббитских имен имя «Фродо» не упоминается. Дж. Р. Р. Толкин говорит о нём в письме к Ричарду Джеффери 7 сентября 1955 года:

«Фродо - подлинное имя, заимствованное из германской традиции. Его древнеанглийская форма - Froda. Со всей очевидностью восходит оно к древнему слову frod, что этимологически означает «мудрый благодаря опыту»; однако связано оно мифологически и с северными легендами о Золотом Веке…»
—Приложение

Интересные факты

  • В черновиках Толкина Фродо звали Бинго Бэггинсом.

Галерея

200px-Unico Anello Братство Кольца 200px-Unico Anello
    
Фродо Бэггинс
Фродо
Сэм
Мерри
Пиппин
Гэндальф
Арагорн
Леголас
Гимли
Боромир